RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

02.05.2007

Алексей Балиев

АЛЯСКА «СЪЕСТ» ЧУКОТКУ?

США скоро будут контролировать Берингов пролив

В конце апреля нынешнего года Минэкономразвития РФ представило в Правительство России и другие российские ведомства проект создания трансконтинентального коридора между Чукоткой и Аляской. Этот план разрабатывался с участием США, впервые предложивших его более ста лет тому назад.

Еще в 1890 году губернатор американского штата Колорадо Уильям Гилпин впервые предложил построить мост через Берингов пролив: эта идея «возродилась» в 1919–1921 годах, когда специальная американская миссия во главе с доверенным лицом руководства США У. Вандерлипом вела по этому вопросу переговоры с Лениным, Троцким и Дзержинским. То же самое американцы предлагали Сталину в 1941–1942 годах, опасаясь быстрого захвата северо-востока РСФСР Японией после разгрома Советского Союза (по аналогии с «молниеносной» японской оккупацией Приморья, Приамурья, Северного Сахалина и Южной Камчатки в 1919–1921 годах). Но советское руководство отвергло американское предложение.

Сейчас лоббисткая активность по продвижению проекта в России достигла пика. «Это один из очень немногих проектов, которые способны кардинально изменить развитие российского Дальнего Востока, – считает Виктор Разбегин, куратор проекта, замруководителя отдела исследований Минэкономразвития. – Сейчас возможности реализации этого замысла весьма высоки». Схожие оценки высказывают также Герман Греф, представители руководства Чукотки, многие эксперты ОАО «РЖД» и Минтранса РФ.

Общая длина коридора составит около 6 тыс. км, 102 км из которых будет проложено под Беринговым проливом. В подземной части маршрута, наряду с автотрассой, пройдет высокоскоростная железная дорога, а в перспективе проложат нефте-, газопровод, линии оптоволоконной связи и электропередачи.

Строительство самого тоннеля предварительно оценено в 10-12 млрд долларов, а весь проект обойдется в 65 млрд, но в текущих ценах и при нынешнем валютном курсе. Однако, несмотря на запредельную стоимость, его разработчики уверены, что идея получит должную поддержку российского правительства и американской администрации. Тем более, что финансироваться такой проект будет почти исключительно со стороны США, а управлять коридором будет американо-российский консорциум (типа каспийского КТК), возможно, с преобладающей долей США.

Аляска пока не имеет прямых железнодорожных путей сообщения ни с Канадой, ни с остальной частью США. Нет железнодорожного сообщения и у Чукотки с другими регионами РФ, как и с Аляской. Любопытно, что еще в 1998 оду Соединенные Штаты, Россия и Канада были близки к соглашению о реализации проекта строительства корридора, однако от него пришлось отказаться из-за краха рубля и опасений Канады по поводу последствий резкого усиления влияния США в российской Арктике. Схожая позиция у Канады, по имеющейся информации, и сегодня. США же такой проект выгоден еще и потому, что в 1990-м они распространили свою юрисдикцию почти на всю акваторию Берингова моря (по скандальному договору Бейкер-Шеварднадзе). Получив контроль над транспортной магистралью, проходящей через Берингов пролив, Вашингтон получит возможность еще сильнее закрепиться на границе Северной Америки и Евразии.

А выгоден ли проект России? Минрегионразвития и Министерство природных ресурсов в совместной докладной записке в Правительство РФ (март 2007 г.) отметили, что «предполагаемое в проекте сооружение магистральных железных дорог из Якутии или Хабаровского края позволит включить эти регионы в активный хозяйственный оборот, в том числе за счет привлечения иностранных капиталовложений, и во внешнеэкономические связи. Но главное преимущество проекта – соединение всех регионов России сквозным железнодорожным сообщением. По экспертным оценкам этих ведомств, рассчитанный в товарном исчислении промышленный потенциал регионов РФ, примыкающих к этому коридору, в случае его создания к 5-8 годам эксплуатации данной артерии увеличится почти втрое, а экспортный потенциал тех же регионов – более чем в три раза. Плюс к тому, будут задействованы разнообразные энергетические ресурсы региона: по имеющимся данным, избыток электроэнергии (т.е. большей в сравнении с реальным спросом) в тех же субъектах Федерации составит 25%, а то 30%, – ее-то и предполагается экспортировать на Аляску и, возможно, по подводному кабельному ответвлению – на Алеутские острова. Часть этого «излишка» будут получать Чукотка, Магаданская область и, вероятно, север Камчатской области (бывший Корякский национально-автономный округ).

По мнению кандидата технических наук, аналитика-транспортника Андрея Ремизова (г. Хабаровск), «главный вопрос – в долгосрочной государственной стратегии в отношении Северо-Востока России». Если он останется в своем нынешнем состоянии, то тогда большую часть выгод от строительства транспортного коридора извлекут США. Если же российский Северо-Восток намечено превратить в конкурента и, значит, экономически равноправного партнера индустриальной и многоотраслевой Аляски, то тогда создание транспортного коридора, естественно, выгодно и нам.


Количество показов: 4539
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100