RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

20.04.2007

Роман Багдасаров

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ВЕЧНОСТИ

Почему православные почитают святые мощи?

18 апреля 2007 г. десница (правая рука) святителя Спиридона Тримифунтского, прибывшая в Россию из Греции, была торжественно перенесена из храма Христа Спасителя в Данилов монастырь, где теперь также будет доступна для поклонения.

После возвращения из Рима в Керкиру (о-в Корфу) в 1984 году, десница впервые покинула пределы Греции. Поэтому ее сопровождает представительная делегация во главе с митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием. Кроме него в почетный кортеж десницы святителя Спиридона входят митрополит Кесарьяни, Вироноса и Имиттоса Даниил, перифериарх Ионических островов, Сотирис Восду, губернатор острова Корфу Стефанос Пулименос, мэр города Керкира Сотирис Микалеф и ряд других духовных и светских лиц.

Начиная от площади Серпуховская застава до монастырского Троицкого храма, св. мощи следовали в составе крестного хода, а затем была совершена торжественная служба. Вечером в доме наместника Данилова монастыря состоялась пресс-конференция, где были освещены итоги первых дней пребывания святыни в Москве и уточнен дальнейший маршрут ее передвижения по городам России.

Выступая информационным спонсором этого события, RPMonitor в последние дни получил немало откликов, сообщений от самых разных людей. Читатели просят подробнее рассказать о деталях почитания православных мощей, о значении ритуальных действий, которые производятся как в ходе церковных богослужений, так и верующими персонально. Суммируя наиболее часто возникающие вопросы, можно расположить их в следующем порядке.

 

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «МОЩИ»?

Смысл этого слова в греческом и русском языках разный. По-гречески святые мощи именуют λείψανα или σκηνωμα. Первое слово переводится как «останки» и может относиться не только к телам святых, но и к останкам обычных людей. Второе слово, σκηνωμα, происходит от глагола «обитать, вмещаться, отдыхать» и связано с библейским понятием Скинии – как священного места, где пребывало Божество. Тело святого таким образом рассматривается как место пребывания его души, ее «дом».

Концепция тела как вместилища души, «скинии», приближает нас к славянско-православному пониманию св. мощей. В славянском языке, в отличие от других языков христианства (греческого и латинского), впервые появляется специальное слово для обозначения исключительно телесных останков святого – мощи. Нетрудно догадаться, что оно одного корня с глаголом «мочь» (т.е. иметь силу), с существительным «могущество». Останки святого человека в православном сознании – овеществленная благодатная энергия, ее средоточие. Духовная мощь, дарованная свыше телесным останкам святого.

 

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ ОСТАНКАМИ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА И МОЩАМИ СВЯТОГО?

Отношение Церкви к мощам святого таково, как будто это живое тело. А прах обычного человека не рассматривается как живой, хотя и считается связующим звеном для контакта с душой умершего.

Разница между останками этих двух категорий людей напоминает о той разнице, которая была между ними при жизни. В обычном человеке божественное присутствие не проявлено или непостоянно. Святой человек представляет собой, наоборот, «живую обитель» Духа, через которую тот постоянно действует (конечно, в соответствие со способностями, физическими данными, условиями существования конкретного человека).

После преставления святого такой обителью, источником божественного действия становятся мощи, через духовное измерение их жизнь продолжается.

Если останки обычного человека принято не беспокоить, то мощи святых, наоборот, после их обретения, становятся востребованы в среде верующих и выставляются для поклонения. Они публично свидетельствуют о святости данного человека и силе Церкви.

 

ПОЧЕМУ ВЕРУЮЩИЕ СТРЕМЯТСЯ ИМЕННО ФИЗИЧЕСКИ СОПРИКОСНУТЬСЯ, «ПРИЛОЖИТЬСЯ» К ОСТАНКАМ СВЯТОГО? РАЗВЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЧУДЕСНОЙ ПОМОЩИ НЕДОСТАТОЧНО МОЛИТВЫ, НАПРИМЕР, ПЕРЕД ИКОНОЙ ЭТОГО СВЯТОГО?

Известно, что получение чудесной помощи связано с личной верой человека, его готовностью данную помощь получить (что называется «быть достойным») и, собственно, исхождением этой помощи из того источника, куда адресована молитва человека. Когда верующий обращается за помощью к какому-то святому, то мощи являются преимущественным местом присутствия духа этого святого.

Прикосновение к святым мощам было для христиан в Средневековье высшим благом и по другим мотивам, не связанным напрямую с молитвами о помощи или поиском у святого защиты от какой-либо напасти. В одной из своих проповедей св. Григорий Нисский (IV в.) сообщает, что отнес тела своих родителей к мощам святых воинов-мучеников, «дабы они могли в час воскресения быть пробужденными вместе с этими избранными соседями». Аналогичной является благочестивая традиция захоронения и обычных людей ad sanctos, т.е. по соседству с могилами святых.

Из всего это следует один интересный вывод. Прикосновение к святым мощам необходимо верующим для того, чтобы ощутить еще здесь, на земле будущую реальность Воскресения. Ведь, согласно христианским догматам, всеобщее воскресение будет обязательно телесным, а в телах святых оно уже частично осуществлено. После воскресения все выдержавшие испытание на Страшном Суде люди получат вечное тело. Останки же святого несут на себе отпечаток этой вечности прямо сейчас.

Отметим также, что в Церкви издавна существует практика дробления, деления святых мощей, и если бы вопрос о благодати был бы связан с размерами частиц, она вряд ли бы поддерживалась. Поскольку Церковь в мистическом плане осознает себя как единое тело (где бы ее члены ни находились), то каждый фрагмент мощей обладает одинаковой силой – он таинственным образом продолжает быть связанным с остальными частями.


Количество показов: 6936
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100