RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

 

16.07.2007

Паоло Раймонди (Италия)

ПО СТОПАМ ЭНРИКО МАТТЕИ

Укрепляя энергетическое партнерство, «Газпром» и ENI воплощают в жизнь идеи легендарного основателя итальянского концерна

В ИНТЕРЕСАХ КОНТИНЕНТА

В конце июня глава итальянского энергогиганта ENI Паоло Скарони и вице-председатель «Газпрома» Александр Медведев в присутствии российского министра промышленности и энергетики Виктора Христенко и министра экономического развития Италии Пьерлуиджи Берзани подписали декларацию о намерениях по строительству газопровода «Южный поток». Новая трасса позволит транспортировать с юга России в Европу по дну Черного моря около 30 миллиардов кубометров газа в год.

Проект будет финансироваться и использоваться прежде всего его совладельцами – «Газпромом» и ENI, но транзитным государствам также предложено участие. Технико-экономическое обоснование будет подготовлено Saipem – дочерним предприятием ENI. Строительство может занять менее трех лет – с того момента, когда антимонопольные и регулирующие инстанции Европейского Союза дадут проекту окончательный «зеленый свет». Расходы составят несколько миллиардов евро.

Италия и Россия уже много лет связаны узами тесного экономического партнерства в соответствии с целым рядом соглашений, к которым относится и участие ENI в реализации российских планов строительства трубопроводов. Новое стратегическое соглашение укрепляет альянс ENI и «Газпрома» и вносит значительный вклад в обеспечение энергоснабжения стран ЕС.

Российско-итальянский проект приобретает особую важность в связи со значительной нехваткой природного газа, которую Евросоюз будет испытывать по меньшей мере до 2015 года. Согласно последним оценкам, в ближайшие девять лет в Европе повысится потребление газа на 200 миллиардов кубометров. В этой связи доля импортируемого газа к 2015 году достигнет 60 процентов.

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Подводный фрагмент «Южного потока» начинается от компрессорной станции «Береговая» на российском побережье Черного моря и тянется на максимальной глубине (свыше 2000 м) до берегов Болгарии. Его длина составляет около 900 километров. Сухопутный фрагмент в настоящее время рассматривается в двух направлениях транзита. Северная ветвь предположительно направится на северо-запад – наискосок через Румынию, Венгрию и Словению до Северной Италии, с ответвлением в Австрию. Южную ветвь планируется проложить на юго-запад через Грецию, Албанию и Адриатическое море до итальянского Отранто. Соглашение ENI и «Газпрома» предполагает использование новейших технических достижений и строгое соблюдение природоохранных требований.

От той же станции «Береговая» в 1997 году начиналось строительство первого российско-итальянского газопровода – «Голубого потока», ныне соединяющего Россию и Турцию по дну Черного моря. Вплоть до 1999 года его реализации пытались воспрепятствовать англо-американские нефтяные и финансовые структуры, включая General Electric, Bechtel и Royal Dutch Shell. Однако альтернативные проекты, которые они пытались навязывать с очевидной целью изоляции России, пусть даже ценой дестабилизации всего региона, оказались несостоятельными в силу как географических, так и экономических и политических реалий.

 

«ЮЖНЫЙ ПОТОК» И РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Как подчеркнул Пьерлуиджи Берзани, цель проекта «Южный поток» состоит в укреплении гарантий стабильного энергоснабжения Европы. «Достигнутое соглашение является новым свидетельством прочности стратегического партнерства между Италией и Россией. В свою очередь, Виктор Христенко после подписания договора заявил: «Правительства государств, участвующих и заинтересованных в участии в проекте, настроены на продвижение инициатив итальянской и российской корпораций. Этот проект является выдающимся примером созвучия целей промышленного развития интересам многих правительств и народов».

«Это соглашение представляет собой непосредственный контракт, который одновременно служит целям развития стратегического партнерства и приносит прибыль как ENI, так и «Газпрому». Соглашение является новым свидетельством того факта, что «Газпром» достиг очевидных успехов в диверсификации газотранспортных потоков в Европу и, соответственно, в укреплении энергетической безопасности Европы», – сказал руководитель «Газпром Экспорта» Александр Медведев.

Глава ENI Паоло Скарони назвал «Южный поток», реализация которого «будет соответствовать всем критериям возобновимости природных ресурсов и защиты окружающей среды», значительным шагом на пути обеспечения энергоснабжения всей Европы.

«С учетом растущих потребностей Европы в газе мы рассматривали этот проект в применении ко всему Европейскому Союзу, чтобы при его посредстве еще теснее увязать газотранспортные сети и еще надежнее укрепить связи между Восточной и Западной Европой», – резюмировал Скарони. Он также отметил, что проект позволяет ENIповысить капитализацию недавно приобретенных компаний «Уренгойл» и «Арктик Газ».

«Проект “Южный поток” воздвигает новую колонну в здании, строительству которого было положено начало в стратегическом договоре между ENI и «Газпромом» в ноябре 2006 года», – напомнил президент итальянского концерна.

 

В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ

Тогда, более полугода назад, «Газпром» продлил контракты по поставкам газа концерну ENI до 2035 года. В свою очередь, ENI гарантировал российской корпорации непосредственный доступ на итальянский газовый рынок с 2010 года. Ноябрьское соглашение также предусматривает создание совместных предприятий ENI и «Газпрома» с равными долями собственности для реализации крупных проектов в третьих странах, а также стратегическое и техническое партнерство в международном транзите газа.

Подписывая ноябрьское соглашение, Скарони называл его историческим: «Наш новый стратегический альянс имеет исторические масштабы. Он позволяет продлить на тридцать лет вперед уникальное партнерство, охватывающее сегодня все хозяйственные подразделения наших корпораций – партнерство, которое существует уже пятьдесят лет».

Примечательно, что в этом экскурсе в прошлое Паоло Скарони упомянул имя основателя ENI Энрико Маттеи – крупного итальянского промышленника и стратега, который своей деятельностью в 50-60-х гг. проторил путь к особому энергетическому партнерству двух стран. Расследование гибели Маттеи в странной авиакатастрофе 1963 года было недавно возобновлено. В его материалах упоминается о том, что Маттеи предпринял смелую попытку разрушить англо-американскую монополию «семи сестер», установив прямые связи с арабскими нефтедобывающими странами и тогдашним СССР. Его усилия обеспечили ведущим поставщикам энергоносителей более выгодные условия на мировом рынке. Политический эффект его инициатив мы в полной мере оцениваем только сегодня.

Выстраивая новые контуры многополярного мироустройства, мы отдаем должное политикам и стратегам, заложившим основы независимости стран-производителей от одностороннего экономического диктата.

 

Текст впервые опубликован на веб-портале «Солон» (Германия)


Количество показов: 3718
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100