RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

31.05.2007

Ярослав Бутаков

«ОТЖИГ» ОТ БАТЬКИ

Лукашенко предупредил о возможности появления «новой Чечни» на западе России

Средства массовой информации взахлеб цитируют слова президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что Беларусь станет для России новой Чечней в случае ее вхождения в состав Российской Федерации. Дословно, судя по первым известиям, это звучало так:

«Даже если богатейшие американцы предложат нам стать 51-м или 55-м штатом, то мы никогда на это не пойдем. Мы не хотим ни в состав Польши, ни в состав Литвы, мы не войдем в состав Российской Федерации. Это не нужно и это даже вредно и, если хотите, это приведет к новой Чечне на западе России».

Слова эти были сказаны на встрече с делегацией Сибирского ФО РФ во главе с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным, посетившей Минск 28-29 мая. Они стали частью изложения белорусским президентом своего видения стратегического партнерства с Россией.

В блогах такое обычно называют «отжигом».

В целом речь Лукашенко состояла из давно знакомых заверений в неизменном соблюдении обязательств по отношению к России и обвинений России в невыполнении ею своих обязательств. По словам белорусского президента, его страна «готова к дальнейшему строительству Союзного государства с Россией, но должна четко знать, чего хочет Россия от Беларуси. Ведь некоторыми своими действиями (к примеру, введением пошлин на нефть) Россия фактически денонсирует Договор о создании Союзного государства».

В частности, Россия нарушает соглашение о снятии ограничений во взаимной торговле. К концу года, уверен глава белорусского государства, «будет констатировано 50-процентное невыполнение соглашения со стороны РФ».

Лукашенко считает, что сейчас в создании Союза «абсолютно ничего не зависит от Беларуси». Все упирается в позицию России, которая, по мнению Александра Григорьевича, ведет себя по отношению к его стране очень и очень не по-братски.

Вместе с тем, Лукашенко признает, что экономические интересы Беларуси делятся между Россией и странами Западной Европы примерно пополам. Причем Беларусь не намерена поступаться развитием своих связей с Западом в пользу ориентации на Россию, о чем Лукашенко также дал понять. Сразу возникает вопрос: а насколько Россия заинтересована в создании Союза с таким государством?

Напомним, что внятной концепции Союзного государства не существует. Это был пиар-проект, вброшенный в массы для поднятия катастрофически падавшего рейтинга Бориса Ельцина в 1997 году. Он также предполагал создание синекур и легального прикрытия для некоторых сильно замешанных в финансовых махинациях деятелей ельцинского режима. С другой стороны, этот пиар-проект предоставлял существенные плюсы и для Лукашенко, отвергнутого Западом и атакуемого белорусской оппозицией. Единственным ресурсом идеи Союзного государства было и остается ностальгическое чувство по временам единства СССР, подпитываемое ощущением этнокультурной близости великорусов и белорусов. На этих эмоциях и ведется к месту и не к месту политическая спекуляция.

Политика России по отношению к Беларуси и к Союзному государству за последние годы, действительно, вырисовалась достаточно четко. Она предусматривает постепенный отказ от невыгодных России экономических преференций Беларуси. Россия стала гораздо выше оценивать обоюдные политические выгоды союза с Беларусью, отлично понимая, что для Беларуси Россия нужнее, чем наоборот. Вместо Союзного государства, взят курс на выстраивание двусторонних соглашений в разных сферах, а также на интеграцию в многосторонние экономические союзы, вроде Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза, Единого энергетического рынка. Единственной альтернативой такой аморфной интеграции выставляется вхождение Беларуси в состав РФ.

Для любой российской власти, если только она имеет в виду настоящее и будущее благо России, это единственно возможный вариант отношений с Беларусью на данный момент.

Что есть Союзное государство для Лукашенко? Льготный экономический режим, особенно в части энергоносителей, и внешняя защита со стороны России в обмен на использование Россией белорусской территории для организации (Россией же) систем совместной обороны. Недаром Лукашенко так упирал на совместное противодействие американским планам размещения ПРО в Восточной Европе.

Чем должно быть Союзное государство для России? Гарантией политической лояльности, внешней безопасности, устойчивости и выгодности экономических связей. Вот этого последнего мы почти не наблюдаем в том видении Союзного государства, которое преподносит белорусский президент. Мало и политической лояльности. Если это Союзное государство – у него должна быть общая внешняя политика. А как она может быть, если претендент на вступление в этот Союз открыто противопоставляет свою европейскую ориентированность российским интересам?

Союз также не должен заключать в себе прецедента для пересмотра федеративных отношений внутри России. Беларусь намного больше любого субъекта РФ (за исключением Москвы), поэтому для нее в составе РФ напрашивается особый статус. Но если для государственного объединения с Беларусью понадобится пересмотр федеральной конституции или хотя бы заключение беспрецедентного федеративного договора с целью предоставления Беларуси большего объема прав, чем у других субъектов РФ, это сразу вызовет цепную реакцию со стороны крупнейших нацреспублик. Поэтому Россия и не форсирует подобных процессов. Так что успокойтесь, Александр Григорьевич! Не придется белорусам брать автоматы и идти в лес, чтобы воевать против «москалей».

У Лукашенко, несмотря на все его заверения, объективно общие интересы с главами практически всех стран ближнего российского зарубежья. Это – политическая независимость от России вкупе с льготным использованием российских энергоресурсов. Ему нужны российские гарантии безопасности, он рассматривает Беларусь как дотационный регион, но вне пространства политического суверенитета России.

Вместе с тем, Лукашенко ведет себя зачастую именно как внутрироссийский политический игрок, укрепляя прямые связи с российским региональными элитами и напрямую апеллируя к российскому общественному мнению. Эта активность особенно заметна в преддверии выборов в России. Лукашенко не знает, с кем конкретно ему придется иметь дело с весны 2008 года, какой курс выберет будущий российский президент. Он понимает, что логика развития отношений с Россией подсказывает только две окончательные модели – либо аншлюс, либо взаимное дистанцирование с полным переходом на рыночные отношения. Ни то ни другое Лукашенко не устраивает. Он заинтересован в реставрации неопределенности отношений, бытовавшей в ельцинские времена.

Поэтому Лукашенко нужна внутренне слабая Россия. Отсюда зондирование почвы для попыток вбить клин между федеральным центром и региональными элитами – запугать первый и заинтересовать вторые. Сложность такой задачи очевидна, вот и вырываются у него нервозные слова о «новой Чечне на западе России» – слова, которые крупнейшее белорусское информагентство БЕЛТА даже постеснялось включать в пересказ речи белорусского лидера.


Количество показов: 2216
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100