RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

26.03.2007

Ярослав Бутаков

АХМАДИНЕДЖАД УЙДЕТ?

«Ядерная тема», возможно, лишь эпизод в иранской долгосрочной стратегической игре

ИРАНСКАЯ «ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ»: ДЕКЛАРАЦИИ, РЕЗОЛЮЦИИ, САНКЦИИ…

В минувшую субботу Совет безопасности ООН принял резолюцию №1747, налагающую экономические санкции на Иран в ответ на его отказ остановить работы по ядерной программе.

О подготовке новой резолюции было объявлено в конце февраля, после того как истек срок, предоставленный Ирану прежней резолюцией. Она требовала от Ирана заявить об отказе от разработки собственной атомной программы. Как ответ тогда прозвучали слова президента Ирана М. Ахмадинеджада о том, что никто не заставит Исламскую Республику отказаться от овладения ядерными технологиями.

При этом Иран неизменно подчеркивает, что его работы в атомной сфере носят исключительно мирный характер. Резолюции же ООН обвиняют Иран в том, что он ведет работы по обогащению урана, могущие иметь военное применение, хотя никаких доказательств этому пока не представлено. Но при этом в резолюциях постоянно отмечается, что Иран ограничивает доступ экспертов МАГАТЭ к своим ядерным объектам, что и не позволяет сделать однозначный вывод о характере ядерных работ Ирана.

Текст новой резолюции был заранее согласован членами т.н. «большой шестерки» (пять постоянных членов Совбеза ООН – РФ, США, КНР, Британия и Франция, плюс Германия). Накануне голосования несколько стран, в том числе ЮАР и Индонезия, призвали внести существенные коррективы в документ. В частности, ЮАР предложила отсрочить введение новых санкций на три месяца, а президент Индонезии высказался против любого ужесточения санкций. Однако представители этих стран в Совбезе в конце концов проголосовали за новую резолюцию, которая в итоге была принята единогласно.

Документ предусматривает замораживание финансовых счетов 13 компаний и 15 физических лиц, которые считаются причастными к работам по обогащению урана. Также вводится эмбарго на торговлю оружием и военными технологиями с Ираном. Членов ООН обязывают ввести визовые ограничения на поездки некоторых официальных лиц Ирана, а также призывают отказаться от выделения Ирану кредитов. В документе особо подчеркивается чисто экономический характер санкций. На выполнение требований Совбеза Ирану дается 60 дней, после чего, в случае их игнорирования, Совбез намеревается рассмотреть вопрос о новом ужесточении санкций.

В совместном заявлении страны «шестерки» призвали Иран вернуться к полномасштабному сотрудничеству и переговорам с МАГАТЭ. Также содержится обещание немедленно снять любые санкции после того, как Иран выполнит это условие.

Накануне голосования стало известно, что президент Ирана, ранее заявивший о своем намерении посетить Нью-Йорк и изложить в ООН позицию своей страны по ядерной программе, не сможет этого сделать из-за противодействия США в выдаче въездной визы. Впрочем, американские официальные лица объявили, что якобы имевшие место затруднения с визой – надуманный предлог.

 

УСТАНОВКА НА РАЗРЫВ

Официальную позицию Ирана в Совбезе ООН выразил министр иностранных дел этой страны М. Моттаки. Правда, ему позволили выступить только после состоявшегося голосования. Он назвал принятую ООН резолюцию «несправедливой и ненужной». В частности, он заявил:

«Иран не стремится к конфронтации и не желает получить чего-либо сверх своих неотъемлемых прав. Мы приглашаем вас вернуться к переговорам, базирующимся на справедливости и правде. Единственный путь к этому – отказаться от неразумных предварительных условий и вернуться к честным переговорам. Приостановка обогащения урана – не средство и не решение проблемы. Давление не изменит политику Ирана… Иран готов заплатить цену за свое достоинство и независимость. Никакие санкции и давление не вынудят нас отказаться от наших законных прав и наших мирных программ… Решение СБ ООН не основано на международном праве, а Тегеран и его ядерные проекты носят исключительно мирный характер и не представляют угрозы ни миру, ни стабильности».

Президент Ирана на заседании правительства страны выступил с заявлением, которое было распространено пресс-службами иранских диппредставительств. Глава исполнительной власти ИРИ отметил, что принятая «резолюция для иранского народа не является чем-то новым. Совбез ООН своими заказными и незаконными резолюциями даже на секунду не сможет остановить законную мирную ядерную деятельность иранского народа».

Президент Ирана сказал также: «Враги Ирана ошибаются, если думают, что могут помешать прогрессу Исламской Республики. Незаконная резолюция СБ ООН является явным признаком поражения либерально-демократического строя и его заката, о чем свидетельствует и то, как проходило голосование по резолюции 1737, когда СБ даже не выслушал выступление министра иностранных дел Ирана перед началом голосования… Даже если они издадут тысячи других таких бумажек (резолюций), пусть будут уверены, что в Иране в этой связи ничего не произойдет. Такие действия больше прежнего приведут к потере авторитета и лишению доверия мирового сообщества к международным органам… Ядерная деятельность Ирана беспрепятственно будет продолжена, и иранский народ, выстраивая свои международные отношения, не забудет тех, кто голосовал за принятие резолюции».

Непреклонная позиция и воинственные заявления иранского руководства еще раньше способствовали тому, что страны, всегда наиболее лояльно относившиеся к Ирану – Китай и Россия, – полностью солидаризировались с позицией ведущих западных стран по вопросу отношения к ядерной программе Ирана.

 

РОССИЯ И КИТАЙ ОТКРЕЩИВАЮТСЯ ОТ СОЮЗНИКА

Признаки изменения позиции России стали отчетливо прослеживаться с конца февраля, сразу после отказа Ирана выполнить предыдущую резолюцию СБ ООН, и уже в середине марта оформились в отказ продолжать содействие в строительстве Бушерской АЭС. Возникшие в тот момент разногласия в вопросе финансирования Ираном работы российских специалистов и поставок из России оборудования и ядерных материалов дали Москве хорошую возможность разыграть политическую лояльность перед западным сообществом. Хотя, согласно эксклюзивным сведениям, полученным РПМонитор от осведомленного источника в «Атомстройэкспорте», первоначальной причиной стал элементарный срыв российской стороной обязательств по строительству и поставкам, в ответ на что и последовала задержка выплат со стороны Ирана.

Однако сейчас, после новой резолюции ООН, вопрос полностью перешел в политическую плоскость и не может быть отрегулирован путем возобновления взаимных обязательств по Бушерскому проекту. Россия теперь поставила дальнейшее продолжение сотрудничества с Ираном в зависимость от позиции Ирана по вопросу, близко затрагивающему безопасность самого Ирана. Проще говоря, Россия лишила себя свободы рук и маневра в отношениях с Ираном.

Пока неясно, как будет дальше развивать сотрудничество с Ираном Китай, жизненно заинтересованный в поставках иранской нефти. Впрочем, такого рода торговлю резолюция ООН не осуждает. Однако несогласие Ирана с новыми требованиями может выдвинуть на повестку дня вопрос о запрете экономического содействия ИРИ. И как тогда быть с совместными китайско-иранскими проектами по добыче газа на территории Ирана, в которые уже вложено немало китайских денег и еще больше обещано? И не потребует ли Иран помощи Китая для своей ядерной программы, если Россия заморозит сотрудничество по этой линии?

Последний вопрос актуален, поскольку Китай сильно завязан на иранские углеводороды, а вот маршруты иранского экспорта нефти и газа могут быть диверсифицированы. В качестве одного из главных возможных потребителей иранской нефти называется Индия. Кстати, США в последнее время выражают сильную озабоченность растущим сотрудничеством Дели и Тегерана в энергетической сфере. И вряд ли стоит переоценивать степень воздействия США на Индию, их способность заставить Индию отказаться от этого сотрудничества.

На позицию Китая сейчас все больше влияет фактор индийско-иранских связей, к которым Пекин не может относиться позитивно. Поэтому и присоединение Китая к жестким санкциям против Ирана может быть формой давления, чтобы Тегеран не забывал о своем главном энергетическом партнере.

Скорее всего, выработка некой согласованной позиции в отношении Ирана в связи с новой резолюцией ООН станет главной темой переговоров с глазу на глаз между Президентом РФ В. Путиным и прибывшим в понедельник в Москву председателем КНР Ху Цзиньтао. Хотя официально говорится, что основное внимание будет уделено растущему экономическому сотрудничеству, а иранская проблема упоминается только вскользь и между прочим, ясно, что на самом деле она в центре диалога.

 

НА ЧТО СТАВИТ АЯТОЛЛА ХАМЕНЕИ?

Что касается целей Ирана, то тут, на наш взгляд, вопрос об овладении технологией создания атомного оружия вторичен. Ясно, что и без помощи России или Китая Иран сделает ядерную бомбу, если действительно ставит перед собой такую цель, а скорее всего, уже сделал. Понятно, что даже при наличии некоторого количества атомных боеприпасов и средств доставки Иран проиграет военный конфликт США, если последние действительно выберут силовой вариант решения ими же спровоцированного кризиса.

Здесь важно помнить то, что, во-первых, Ахмадинеджад – не глава исламского государства, а всего лишь первый его чиновник, исполнитель. Во-вторых, внешняя политика есть продолжение внутренней. Является ли Ахмадинеджад просто «чертиком из табакерки», которого духовный лидер аятолла Хаменеи (реальный руководитель Ирана), выпустил для того, чтобы попугать Запад? А заодно укрепить внутреннее единство страны перед лицом обозначившейся внешней угрозы? Ведь не следует забывать, что нынешний режим утвердился в Иране в результате мощных репрессий против иранских левых. Те свергали шахский строй вместе с исламистами, но потом были побеждены последними в жестокой борьбе за власть. В Иране с его давними революционными традициями немало сторонников демократического светского государства. Немало там и наций, стремящихся к созданию собственной государственности (курды и азербайджанцы) или автономии. Это только со стороны Иран может казаться этаким монолитом.

Фундаментализм сам по себе является объектом атак со стороны Запада и иранских диссидентов. Отстранение Ахмадинеджада (которое может произойти без его формальной отставки; ему просто запретят активно «высовываться») может быть представлено как уступка в обмен на лояльность Запада, особенно США, к исламскому государственному строю.

Ценой сделки для Ирана станет расконсервирование ядерных объектов (как знать, не является ли нынешняя задержка в выполнении требований ООН необходимостью для Ирана уничтожить или надежно спрятать уже имеющиеся ядерные боеприпасы?). Бонусами же для него, кроме названного выше, станут переход Ирака и Афганистана, после неизбежного и скорого ухода оттуда американских войск, под его непосредственное влияние.

Выгодой для США станет восстановление своего пошатнувшегося имиджа. Уход Ахмадинеджада с главной сцены будет приурочен по времени к предстоящим в конце следующего года в США выборам. Республиканская администрация может ухватиться за это событие как за свою внешнеполитическую победу, искупающую все прежние промахи, вследствие чего проявит склонность к уступкам. Ну, а если она на примирение не пойдет, тогда демократы, которые в таком случае гарантированно займут Белый дом, вынуждены будут сделать шаги к нормализации отношений с Ираном.

Если, конечно, раньше не будет войны…


Количество показов: 3738
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100