RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

23.05.2007

Алексей Чичкин

ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ

Сенатор Лугар покушается на арктические владения России

Сенатор Лугар, причисливший летом прошлого года Россию к «энергетической оси зла», озаботился судьбой природных кладовых Арктики. На днях этот государственный муж поведал о страшной угрозе американским интересам: «Россия, в рамках положений Конвенции ООН по морскому праву, заявила права на участки Северного Ледовитого океана в надежде застолбить потенциальные запасы нефти и газа, которые могут стать более доступными по мере уменьшения полярной ледяной шапки вследствие изменения климата. Если США срочно не ратифицируют соответствующую Конвенцию ООН от 1982 года и отстранится от полярных энергоресурсов, то американским интересам в Арктике может быть нанесен прямой урон».

Почему США не ратифицировали эту Конвенцию ООН раньше? Прежде всего потому, что считали и считают не только примыкающие к ним, но и многие «сверхотдаленные» акватории сферой своих стратегических интересов. Так, этой сферой в 1999–2001 годах были объявлены Черное, Каспийское, Андаманское моря, а в 1980-х гг. – даже Тиморское море и Джохорский пролив (между Тихим и Индийским океанами). Однако современные реалии и желание сорвать куш при разделе Арктике заставляют США менять свою позицию.

Лугар озвучивает то, что американский Госдеп делает тихо и в рабочем режиме. К примеру, недавно специальная комиссия ООН под давлением США отвергла первый вариант российской «арктической» заявки, в котором обосновывалась ее позиция по разделу прилегающих к Северному полюсу акваторий и территорий – от границы России с Норвегией на Кольском полуострове и до оконечности Чукотки. Вторая заявка России будет готова в следующем году, но, по мнению многих аналитиков, и ее постигнет судьба предыдущей в случае обострения противоречий с США и другими претендующими на полярные ресурсы странами.

Напомним, что Конвенция ООН по морскому праву определяет внешнюю границу государства по 12-мильной зоне, а экономическую по 200-мильной, расширение которой допускается в том случае, если границы национального континентального шельфа простираются за ее пределы. По данным ВНИИ океанологии РАН, в Северном Ледовитом Россия может, в принципе, прирастить свой континентальный шельф на 1,2 млн кв. км и увеличить свои запасы углеводородного сырья на примерно 9,5-10 млрд тонн условного топлива.

Для этого нам нужно обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, чтобы претендовать на расширение границ своей экономической зоны в Арктике. Однако Дания с Гренландией настаивают на «связке» не только этого шельфа, но и самого Северного полюса с хребтом Ломоносова на севере Гренландии. Аналогичные утверждения лоббирует Норвегия в отношении подводных горных цепей между норвежским Шпицбергеном и тем же Полюсом.

В этой ситуации инициативы Лугара явно направлены на «экспроприацию» российских арктических пространств, примыкающих к Аляске, причем американская сторона, по имеющейся информации, ссылается на отсутствие юридических границ в «треугольнике» остров Врангеля–Чукотка–Аляска. А это, очевидно, спровоцирует спор по российской юрисдикции на востоке Севморпути, точнее – на его стыке между акваторией Берингова моря и Тихим океаном. Если же учесть, что по небезызвестному договору Бейкер–Шеварднадзе (1990 г.) почти 80% Беринговой акватории перешло, без каких-либо компенсаций, к США, получается, что Вашингтон претендует на всю «ось» Северный Полюс – Берингов пролив – Берингово море – Тихий океан.

Те же претензии, напомним, у Норвегии на многие российские районы бассейна Баренцева моря и на проливы между ним и Северной Атлантикой. Вот и получается, что Россию намечено «отсечь» от европейских и азиатских акваторий, примыкающих к Северному Полюсу и, соответственно, от обеих оконечностей Севморпути.

Только Исландия однозначно выступает за равные хозяйственные права арктических стран вблизи Северного Полюса, за его международный статус и за более четкую демаркацию границ в Арктике. Примечательно, что еще в июле 1944 г., когда устанавливались прямые дипотношения между СССР и Исландией (с 1926 по 1943 гг. они осуществлялись через Данию, т.к. Исландия была датской автономией до июня 1944-го), обе стороны договорились созвать международную конференцию по решению спорных арктических вопросов. Однако из-за начала «холодной войны» эта идея так и повисла в воздухе.

Характерно, что позиция США поддерживается Канадой, несмотря на их давние взаимные споры о принадлежности некоторых районов Арктики: Оттава тоже выступает против расширения российской зоны в Арктике и даже за сокращение этой зоны, в том числе потому, что нынешний сектор канадской арктической акватории как бы «нависает» над аналогичным российским сектором в азиатской Арктике. А там тоже есть, что делить.

По данным американских источников, США могут смягчить свою позицию, если РФ ратифицирует договор Бейкер–Шеварднадзе и пойдет на уступки Норвегии по вопросам хозяйствования на Шпицбергене. Однако опыт, накопленный Россией в 1990-х годах, наводит на мысль о том, что даже если мы пойдем на компромисс, США тут же повысят «планку требований» и предъявят новые претензии. А Россия пока еще не настолько сильна для того, чтобы вести этот торг на равных.


Количество показов: 3092
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100