19.04.2007
Артем Леонов
ОСТРОВ КРЫМ
Кому выгодно «соединение» Черного и Азовского морей?
Украинские и турецкие источники сообщают о возобновлении исследовательских работ по проекту 50-километрового судоходного канала через Перекопский перешеек (Перекоп – Чонгар – озеро Сиваш). Разработку этого проекта осуществляет группа в составе специалистов из Украины, Германии, Венгрии и Турции, участники которой недавно обследовали трассу канала.
Канал создаст новое соединение Черного моря с Азовским, но, как считают экологи, может нанести ущерб уникальным соляным и другим биоресурсам залива Сиваш. К тому же будет затруднено прямое сообщение Крыма с материком, что выгодно, как считают аналитики, прежде всего крымско-татарским сепаратистам, опасающимся сближения Восточной Украины и России.
Напомним, что сегодня в Турции вновь обсуждаются планы включения Крыма в сферу влияния Анкары. Этому способствует и вдохновляющая, с точки зрения турецких стратегов, демографическая статистика, согласно которой по состоянию на 1 апреля 2007 года в Крыму численность крымских татар превышает 255 тыс. чел., из них лиц старше 15 лет – 220 тыс. чел. Напомним, что за последнее десятилетие численность крымских татар возросла более чем в 7 раз, достигнув 15% общей численности населения полуострова, а в некоторых районах (например, вблизи Джанкоя) выросла до 40-50%. При этом демографический бум среди крымских татар проходит на фоне сокращения и старения славянского населения автономной республики.
Примечательно, что крымско-татарская диаспора даже предлагала направить на строительство канала рабочую силу и инженеров. Со своей стороны, украинские националистические круги, устраивающие политические провокации везде, где им удается разглядеть следы «российского влияния» (например, в случае строительства железнодорожного моста Крым–Кавказ, соединяющего Керченский полуостров и Тамань), вполне благожелательно реагируют на планы строительства канала, превращающего Крым в самый настоящий остров.
Канал, о котором идет речь, существовал в средние века, но после включения Тавриды в состав России его засыпали, посчитав нерентабельным и усложняющими сквозное сообщение между отдельными регионами Крыма через Перекопский и Чонгарский перешейки. Планировала строительство канала и англо-турецко-французская компания после поражения России в Крымской войне, однако российская дипломатия сорвала этот замысел.
Похожее начинание летом 1920-го намечалось также по инициативе барона Врангеля, чтобы обезопасить Крым от нашествия большевиков и махновцев. Но британские и французские специалисты отказались приехать на строительство, несмотря на то, что правительства Великобритании и Франции обещали Врангелю поддержку.
А в последний раз тот же канал намеревались строить в конце 1942 года немцы с румынами, оккупировавшие Крым. К участию в строительстве собирались привлечь также и Турцию, которой, в случае ее вступления в войну против СССР (оно, как известно, так и не состоялось), обещали вернуть Крымский полуостров в рамках крымско-татарского протектората.
Количество показов: 4074