RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

09.04.2007

Михаил Хазин

ЮЩЕНКО И «ЗАПАДНЫЙ ПРОЕКТ»

Может ли Россия стать точкой опоры для сил, готовых порвать с ним?

Кризис на Украине вызывает массу комментариев в прессе, однако четкого понимания происходящих процессов не видно. Есть лишь удивление – если Ющенко с высокой степенью вероятности проигрывает выборы, то зачем ему на них идти? Между тем, если посмотреть на ситуацию несколько с другой стороны, многое станет ясным.

Проблемы Украины нельзя сводить к внутренней политической специфике этой страны. Здесь идет борьба мировых сил, вернее – борьба одной мировой силы (Запада) со всем, что не вписывается в навязываемые им правила игры.

Практически весь ХХ век прошел под знаменем борьбы двух глобальных проектов – «Западного» и «Красного» (подробнее об этом см. здесь). Проекты эти принципиально антагонистичны, поскольку строятся на различных базовых ценностных принципах. Разрушение одного из них было неизбежно – в силу общей для обоих проектов специфики технологической парадигмы.

Однако победа одного из проектов неминуемо поставила вопрос о тех территориях, на которых прежде реализовывался другой проект. Именно о территориях, а не о странах, ибо «Западный проект» работает сегодня не с государствами (если это только не базовое государство самого проекта), и не с организациями (они могут стать частью глобального проекта только в том случае, если сами же этим проектом и созданы), а исключительно с отдельными людьми – физическими лицами.

Последние должны присягать на верность «Западному проекту» исключительно в индивидуальном порядке, коллективное членство не приветствуется.

С точки зрения «Западного» проекта, Украина представляет интерес, прежде всего, как некоторый ресурс, который нельзя отдать России. Ни при каких условиях. А это значит, что необходимо поддерживать ту часть элиты, которая объявляет своей целью «Западный» проект, и внимательно следить, чтобы соблюдались принятые в рамках проектного сценария правила игры.

На Украине есть две главные элитные группы, которые обозначаются «оранжевым» и «голубым» цветами и персонифицируются в лице Ющенко и Януковича. И обе они ориентированы на «Западный» глобальный проект, ценностный базис которого (приоритет прибыли, наживы) представляется им вполне привлекательным.

Однако между ними есть и серьезная разница. Ющенко лично присягнул «Западному» проекту уже много лет назад и был им признан как «свой». Более того, он поставлен этим проектом в качестве «куратора» на Украине. Именно через него «Западный проект» и работает с украинским государством.

Янукович же представляет тех, кто, в принципе, тоже готов присоединиться к «Западному» проекту, но при этом имеет свои локальные групповые интересы, которые должны быть обеспечены при любом повороте событий. Однако добиться этого практически невозможно.

«Западный» проект на переговоры с такими группами не идет. Предлагаются лишь индивидуальные условия для каждого из участников, что весьма сужает их нынешние возможности. При этом гарантом выполнения этих условий называют Ющенко, который лично для многих на Украине неприемлем. При этом западные инвесторы, которые вошли в бизнес «бело-голубых», помочь тут не могут – поскольку отношения с ними носят чисто экономический характер, не влияющий на политические процессы.

В результате Янукович и стоящие за ним группы изначально оказались в слабом положении: они не в состоянии реализовать свои преимущества ни внутри страны (поскольку главой ее является Ющенко), ни в непосредственных переговорах с «Западным» проектом. Который, со своей стороны, постоянно усиливает Ющенко, выставляя его в качестве своего контрагента при решении любых вопросов с Януковичем.

Осознав слабость своих позиций, элитные группы, стоящие за Януковичем, решили взять власть в стране, чтобы использовать для переговоров с «Западным проектом» ресурс государства. Фактически, они решили повторить сценарий начала нынешнего века для России, где аналогичные группы также взяли власть и пытались разыграть сценарий использования государственного ресурса для того, чтобы решить вопрос с «Западным» проектом о вхождении в «мировую элиту».

Для достижения этой цели группой Януковича был выбран вполне разумный, с точки зрения логики, план: переманить на свою сторону ряд депутатов, образовать в Раде конституционное большинство и возглавить страну. Беда пришла откуда не ждали (поскольку не хотели вникать в суть «Западного» проекта и его ценностей и правил, а также анализировать ситуацию с проектной точки зрения).

Дело в том, что «Западный» проект предполагает использование в политической жизни исключительно партийных схем. Это связано с принципиальной слабостью этого проекта по отношению к основным конкурентным глобальным проектам – «Красному» и Исламскому, где базовым принципом является справедливость (разумеется, понимаемая по-разному для разных проектов), в отличие от наживы для «Западного» проекта.

В связи с этим прямая воля народа практически никогда не может принести успех «Западному» проекту, во всяком случае, в стратегической перспективе. И в этой ситуации, с учетом необходимости демонстрировать «демократию» в действии, была придумана схема, которая позволяет «оторвать» избранников народа от ответственности перед ним.

Суть ее состоит в том, чтобы от мажоритарной схемы выборов, при которой депутат зависит от своих избирателей (и даже может быть отозван), перейти к партийной, когда ответственность у депутата есть исключительно перед руководством своей партии, которая может его включить в партийные списки, а может и нет. А его попытки следовать своим жизненным принципам (буде таковые у него есть), которые требуют сменить партию, в случае если у ее руководства появились какие-то интересы, с этими принципами несовместимые, представляются с точки зрения «западных» выборных принципов преступными. Поскольку верность «западным» принципам, которым присягнули руководители партии, важнее, чем ответственность конкретного депутата перед народом! И предательство по отношению к проекту должно быть наказано немедленно и жестко!

Разумеется, Партия Регионов совершенно не исходит на сегодня из интересов украинского народа. Хотя в чем-то эти интересы отражает лучше, чем «оранжевые».

Но дело тут в принципе – если разрешить выход из «оранжевой» коалиции (и вообще из фракции) по причине несоответствия политики партии личным принципам депутата, то как потом такой системой рулить?

И опять же, если сегодня кто-то перейдет к «голубым», то где гарантия, что завтра не уйдет к «красным» или «зеленым» (имеется в виду «Исламский» проект)?

В этом контексте роспуск Верховной Рады бессмысленно рассматривать как попытку Ющенко достичь каких-то личных политических целей. Более того, с точки зрения его личных политических интересов, это просто идиотический ход.

Но если исходить из его проектных интересов – тогда будет совсем другое дело. Нынешняя элита Украины присягнула «Западу» – и значит обязана придерживаться «западных» политических правил, даже если это противоречит ее текущим интересам.

Ющенко разогнал Раду в качестве наказания Партии Регионов за то, что они нарушили «западные» политические правила, начав переманивать депутатов из одной фракции в другую. И теперь они трижды подумают, прежде чем снова нарушат правила, ибо поняли: Ющенко готов их наказать, даже пренебрегая собственными политическими интересами.

И, таким образом, у Януковича «со товарищи» остаются всего два варианта. Первый – признать право «Западного» проекта руководить Украиной как «подмандатной» территорией. То есть определять, кто будет руководителями Украины, в какие международные организации она будет вступать, а в какие нет (независимо от интересов конкретных персонажей на ее территории), кто и как будет выигрывать приватизационные конкурсы, по каким правилам потечет на запад транзитная российская нефть, и так далее, и тому подобное. Те, кто посмеет сопротивляться, будут уничтожены. Разумеется, исключительно в рамках соблюдения демократических принципов – через открытые судебные процессы. Что касается народа – ему будет позволено выбирать между двумя или тремя прозападными партиями, программы которых будут немного варьироваться в рамках безоговорочного соблюдения проектных правил.

Второй выход для элит, группирующихся вокруг Януковича, заключается в том, чтобы пойти на радикальный разрыв с принципами «Западного проекта». Тогда они становятся способны смести Ющенко – но уже на базе иных ценностных принципов.

На сегодня нет уверенности, что восточно-украинские олигархи готовы идти на такую «жертву». «Западный проект» – это их сверхцель. Именно этим обстоятельством отличается ситуация на Украине от ситуации в России, где лично президент «Западному проекту» не присягнул. Но даже если бы Янукович и решил бы сам порвать с «Западным» проектом, его положение было бы крайне сложным.

США сразу же перестанут покупать украинский металл, ЕС начнет запрещать въезд на свою территорию тем, кто «нарушает демократию» и «причастен к коррупции» (а тут можно и кавычек не ставить – кто не причастен?). И так далее, и тому подобное – бесконечный прессинг с предопределенным результатом.

А вот если бы подобный выбор был сделан в России, тогда результат вполне мог бы быть и иным. Ресурсы страны дают возможность противостоять и сопротивляться, собирая в свой лагерь тех, кто готов поступать аналогичным образом. Однако пока Россия еще не решила проблему своего проектного выбора, у Януковича не может быть уверенности в том, что здесь можно найти точку опоры.

Это означает, что до тех пор, пока Россия не определится, по какому пути ей идти дальше, прозападные силы на Украине и дальше будут побеждать.


Количество показов: 2280
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100