18.05.2007
Артем Леонов
ПРИКАСПИЙСКИЙ МАРШРУТ
Почему Казахстан и Туркмения одобрили проект газопровода, предложенный Россией?
Проект Прикаспийского газопровода – из Средней Азии в Европу через РСФСР – был разработан еще в начале 1980-х годов, но не был реализован в связи с ростом потребления среднеазиатского газа в России. Однако сейчас именно этот маршрут для экспорта среднеазиатского газа, по экспертным оценкам правительств Казахстана, Туркмении и РФ, имеет много экономико-политических преимуществ.
1. До 85% его общей протяженности, включая прикаспийские районы Казахстана и Туркмении, – это действующие трубопроводы, нуждающиеся лишь в частичной реконструкции; соединительные линии нужны только в ряде районов этих стран.
2. Расстояние транзита среднеазиатского газа в Европу через РФ почти вдвое короче, чем по дну Каспия, Закавказью и Турции.
3. Газотранзит через Россию лишен политических рисков, ибо он не будет осуществляться, например, через Северный Кавказ.
4. Среднегодовая пропускная способность этой артерии – до 90 млрд кубометров – полностью поглотит объемы экспорта газа из прикаспийских районов Туркмении, Казахстана, Западного Узбекистана и некоторых регионов РФ.
5. По географическим, технологическим и политическим причинам к этому проекту наверняка «подключится» экспортный газ из Узбекистана и, в перспективе, из Ирана.
Предлагаемый же США, ЕС и Турцией проект Транскаспийского газопровода в обход РФ («Набукко») – через Каспий, Закавказье и Турцию – не только гораздо менее выгоден, но и в большей степени уязвим с точки зрения безопасности.
1. До 80% его трассы – это капиталоемкое строительство, в связи с сооружением большей части этой артерии в сейсмически неустойчивых районах Турции, по дну Каспия и Босфора.
2. Почти треть трассы спроектирована на востоке и юго-востоке Турции, где вновь усиливается повстанческое движение курдов и, вдобавок, сохраняются территориальные споры с Арменией (она не признает нынешнюю границу с Турцией).
3. Политические риски, связанные с обострением внутриполитической ситуации в Турции, делают страну менее предсказуемым и стабильным партнером при осуществлении строительства.
4. Среднегодовая пропускная способность «Набукко» – 50 млрд кубометров – недостаточна для освоения экспортных объемов прикаспийского газа: рентабельность проекта зависит от быстрого роста газодобычи в Азербайджане и Туркмении.
5. Технологические причины и ухудшение взаимоотношений Узбекистана и особенно Ирана с Западом, как и ситуация в Турции, исключают вариант их подключения к обходящему РФ маршруту.
6. Существует опасность, что в обмен на транзит среднеазиатского газа в «еврорегион» Анкара потребует от Брюсселя ускоренного вступления Турции в Евросоюз, против чего резко выступают сейчас две крупнейшие европейские страны – Франция и Германия.
Как считает узбекский аналитик, доктор экономических наук Мансур Мирзоев (Самарканд), «комплекс экономико-политических и географических факторов не позволил Западу опередить Россию в новых, по сути геополитических газотранзитных проектах. По многим причинам Средняя Азия предпочитает, как и в XIX веке, большее взаимодействие с Россией, чем с Западом. А это, по понятным причинам, выгодно и Ирану, заинтересованному в независимых от Запада и его союзника Турции маршрутах экспорта своих нефти и газа».
Между тем, по имеющейся информации, экспортный транзит туркменской нефти тоже намечен через Россию: по параллельной Прикаспийскому газопроводу нефтепроводной системе к Новороссийску и Туапсе; с перегрузкой в Астрахани/Махачкале, далее по трубопроводам к этим черноморским портам РФ и с нефтепроводным выходом (через Ростовскую область) на Балтийскую трубопроводную систему, к российским терминалам в Финском Заливе.
Любопытно также, что еще в 1974 году А.Н. Косыгин договорился с руководством Ирана по транзиту его газа в Европу через СССР. Тогда этому проекту помешали США и Турция. Сегодня такое уже едва ли возможно.
Количество показов: 4026