RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

10.05.2007

Ярослав Бутаков

МОСКВА–ОСЛО: АРКТИЧЕСКИЙ СПОР

Норвегия оспаривает у России углеводородные ресурсы шельфа Баренцева моря

27 апреля по итогам переговоров со своим норвежским коллегой Йонасом Гаром Стёре, состоявшихся в Осло во время очередной встречи Россия–НАТО на уровне министров иностранных дел, глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что был достигнут прогресс по вопросу разграничения спорной зоны в Баренцевом море между двумя странами. Он, правда, как и норвежский министр, не уточнил, в чем именно заключается достигнутый прогресс.

Переговоры по этой проблеме ведутся еще со времен СССР, с 70-х годов прошлого века. Норвегия не признала установленный СССР в одностороннем порядке в 1926 году сектор полярных владений и настаивала на разграничении моря по срединной линии. Норвегия оспаривает принадлежность акватории площадью 175 тыс. кв. км. С разрушением СССР Норвегия активизировала усилия с целью добиться фиксированной делимитации Баренцева моря в свою пользу.

Из-за неурегулированного вопроса о границах в спорной зоне часто происходят инциденты между двумя странами. В апреле прошлого года посол РФ в Норвегии Олег Панов заявил, что «власти Норвегии нередко пристрастно относятся к российским судам, ведущим лов рыбы в Баренцевом море», отметив, что в тот момент сразу пять судов РФ были задержаны норвежскими властями за якобы незаконный промысел. При этом посол напомнил, что норвежские судебные органы чаще всего признают, в итоге, неправомерность задержания. «Мы сами заинтересованы, чтобы не было нарушений, поскольку мы тоже выступаем за сохранение биоресурсов в Баренцевом море», – заметил посол.

Со своей стороны, Россия наложила запрет на поставки в нашу страну некоторых видов норвежской рыбной продукции, в частности, норвежского лосося, выращенного в искусственных условиях. Причина стандартная – повышенное содержание вредных элементов, несоответствие санитарным нормам.

Пока конфликтные ситуации возникают только по поводу рыбной ловли и торговли, так как обе страны объявили мораторий на разработку минеральных ресурсов проблемной акватории впредь до окончательной делимитации. Между тем, именно богатства баренцевоморского шельфа подогревают интерес России и Норвегии к спорной зоне.

В докладе на заседании Морской коллегии при Правительстве России в июне прошлого года министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев сформулировал приоритеты политики России в области освоения ресурсов шельфа Мирового океана и, в частности, Баренцева моря:

«Определение внешних границ континентального шельфа Российской Федерации с целью делимитации морских пространств с сопредельными государствами проводится в соответствие с требованиями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. России решение этого вопроса важно в связи с большой протяженностью морских границ государства, а также высокой перспективностью ее шельфовых районов на нефть, газ и россыпные полезные ископаемые (золото, олово, алмазы).

В качестве примера можно привести работу, которая выполняется нашими геологами по разграничению границы континентального шельфа с Норвегией в районе Свода Федынского, на территории которого, по подсчетам экспертов, сосредоточено до 30% всех ресурсов углеводородов Баренцева моря. Подчеркну, что работа по делимитации границ целесообразна не только с экономической точки зрения, но и является важной геополитической задачей нашей страны.

Расширяя свои морские границы, мы защищаем свои национальные интересы, повышаем обороноспособность страны и выходим на новые перспективные участки, которые будут недропользователями востребованы в среднесрочной перспективе… Континентальный шельф России имеет для нашей страны стратегическое значение. Ресурсы углеводородов, сосредоточенные в морских месторождениях, позволят нам гарантированно обеспечить внутренние потребности в энергоносителях и их экспорт на десятки ближайших лет.

Для примера приведу лишь одну цифру. Начальные извлекаемые ресурсы нашего шельфа превышают 100 млрд т условного топлива. Других подобных территорий в Российской Федерации больше нет (выделено автором)».

Прошлогоднее решение «Газпрома» самостоятельно, без участия иностранных компаний, разрабатывать богатейшее Штокмановское газоконденсатное месторождение вызвало разочарование на Западе. Напомним, что первоначально в числе кандидатов, причем самых вероятных, на допуск к разработке Штокмана числились две норвежские компании – Statoil и Norsk Hydro (в июле этого года они сольются в одну). Впрочем, норвежские бизнесмены и политики не теряют надежды на изменение ситуации, вспоминая прошлогодние слова Владимира Путина о том, что «это был выбор «Газпрома», а не решение российского правительства». Уповают они и на давление американцев. Во время уже упомянутой последней встречи в Осло госсекретарь США К.Райс отметила в интервью, что надеется на «более открытую политику России в части привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор», добавив, что такие месторождения, как Штокман, «нелегко разрабатывать». То есть, что Россия-де не сможет эффективно освоить Штокман в одиночку.

В то же время норвежцы, побуждая Россию к скорейшему всеобъемлющему соглашению о Баренцевом море, указывают на интерес других держав к этому региону. «Этим [соглашением] мы сможем защитить себя и сохранить здесь свое влияние, в то время как другие великие страны, такие, как Китай и США, обращают свой взгляд на Арктику. Это последнее большое море, экология которого практически не разрушена. После того как мы заключим такой договор, мы можем пригласить другие страны к заключению соглашения, относящегося ко всей Арктике. Но если наши две страны не сделают этого вместе первыми, мы потеряем возможность сохранить здесь свое влияние», – утверждает норвежский эксперт Вилли Эстренг (бывший директор Института Нансена) на страницах газеты Fremover.

Норвежцы призывают Россию рассматривать вопрос делимитации в пакете с другими вопросами приграничного сотрудничества. Так, в качестве стимула для России выдвинут проект создания особой экономической зоны на побережье между Киркенесом (норвежская провинция Финнмаркен) и Печенгой (Мурманская область РФ). Проект пользуется поддержкой со стороны России, особенно заинтересованных регионов. Но по отдельным вопросам реализации проекта возникают крупные разногласия. Так, власти Мурманской области опасаютсячто продление железной дороги от Никеля-Мурманского на Киркенес усилит конкуренцию Мурманску со стороны этого норвежского порта. «Норвежцы хотят поставлять грузы в США через свои территории, а не через Мурманск», – говорит губернатор области Юрий Евдокимов. Он склонен отстаивать проект не общей экономической зоны, а двух особых экономических анклавов – российского и норвежского.

Перспективы создания особой экономической зоны, проблема делимитации морских границ, другие вопросы взаимодействия России и Норвегии в арктическом бассейне будут рассматриваться во время визита норвежского премьер-министра Йенса Столтенберга в нашу страну нынешним летом. Правда, с этим визитом остается еще много неясного, в первую очередь – сроки. О предстоящем визите было заявлено в начале года, причем говорилось, что норвежский премьер посетит Москву, Питер и Мурманск «по окончании зимы». Затем стали говорить об июне как времени визита. Последние известия относят время приезда Столтенберга в Россию к началу июля. Связаны ли эти переносы с последними событиями вокруг Эстонии и Североевропейского газопровода, не сообщается.

Вопрос разграничения в Баренцевом море стыкуется с вопросом российского присутствия на Шпицбергене. Добыча угля на архипелаге (поселок Баренцбург), которую СССР вел там с 30-х годов прошлого века, давно перестала приносить прибыль. Однако, как подчеркнул в интервью «Российской Газете» (№ от 23 марта 2006 года) заместитель секретаря Совета безопасности России Николай Спасский, «основной интерес России заключается в присутствии на Шпицбергене. Стержнем нашего присутствия в обозримой перспективе может по-прежнему оставаться только угледобыча… Параллельно нужно разворачивать другие направления нашей деятельности на Шпицбергене. Речь идет о современно организованных научных исследованиях, проработке вопроса о месторождениях нефти и газа, развитии туризма, организации рыбопереработки… Ослабление нашего присутствия на архипелаге наверняка подорвало бы и наши позиции на переговорах с Норвегией о разграничении морских пространств и в вопросах рыболовства. Поэтому мы считаем, что наше присутствие должно иметь стратегическую перспективу. Для этого в ближайшие годы России предстоит принять очень серьезные решения (выделено автором)».

Как будет в итоге решен вопрос, неясно. Учитывая его длительную предысторию, не исключено, что окончательного урегулирования придется ждать еще долгие годы. Мы уже имеем пример поспешного решения подобной проблемы, и этот пример неудачен. Речь идет о разделе Берингова моря по соглашению министра иностранных дел СССР Шеварднадзе и госсекретаря США Бейкера в 1990 году. Хотелось бы думать, что этот пример останется единственным печальным исключением такого рода.


Количество показов: 2197
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100