RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

18.06.2007

Максим Калашников

ТРЕБУЕТСЯ НОВЫЙ КОРОЛЁВ

Ситуация критическая: через 10-15 лет мы рискуем лишиться отечественной космонавтики

НА ПОРОГЕ УПАДКА

После гибели американского «челнока» в 2003-м многие радовались: США попали в зависимость от наших кораблей «Союз-ТМА» и «Прогресс»! Однако, если посмотреть на вещи непредвзято, то радоваться нечему. Что такое корабли типа «Союз» и «Прогресс»? Что такое ракеты-носители «Союз» и «Протон»? Детища 60-х. Пока РФ может их воспроизводить: еще работают пятидесяти- и шестидесятилетние специалисты. А вот что будет завтра?

Американцы, заказывая РФ услуги ее морально устаревших космокораблей, в то же время ударными темпами ведут работы над космическими транспортными системами нового поколения – CEV и Х-37. А «Cоюзы», тем временем, стремительно дорожают. Сегодня запуск одного космонавта на русском корабле стоит около 20 млн долларов. Но к 2012-му цифра дойдет уже до 35 млн. А дальше поползет и к сорока. И неудивительно: техническая идеология 60-х делает наши «рабочие лошадки» весьма дорогими при производстве. И когда появятся новые американские корабли, «Союз» проиграет окончательно.

Корабль «Союз-ТМА» уже давно устарел. Его бортовые системы построены по старой идеологии. Например, давным-давно можно заменить одной многоцелевой системой пять разных систем, стоящих сегодня на корабле: командной радиолинии, телеметрии, радиоконтроля орбиты, голосовой связи и телевидения. У каждой – свои антенно-фидерные устройства, передатчики, усилители и т.д.

На смену «Союзам» еще в 90-е годы должны были придти новые космические транспортные системы – те же легкие многоразовые корабли. Однако гибель Советского Союза на пятнадцать лет остановила развитие русской космонавтики.

Сегодня страна пользуется теми же ракетами-носителями, что и сорок лет назад. «Союз» и «Протон» нужно менять на более современные ракеты. В позднем СССР ставка делалась на мощный «Зенит», что изготовляли и изготовляют на днепропетровском «Южмаше». На 80% сей носитель комплектуется из частей и деталей, произведенных в РФ. Это на сегодняшний день самая современная наша ракета. По сути, «Зенит» сделан на основе боковых ступеней самой мощной в мире ракеты «Энергия» (1987 г.) На опорную орбиту (200 км над планетой) «Зенит» забрасывает 14 тонн груза, в то время как «Союз» – только 8. Но вот беда: головное предприятие по производству ракеты теперь – на Украине. Там «Южмаш» тоже приходит в упадок, и специалисты – почти сплошь старики.

Да, уже в РФ был разработан проект «независимого», постсоветского носителя – тяжелой «Ангары». Но работы над нею идут уж пятнадцать лет, и конца-краю им не видно. Многие сомневаются: удастся ли его завершить?

Между тем, наша национальная орбитальная станция уничтожена в 2001 году, новой делать пока не собираются. Спутники? Но нацеленная на будущее интегрированная программа по их развитию полностью отсутствует. Космодромы? Самый главный из них, Байконур, оказался в другой стране. Он не развивается. Деньги уходят на его аренду, а не модернизацию. Плесецк? Лежит слишком далеко на севере и невыгоден экономически. А судьба Свободного (Амурская область) – под вопросом.

Самое печальное обстоятельство заключается в том, что скоро РФ не сможет воспроизвести даже технику 1980-х годов. В середине 2010-х уйдут последние советские специалисты космической отрасли. Молодежь в нее не рвется – строить космические корабли непрестижно в нынешней РФ. Зарплаты мизерные, да и работа неинтересная: нужно просто копировать старые советские достижения.

Одна из причин – отсталость производственной базы, устаревшее оборудование. Молодые не желают работать на старых станках 70-80-х годов. И это не только молодежь отпугивает, но и уничтожает конкурентоспособность отечественной космоиндустрии. Тогда как на Западе сложную деталь для космического аппарата изготавливает один высокооплачиваемый работник на многокоординатном обрабатывающем центре с компьютерным управлением, у нас то же самое делают полтора десятка рабочих на пятнадцати разных станках. И хотя они зарабатывают в несколько раз меньше западного коллеги, в итоге космические аппараты РФ получаются дороже, чем их аналоги в США, Европе, Японии. Что это означает в условиях глобализации – говорить не приходится.

Если оставить все по-прежнему, в 2010-х годах мы лишимся последних космических преимуществ. Отрасль впадет в окончательный и уже неизлечимый упадок. Образно говоря, РФ продолжит строить фанерные аэропланы тогда, когда другие перейдут на реактивные «стрелы».

А в это же самое время США разворачивают последовательную и великодержавную программу завоевания ближнего космоса, освоения Луны и марсианских миссий. Свою лунную программу имеет Китай. Мало того, о космических программах заявили Нигерия и Турция!

 

КОНТУРЫ КОСМИЧЕСКОГО НАЦПРОЕКТА

Сегодня русской космонавтике как воздух нужны амбициозные, взаимосвязанные проекты, что обеспечат качественный скачок нашего «звездного флота». Необходимо нечто, что сопоставимо с космической программой 1950-х годов, связанной с именем Сергея Королева. По сути дела, новый национальный проект – уже космический.

Что он нам даст?

Прежде всего, качественный рывок, торжество над конкурентами, открытие новых перспективных рынков. Грандиозная космопрограмма потянет за собой развитие самой элитной промышленности, вдохнет новые силы в научно-исследовательские центры, в образование. Откроются новые виды бизнеса. Созданные при разработке новой космической техники передовые технологии могут успешно перелиться в иные отрасли и кластеры, стать основой новых корпораций.

Каждый такой проект – как «матрешка», в него как бы вложены другие подпроекты. Развивая главное направление, попутно развиваешь множество иных.

Во-вторых, именно новые проекты с большим размахом позволят привлечь в космонавтику молодежь. Здесь будет интересная, творческая работа, где можно выдвинуться, став новыми Королевым или Челомеем, сплотить вокруг себя целые команды, сделать себе имя, карьеру.

В-третьих, космический порыв – это сильнейший ход в новом противостоянии между нами и Западом, сокрушительный удар по образу РФ как примитивной «нефтяной страны», реальный путь к восстановлению престижа и влияния нашей Родины. Это усиление объединительной роли Москвы, новое дыхание в сплочении восточнославянского мира.

В-четвертых, космический нацпроект позволит нам обрести и новое оружие для обеспечения безопасности страны. И ничего особенно фантастического или надрывающего силы страны в нем нет. Общение автора этих строк с профессионалами из сферы бывшего Минобщемаша СССР принесло стойкое убеждение в том, что уже сегодня, на максимальном использовании задела советских времен и некоторых работ 1990-х страна способна создать реалистическую программу качественного рывка.

Каковы составляющие этой программы? Прежде всего, необходимо создание качественно новой, максимально эффективной транспортно-космической системы (ТКС), что способна удешевить вывод на орбиту полезных нагрузок. Снизить удельную стоимость на килограмм нагрузки с 10-12 тысяч долларов (американские «челноки»), 10 тысяч (европейский носитель «Ариан»), 6-7 тысяч долларов у носителей советского образца – до 4-3 тысяч. А может, даже до полутора-двух тысяч.

Получив эффективную ТКС, с ее помощью начать индустриальное освоение околоземного пространства. Для этого необходимо создание комплексной спутниковой группировки, возрождение программы отечественной орбитальной станции с дополнением: межорбитальными кораблями-буксирами, а затем – развертывание космических производств, использующих такие условия, как невесомость и почти полный вакуум. Это очень важно для выпуска сверхчистых веществ для электронной индустрии.

Интересно, что еще в 1987 году были обнародованы сенсационные результаты советских экспериментов по производству сверхчистых полупроводниковых кристаллов, которые шли на наших космических станциях с 1975 года. Вещества плавили в особых печах – «Корунде», «Кристалле» и «Магме». Невесомость – не Земля, и в расплавах не возникало бича полупроводникового производства – тепловых потоков, которые создают в кристаллах завихрения, делая их бракованными. Перенос производства на орбиту позволял в пять раз удешевить производство, дав стране и шанс на рывок своей микроэлектроники, и отличный экспортный товар, и прекрасный объект для иностранных инвестиций. Например, на «Корунде» получили серии полупроводниковых кристаллов для опытного образца отечественного лазерно-проекционного телевизора (все это будет погублено «реформами» Ельцина). На «Мире» работал уже компьютеризированный «Корунд-1М», прообраз установок полномасштабного космического производства!

Пока дороговизна сообщений между Землей и орбитальными станциями делает такое производство нерентабельным. Но если появится эффективная ТКС, то положение изменится кардинально.

Кроме электроники, есть еще и биотех. В начале 1990-х ряд специалистов предложили организовать выпуск в невесомости дефицитных веществ. Например, фактора некроза опухолей (мировая цена в 1992 г. – 31,5 млн долларов за грамм), человеческого фактора роста (115 млн долл.), фактора роста нервов (10,5 млн долл.), фолликулостимулирующего гормона (9 млн долл. за грамм). И еще целой гаммы веществ, грамм которых стоит десятки и сотни тысяч долларов.*

Следующие пункты программы – полеты к Луне, создание орбитальной лунной станции, создание на ночном светиле исследовательских и опытно-промышленных баз. А потом – марсианская экспедиция.

 

ВЗЛЕТ НАВСТРЕЧУ СОЛНЦУ

Насколько реально создание многоразовой ТКС? Ближе всего к цели подошла корпорация «Энергия». Здесь создан проект многоразового крылатого корабля «Клипер». Его должна выносить на орбиту новая ракета «Зенит-Клиппер». Новая ТКС существенно доработана (теперь она – действительно крылатая, она сильно смахивает на проект орбитального самолета «Бор» системы «Спираль» 1966 г.). Построить «Клипер» можно всего за несколько лет. Вместе с тем, «Энергия» разработала и проект многоразового межорбитального корабля-буксира «Паром» – замены морально устаревшим грузовикам типа «Прогресс».

Вторая часть ТКС – новая ракета «Зенит-Клиппер», сделанная на основе нынешнего «Зенита» с добавлением четырех боковых разгонных ступеней на твердом топливе (разработка Московского института теплотехники). Такая ракета может поднимать на опорную орбиту груз в 36 тонн.

Сейчас производство этой ракеты переносится в Комсомольск-на-Амуре. Параллельно развивается новый космодром Свободный, превращаемый в Дальневосточный инновационно-космический кластер. Таким образом, развитие новой космонавтики влечет за собой развитие целого региона, столь важного для РФ. Стоимость программы налаживания производства ракет, переоборудования Свободного и подготовки космонавтов – всего 125 млрд рублей.

Но «Клипер» – все же переходная система. Она условно многоразовая: носитель-то по-прежнему остается одноразовым. Следующим шагом должно стать создание бескосмодромной ТКС авиационного базирования, со стартом корабля с летящего самолета. Здесь можно и нужно финансировать работы по созданию многоразовой авиакосмической системы (МАКС) НПО «Молния». И такие разработки, как комплекс «Ишим» – легкие ракеты-носители, запускаемые с борта истребителя-перехватчика МиГ-31Д.

Тем не менее, уже «Клипер» позволит нам перейти в промышленному освоению околоземного пространства, к созданию конкурентоспособных спутниковых систем – долгоживущих, с возможностью ремонта и обслуживания спутников в космосе. Все это даст средства для развертывания лунной и марсианской программ РФ.

Таким может и должен быть приоритетный национальный космопроект!

 

«БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ РАЗМАЗНЯ» – НАШ ОТВЕТ НА АМЕРИКАНСКИЙ ВЫЗОВ?

Однако пока что такой проект пока существует лишь гипотетически, в форме общественной инициативы. Официально же в России своей Космической доктрины нет. Вместо нее имеет место быть «Федеральная космическая программа на 2006-2015 годы», утвержденная правительством РФ 22 октября 2005-го. Читать этот документ без слез невозможно – в нем нет центрального стержня, концептуальной доминанты. С одной стороны – пустые декларации, с другой – суетливое мелкотемье.

В основном в «Федеральной программе» речь идет о запуске новых спутников метеоразведки, ретрансляции, о работе на Международной орбитальной станции. И лишь совсем немного – о создании многоразового корабля. В целом документ представляет собой типичный образчик бюрократического, стерильно-бездушного «творчества», создававшийся без всякого обсуждения и общественной дискуссии. Никакого стройного замысла, никакой внятной философии в ней нет.

А вот у американцев 31 августа 2006 года президентом Бушем был одобрен документ под названием «Национальная космическая политика США», который, в отличие от российского, построен на весьма внятной, амбициозной и агрессивной идеологии. Его писали люди, которые хорошо знают, чего хотят, которые устремлены к мировому господству и не скрывают этого.

В «Национальной космической политике» закрепляются положения, открывающие возможности для милитаризации космоса и провозглашающих право США частично распространить национальный суверенитет на космическое пространство. Там прямо говорится: «Свобода действий в космосе так же важна для США, как мощь на море и в воздухе».

В качестве первой «фундаментальной цели» космической политики США документ указывает следующее: «Укрепить космическое лидерство нации и гарантировать, что в необходимые сроки космическая инфраструктура может быть использована для продвижения интересов США в сфере национальной безопасности (national security), государственной безопасности (homeland security) и для обеспечения целей внешней политики США» (раздел 3, пункт 1).

Второй раздел этого документа перечисляет принципы деятельности США в космосе. «Соединенные Штаты рассматривают космическую инфраструктуру – включая наземные и космические сегменты и связь между ними – как критически важную для своих национальных интересов. В соответствии с этой политикой, Соединенные Штаты будут: охранять свои права, свою инфраструктуру и свободу действий в космосе; убеждать или принуждать другие страны воздерживаться от нарушения этих прав или от создания инфраструктуры, способной воспрепятствовать реализации этих прав; принимать меры, необходимые для защиты своей космической инфраструктуры; отвечать на вмешательство; и, если понадобится, отказывать противникам в праве на использование космической инфраструктуры в целях, враждебных национальным интересам США». И далее: «Соединенные Штаты будут препятствовать формированию новых правовых режимов или других ограничений, которые запрещают или ограничивают для США доступ в космос или использование его. Предлагаемые соглашения или ограничения в области разоружения не должны ограничивать права Соединенных Штатов на осуществление исследований, развитие, испытание, осуществление операций и другой деятельности в космосе в национальных интересах США…»

Схожие идеи можно найти и в «предшественнике» этого документа – докладе «Комиссия по оценке управленческих и организационных аспектов космической деятельности Соединенных Штатов в интересах национальной безопасности» (Комиссии Рамсфелда). Там – тот же подход, все последовательно, взаимоувязано, логически стройно, военное органически соединено с гражданским. Сравнивая все это с «пресной кашей» Федеральной космической программы РФ*, поневоле задумываешься над тем, что же нас ждет дальше.

 

МЕДЛЕННЫМ ШАГОМ, РОБКИМ ЗИГЗАГОМ

К сожалению, нынешняя государственная политика РФ в космической сфере сводится исключительно к эксплуатации советского задела (в лучше случае – к его косметическим улучшениям). Качественно новое существует пока лишь на бумаге.

В жизни это оборачивается упадком отрасли, старением ее кадров, прогрессирующим отставанием. Более того, складывается стойкое впечатление, будто Роскосмос (бывшее Российское космическое агентство) делает все, чтобы развить космические отрасли других стран (не из альтруизма, естественно, по чисто коммерческим «шкурным» соображения). В 90-е годы РФ за небольшие деньги передала США уникальные технологии создания орбитальных станций и жизни на них. Тогда же РФ перекачала свои технологии в Китай, позволив ему скопировать наш корабль «Союз».

Сегодня мы фактически помогаем развиваться еще Корее и Бразилии, тому же Китаю, создавая совместные проекты. Это очень удобно для российских «космочиновников»: риск за большие проекты берет на себя другая сторона, а наши только советуют да передают опыт. Иностранная молодежь (а не наша) жадно впитывает знания и навыки отечественных ветеранов – а потом обретает самостоятельность, принимается за создание космической техники без русского участия. При этом в самой РФ никакой передачи опыта новому поколению не происходит. Не готовится у нас смены уходящим кадрам! А еще мы наивно гордимся тем, что работаем извозчиками для американского НАСА.

В самом руководстве отечественным космосом также преобладают люди, средний возраст которых – далеко за шестьдесят. Как руководители они сформировались в горбачевско-ельцинскую эпоху, им чужда психология новаторов, создателей качественно новой техники. Напомним, что Сергей Королев возглавил космический суперпроект СССР в 42 года. Нынешнее же руководство Роскосмоса – не из породы Генеральных конструкторов, «создателей-нового-с-нуля» (как Королев), и не производственники. Они – чистые эксплуатанты с соответствующей психологией.

Это, впрочем, о не вина их, а беда. Многих вещей эти люди совершенно искренне не понимают. Зачем реализовывать новые идеи, когда можно и так хорошо прожить на старом багаже? С такими горе-капитанами космической отрасли мы обречены на бесконечное тиражирования старых наработок и политику по принципу «медленным шагом, робким зигзагом».

Сегодня у руля космического ведомства нужны совсем иные люди. Нужны новые Королевы, одержимые идеей «космического прорыва», способные выстроить новую космическую доктрину России и начать реализовывать суперпроекты-локомотивы развития, обладающие комплексным видением стратегических задач развития страны.

Нужна смена кадров, пока еще есть ресурсы для того, чтобы набрать разбег для нового прорыва, создать многоразовые корабли второго поколения и приступить к промышленному освоению Солнечной системы. Если же этого не произойдет, отечественная космонавтика в 2010-е годы скатится в разряд безнадежно отсталых, станет терять одну космическую технологию за другой. Мы останемся со старыми «Союзами» на фоне новых крылатых американских кораблей, а наше место на «космическом» рынке займут новые индустриальные страны.

  

*КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ В РОССИИ И США

сравнительная таблица


Количество показов: 3879
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100