RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

08.06.2007

Сергей Правосудов

РОССИЯ НЕ БОИТСЯ КОНКУРЕНЦИИ

Интересы РФ на энергетических рынках Европы будут обеспечены при любых транзитных раскладах

В последнее время ситуация на газовом рынке Европы все сильнее обостряется. Чиновники ЕС не устают заявлять о своем стремлении диверсифицировать источники поставок голубого топлива. В качестве главной альтернативы российскому газу называется проект газопровода Nabucco, который должен привести в Европу газ каспийского региона. Но похоже, этим планам не суждено сбыться, так как пока Россия переигрывает своих европейских партнеров.

Как мы уже отмечали, самым главным успехом российской дипломатии стало заключение договора об увеличении поставок газа из Средней Азии (Туркменистана, Казахстана и Узбекистана). Напомним, что именно эти страны должны были дать голубое топливо для заполнения Nabucco. Теперь Европе приходится рассчитывать исключительно на небольшие запасы Азербайджана. В минувшем году в этой республике было добыто 6,8 млрд куб. м газа. Практически весь этот объем был потреблен внутри страны. С нынешнего года Азербайджан отказался покупать газ у «Газпрома» (ранее объем импорта составлял 4,5 млрд куб. м ежегодно). Азербайджанские власти надеются увеличить добычу голубого топлива за счет шельфового месторождения «Шах-Дениз». Однако по итогам нынешнего года оно даст менее 3 млрд куб. м газа. В 2009 году его производительность должна увеличиться до 8,6 млрд куб. м. Очевидно, что этих ресурсов не хватит даже для заполнения недавно построенного газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум, не говоря уже о предполагаемом Nabucco. Газ будет потреблен в самом Азербайджане и Грузии. При этом Турция заявила, что пока не готова покупать азербайджанский газ. В этом нет ничего удивительного, так как эта страна имеет контакт об увеличении закупок российского голубого топлива, идущего по магистрали «Голубой поток».

Напомним, что среди участников Nabucco – австрийская компания OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz. Его предполагаемый маршрут: Азербайджан–Грузия–Турция–Румыния–Болгария–Венгрия–Австрия. Очевидно, что азербайджанского газа для всех этих стран не хватит. Россия предлагает Европе свой проект – расширить «Голубой поток» и начать поставки газа транзитом через турецкую территорию. Вот как охарактеризовал эти два проекта премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань: «”Голубой поток” уже идет по дну Черного моря в Турцию. Nabucco – это давняя мечта и старый план… Но нам ведь не нужны мечты. Нам нужны реальные проекты. Единственная проблема с Nabucco состоит в том, что нам пока непонятно, когда из него можно будет получать газ. Если кто-то может определенно и точно сказать мне: “У вас будет газ к такому-то времени” – это просто замечательно, но ведь квартиры можно отапливать газом, а не мечтами».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что венгерская компания MOL вместе с «Газпромом» разрабатывает проект строительства газопроводов в Европе для транспортировки газа из «Голубого потока». Другой участник Nabucco – австрийская OMV – также укрепляет сотрудничество с «Газпромом».

Во время недавнего визита в эту страну Владимира Путина компании подписали меморандум о взаимопонимании. В нем стороны подтвердили намерение об участии ОАО «Газпром» в Центрально-Европейском Газовом Центре (100%-ное дочернее предприятие OMV Gas International), расположенном недалеко от Баумгартена. Это предприятие является одним из крупнейших газораспределительных центров в Европе. В 2006 году Баумгартенский центр осуществил распределительные операции с 7,7 млрд куб. м газа. «Газпром» и OMV также договорились расширить сотрудничество в сфере подземного хранения газа.

На следующий день после подписания меморандума с OMV представители «Газпрома» приняли участие в открытии подземного хранилища «Хайдах» (Австрия). Этот проект был осуществлен «Газпромом», немецкой компанией WINGAS (доля «Газпрома» в ней составляет 35%, а в ближайшее время увеличится до 50%) и австрийской RAG. Объем активного газа первой очереди газохранилища составит 1,2 млрд куб. м, суточная производительность – 12 млрд куб. м. Начало строительства второй очереди ПХГ запланировано на конец 2008 года и будет завершено в апреле 2011 года. «Газпрому» очень важно иметь ПХГ в Европе, так как это позволяет компании страховаться от транзитных рисков и дает возможность увеличить поставки в зимнее время года, когда газ стоит максимально дорого.

Отметим, что именно OMV была первой европейской компанией, которая стала закупать газ у СССР в далеком 1968 году. С 1991 года значительную часть российского газа на территории Австрии реализовывало СП GVH, созданное «Газпромом» и OMV на паритетных началах. В настоящее время у OMV подписан контракт с «Газпромом» о поставках голубого топлива до 2027 года. Кроме того, с 2006 года «Газпром» в Австрии поставляет газ не только OMV, но и ряду конечных потребителей.

В последние годы OMV сталкивается с сильным давлением со стороны Европейской комиссии, которая настаивает на либерализации доступа к ее газотранспортной инфраструктуре. Это приводит к тому, что право на транспортировку газа получают компании, у которых нет собственных объемов голубого топлива, поэтому они предлагают «Газпрому» услуги по транзиту российского газа по австрийской территории. Понятно, что российской корпорации выгоднее сотрудничать со старым проверенным партнером, чем с компаниями-трейдерами, которые сегодня имеют возможность прокачать небольшие объемы газа, а завтра запросто могут ее лишиться. Поэтому в минувшем году «Газпром» подписал соглашение с OMV о расширении пропускной способности ее газопровода WAG на 4 млрд куб. м газа и контракт о ежегодном транзите этого объема голубого топлива до 2027 года. Таким образом «Газпром» и OMV страхуются от давления со стороны Еврокомиссии.

Одними из ключевых потребителей газа Южно-европейского газопровода (продолжение «Голубого потока») должны стать Италия и Греция. Российская газовая корпорация активно налаживает с этими странами деловое взаимодействие. В начале нынешнего года «Газпром» получил от ENI право реализовывать часть объемов газа напрямую итальянским потребителям. Кроме того, ENI в партнерстве с другой итальянской компанией Enel приобрели на аукционе газовые активы «ЮКОСа» и 20% акций «Газпром нефти». Причем «Газпром» имеет опцион на выкуп этих активов. Известно, что многие западные политики сильно критиковали российские власти за «дело «ЮКОСа», а прежние акционеры этой компании грозились подать иски в суд на приобретателей ее активов. Теперь политикам и бизнесменам придется критиковать итальянские компании и при желании судиться с ними.

Сотрудничество России с Грецией в последнее время развивается в весьма позитивном ключе. Нынешней весной было подписано соглашение о строительстве нефтепровода Бургас–Александруполис, 51% акций которого разделят между собой три российское компании «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть». На рынке Греции работает фирма Prometheus Gas S.A., 50% акций которой принадлежит «Газпрому». В нынешнем году она вместе с российской компанией «Стройтрансгаз» планирует завершить строительство газопровода, который соединит газовые системы Турции и Греции. В результате газ из «Голубого потока» сможет спокойно попадать на Балканы, а затем и в Италию.

Впрочем, даже если предположить, что страны Южной Европы все же предпочтут Южно-Европейский проект Nabucco, то российские интересы полностью проигнорировать все равно не удастся. К примеру, если газ по Nabucco придет в Болгарию, то «Газпром» сможет заработать на его транспортировке, поскольку газификацией этой страны активно занимается компания Overgas, 50% акций которой принадлежит российской корпорации. Доля этой компании в распределении природного газа в Болгарии составляет около 75%. Она же занимается поставкой голубого топлива конечным потребителям.

Вопреки заявлениям западных СМИ о том, что бизнес «Газпрома» якобы «политизирован» и служит «тайным оружием Кремля», российская компания в принципе готова участвовать даже в тех проектах, которые инициируются с целью «укрепления энергетической независимости» от РФ. К примеру, Польша всеми силами стремится противодействовать строительству по дну Балтийского моря газопровода «Северный поток». Власти этой страны считают, что магистраль, которая напрямую соединит Россию и Германию, не позволит Польше увеличить доходы от транзита российского газа. Для того чтобы сократить зависимость от поставок российского голубого топлива, поляки на протяжении последних десяти лет заявляют о необходимости строительства газопровода, который позволил бы им получать сырье из норвежских месторождений, расположенных в Северном море. Но до реализации этого проекта дело так и не дошло. Дело в том, что пока не нашлось желающих вложить в него собственные деньги. Кроме того, польские компании прекрасно понимают, что норвежский газ будет стоить дороже российского.

Однако недавно поставки норвежского газа в Польшу предложила организовать компания WINGAS (СП «Газпрома» и BASF). Эта фирма уже поставляет газ с месторождений Северного моря в Великобританию. Часть этих объемов WINGAS может направить в Польшу. Для этого необходимо подсоединить Польшу к газопроводу Opal, который пройдет параллельно польской границе. Строительство магистрали Opal, длина которой составит 480 км, начнется в 2008 году главным образом для того, чтобы поставлять газ из газопровода «Северный поток» в Южную Европу. Ее диаметр (1,4 м) позволит транспортировать по сети газ из других регионов, в частности с Северного моря. Правительство ФРГ официально поддерживает этот план, поскольку оно стремится «умиротворить» Варшаву, непримиримую к любым формам российско-германского энергетического сотрудничества. Интересно, что поляки ответят на это предложение?

Сергей Правосудов, директор Института национальной энергетики


Количество показов: 2288
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100