RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

22.06.2007

Сергей Правосудов

ЕВРОКОМИССИЯ ПРОТИВ «ГАЗОВЫХ ГИГАНТОВ»

Брюссельские клерки хотят контролировать европейский энергетический рынок

В последнее время представители Еврокомиссии все чаще выступают с идеей разделения европейских газовых и энергетических компаний на сбытовые и транспортные. Чиновники ЕС считают, что таким путем можно будет создать единый рынок газа и электричества в рамках Европейского союза. Пока по этому пути пошла только голландская компания Gasunie, которая разделилась на N.V.Nederlandse Gasunie (владеет инфраструктурой по транспортировке и хранению газа) и Gasunie Trade & Supply B.V. (занимается добычей, закупками и сбытом газа). Причем первая из них стала на 100% принадлежать правительству Нидерландов, чтобы обеспечить равный доступ к ее инфраструктуре всем остальным участникам рынка.

При этом крупнейшие европейские концерны, такие как E.ON, ENI и Gazde France, развиваются совершенно в противоположном направлении. Они не только не дробятся, а наоборот, поглощают своих конкурентов в других странах и становятся все крупнее и мощнее. В этой политике их поддерживают правительства Германии, Италии и Франции – стран, играющих ключевую роль в ЕС. Корпорации уверены, что таким образом они также содействуют формированию единого энергетического европейского рынка. Действительно, если компания E.ON владеет активами практически во всех странах Европы, то для нее границы между государствами становятся все более условными.

В нынешнем году глава ENI Паоло Скарони выступил с сенсационным заявлением. «По-моему, электрическая и газовая сети в Европе должны быть интегрированы, – сказал он в интервью, опубликованном газетой Stampa. – Мы должны иметь такую газовую сеть, которая была бы соединена между разными европейскими странами, чтобы, например, Испания в случае необходимости могла обслужить итальянский рынок. Это должно создать большую надежность в энергетическом снабжении отдельных стран. Первый шаг в этом направлении должен сделать ЕС». В таком контексте, продолжал г-н Скарони, «надо создать единую европейскую газовую компанию, объединив крупные фирмы, включая ENI».

Однако для такого глобального объединения европейские концерны пока не дозрели. В настоящее время компании Германии, Франции и Италии продолжат бороться между собой за энергетические активы в других странах. Со своей стороны, «Газпром» также может получить выгоду от этой череды слияний и поглощений, так как после объединения компании зачастую начинают избавляться от каких-то подразделений, которые не вписываются в их долгосрочную стратегию. Эти активы могли бы достаться и российской газовой корпорации.

Очевидно, однако, что появление единой европейской газовой компании в целом идет вразрез со стратегическими интересами РФ. Ведь в случае такого слияния уйдет в прошлое и конкуренция между европейскими покупателями российского «голубого топлива».

В свою очередь, представители Еврокомиссии надеются создать монополию покупателя не на уровне объединенной компании, а на уровне структур ЕС. Они предлагают странам – членам ЕС отказаться от своих полномочий по ведению самостоятельной энергетической политики в пользу Еврокомиссии. А компании, для того чтобы ими было легче управлять из Брюсселя, разделить на трубопроводные и сбытовые. Пока министры энергетики ведущих стран ЕС не поддерживают эту инициативу.

В этой ситуации чиновники из Брюсселя пытаются привлечь на свою сторону руководителей государств Восточной Европы, энергоактивы которых в основном уже распределены между крупными европейскими корпорациями. Недавно еврокомиссар по вопросам конкуренции Неели Крус заявила, что если план реформирования энергетики ЕС будет принят, то «Газпрому» придется продать свои распределительные сети в Восточной Европе. Напомним, что российской корпорации принадлежат крупные пакеты акций в компаниях, занимающихся распределением и доставкой энергоресурсов, в частности, в эстонской Eesti Gaas (37% акций), латвийской Latvijas Gaze (34%) и литовской Lietuvos Dujos (37,1%). В Германии «Газпром» инвестирует в строительство газопроводов через СП WINGAS, а в Болгарии через Overgas. Российская компания совместно с немецкими BASF и E.ON (последним принадлежит по 24,5% акций) планирует построить трансбалтийский газопровод Nord Stream.

Таким образом, получив отпор от сильнейших государств Европы, представители Еврокомиссии рассчитывают на поддержку со стороны бывших членов социалистического блока, апеллируя к их антироссийским настроениям. Однако здесь они сталкиваются с той же проблемой, что и раньше. Крупным акционером газовых компаний стран Балтии, является не только «Газпром», но и E.ON. Этот же концерн примет участие в строительстве Nord Stream. Именно поэтому представители Еврокомиссии едва ли добьются здесь существенного успеха.

Скорее всего, им придется согласиться на схему, которую предлагает тот же E.ON – компания делает более прозрачными и самостоятельными свои газотранспортные подразделения, не меняя их структуру собственности. Кстати, аналогичную политику проводит и «Газпром».

Проигрывая стратегически, Еврокомиссия стремится добиться успеха в реализации более мелких вопросов. В частности, она добилась от европейских компаний отмены долгосрочных контрактов на поставку газа. Теперь государства – члены ЕС подписывают соглашения с потребителями на срок не более одного года. Правда, крупнейшие европейские корпорации сумели доказать Еврокомиссии, что нельзя разрывать уже подписанные долгосрочные контракты на поставку газа из России, так как в этом случае не будет гарантии получения ключевого энергоресурса.

Кроме того, Брюссель стремится добиться отмены долгосрочных контрактов на транзит газа. В последние годы австрийская OMV сталкивается с сильным давлением со стороны Европейской комиссии, которая настаивает на либерализации доступа к ее газотранспортной инфраструктуре. Это приводит к тому, что право на транспортировку газа получают компании, у которых нет собственных объемов голубого топлива, поэтому они предлагают «Газпрому» услуги по транзиту российского газа по австрийской территории. Понятно, что российской корпорации лучше сотрудничать со старым проверенным партнером, а не с компаниями-трейдерами, которые сегодня имеют возможность прокачать небольшие объемы газа, а завтра запросто могут ее лишиться. В минувшем году «Газпром» подписал соглашение с OMV о расширении пропускной способности ее газопровода WAG на 4 млрд куб. м газа и контракт о ежегодном транзите этого объема голубого топлива до 2027 года.

Таким образом «Газпром» и OMV страхуются от давления со стороны Еврокомиссии.

Понимая, что наступление на европейские газовые гиганты захлебывается, брюссельские чиновники все чаще говорят о переходе на альтернативные виды топлива. В частности, они требуют от компаний, продающих природный газ в качестве моторного топлива, добавлять в него так называемый «биогаз» (получается из фекалий крупного рогатого скота).

Противостояние Еврокомиссии и крупных энергетических компаний, поддерживаемых национальными правительствами, в ближайшее время продолжится. Скорее всего, процесс пойдет в сторону дальнейшего укрупнения европейских корпораций. Вслед за этим Еврокомиссия откажется от своих планов по их разделению, ограничившись улучшением прозрачности их работы.


Количество показов: 2957
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100