RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

24.07.2007

Уве Фризекке (Германия)

КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В АФРИКЕ

Вместе со странами Черного континента Пекин создает «альтернативное мировое сообщество»

ПОД ЗНАМЕНАМИ НОВОГО МИРОПОРЯДКА

Как недавно сообщили китайские СМИ, правительство КНР приняло решение учредить специальный фонд для поощрения инвестиций и торговых операций в странах Африки. Банк развития КНР уже вложил один миллиард долларов в новый фонд; в ближайшем будущем его капитал возрастет до пяти миллиардов.

Расширение экономического присутствия Китая на африканском континенте стало подлинным вызовом для Европейского Союза и США. Вашингтон уже отреагировал на действия геополитического конкурента, предприняв ряд действий по укреплению экономического, политического и военного сотрудничества с важнейшими африканскими государствами. Из стран Западной Европы наиболее сильные позиции к Африке сохранили бывшие метрополии – Великобритания и Франция, прежде всего в связи с интересом к природным ресурсам. Предполагается, что в ближайшие полгода, после перехода руководства Евросоюза к Португалии, тема отношений с Африкой станет важным пунктом в повестке дня ЕС. Европейская Комиссия уже подготовила текст стратегического меморандума о долговременном партнерстве ЕС со странами Африки, который будет принят на второй европейско-африканской встрече на высшем уровне в декабре этого года в Лиссабоне.

В Германии только за последний месяц состоялось два политических семинара, где детально обсуждалась китайская стратегия в Африке. Выступая с докладом в Евангельской академии в Локкуме в рамках семинара «Нигерия: богатство превыше прав и достоинства?» (15–17 июня), доктор Денис Тулль из берлинского Фонда науки и политики говорил о «массивном возвращении Китая на африканский континент». На 8-х Гуммерсбахеровских слушаниях по проблемам безопасности в Академии Теодора Хойса (22–24 июня) профессор Гу Цзюу из Рурского университета (Бохум) представил детальный доклад о китайском наступлении в Африке как вызове для Европы.

Для Китая политика в Африке – не столько политика развития в западном смысле слова, сколько классическая политика интересов в дипломатическом и внешнеторговом аспектах. В Пекине это направление курирует не Министерство развития, а ведомства внешней политики и торговли. Уже в октябре 2000 года был учрежден Форум китайско-африканского сотрудничества. Его самым заметным достижением было участие глав 48 (из 54) африканских государств на саммите в Пекине 4–5 ноября 2006 года. Как отчетливо свидетельствуют материалы дискуссий, а также декларации, принятые этим форумом, руководство КНР преследует в Африке не прямые экономические интересы, а вовлечение Африки в принципиальное переформатирование мировой политики.

В частности, заключительное заявление министерской конференции Форума китайско-африканского сотрудничества от 12 октября 2000 года содержит утверждение о том, что несправедливость и неравноправие существующей системы международных отношений представляет опасность для мира во всем мире, и призыв к построению нового справедливого и честного мирового политического и экономического порядка. Заключительная декларация пекинской встречи глав африканских государств в ноябре 2006 года содержит недвусмысленную констатацию необходимости установления «многостороннего принципа» в международных отношениях и осуществления соответствующей реформы ООН и ее Совета Безопасности.

 

ГРАНИ «ПРАГМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

Китай рассматривает Африку в качестве зоны своих стратегических интересов. В то время как европейские лидеры посещают отдельные страны Африки от случая к случаю (так, канцлер Германии доселе не запланировала ни одного визита в Африку), председатель КНР Ху Цзиньтао совершил уже пять туров по африканскому континенту.

Китай развивает в Африке политическое, экономическое, энергетическое и культурное партнерство. Все без исключения пятьдесят четыре африканских страны получают финансовую помощь от Пекина в рамках так называемого «прагматического сотрудничества». Этим определением, содержавшимся в заключительной декларации упомянутого пекинского саммита 2006 года, китайское правительство обозначило свое отличие от политики США и Европы в Африке, открывая двери всем африканским странам для многостороннего партнерства. Действительно, КНР не ограничивается добычей металлов и нефти, а вкладывает средства в аграрный сектор африканских стран, в инфраструктуру, промышленность и здравоохранение. Кроме того, Китай поставляет на африканские рынки огромные количества товаров массового спроса.

В настоящее время в Африке действует 11 крупных китайских торговых центров, и товарооборот ежегодно возрастает на 20-30%. Объемы торговли возросли от 19 млрд долларов в 2003 году до 50 млрд в 2006-м. Таким образом, за три года Китай стал третьим по величине торговым партнером Африки после США и Франции. К 2010 году Китай рассчитывает перегнать Америку, нарастив объем торговли с Африкой до 100 млрд долл. Германия осталась далеко позади (в 2006 – 28 млрд долл.).

Десятки африканских стран обязаны Китаю модернизацией своей транспортной и туристической инфраструктуры. Китайцы строят дороги, мосты, торговые дома и отели, в первую очередь в таких странах, как Судан, Ангола и Нигерия. Они охотно завершают проекты, ранее замороженные западными кредиторами.

Безусловно, Китай не забывает использовать Африку как источник энергоносителей. В связи с недостатком собственных ресурсов Китай вынужден покрывать половину своих потребностей в нефти за счет импорта (нефть используется как энергоресурс для одной четверти китайского промышленного производства). Сегодня доля Африки (преимущественно Анголы и Судана) в китайском импорте нефти составляет уже 30%. Здесь Китай вступает в острую конкуренцию с США, которые намерены увеличить африканскую долю своего импорта нефти с нынешних 15% до 25% (в период до 2015 года).

Экономическое партнерство дополняется множеством других видов деятельности. Среди 500 тысяч китайцев, постоянно работающих в Африке, много врачей. Каждая китайская провинция рекрутирует местные врачебные кадры в одну или несколько стран Африки для работы в службах здравоохранения.

В отличие от Германии, которая недавно закрыла зарубежные филиалы Института имени Гете, Китай в соответствии со специальным правительственным постановлением открывает в нескольких африканских странах представительства Института Конфуция для пропаганды китайской культуры. Radio China вещает из кенийской столицы Найроби, помимо китайского и английского, также на различных африканских языках. Эта культурная экспансия, осуществляемая в рамках «политики доброй воли», рассчитана на построение основы долговременных связей между Китаем и Африкой.

 

ДВУЕДИНАЯ ЗАДАЧА ЭКСПАНСИИ

В политическом аспекте КНР прежде всего заинтересована в поддержке «политики единого Китая» за счет голосов африканских государств в ООН, где они успешно блокируют любые попытки Тайваня восстановить собственное членство в организации. Не менее эффективно Китай использовал свое влияние в Африке при лоббировании Пекина в качестве места проведения Олимпийских игр 2008 года.

В военно-стратегическом плане Китай рассматривает африканские страны, в первую очередь выходящие на побережье Индийского океана, в качестве будущих баз своего ныне строящегося военно-морского флота. Таким образом, Африке предстоит сыграть решающую роль в приобретении Китаем статуса мировой державы, определяющей положение в мире на уровне влияния не ниже США, России, Индии, ЕС или Японии. При этом, в отличие от Британской империи прошлых веков, эта экспансия обойдется без военных действий.

Африканские правительства не только благодарны Китаю за постоянную поддержку в жизненно важных отраслях производства и быта, но и воодушевлены темпами экономического развития, которых за последние двадцать лет смогла добиться КНР. В элитах африканских стран все больше распространяется убежденность в том, то китайская модель развития представляет позитивную альтернативу традиционной экономической политике Запада на континенте. Это соответствует еще одной стратегической цели Китая – убедить мир в преимуществах собственной модели экономики.

Впрочем, расширение китайской экономической экспансии влечет за собой и определенные противоречия. Доминирующая схема взаимной торговли «нефть в обмен на ТНП» уже сейчас приводит к ущербу для местной промышленности, в особенности для традиционной текстильной отрасли. Стали наблюдаться и противоречия между китайскими частными производителями и самим правительством Китая: крупные китайские корпорации, организованные по полувоенной модели со ставкой на всемерную минимизацию производственных издержек, зачастую мешают китайским дипломатам налаживать сотрудничество на более многосторонней и взаимовыгодной основе.

 

НАПРАСНЫЕ СЕТОВАНИЯ ПРОИГРАВШИХ

Правительства западных государств нередко сетуют на сотрудничество Китая с рядом африканских правительств, ныне подвергающихся на Западе массированной критике за коррупцию и нарушения прав человека. Однако эти претензии ничуть не мешают Китаю наращивать масштабы своей экспансии в Африку. Аргументы западных держав звучат неубедительно, поскольку они сами много лет партнерствовали с местными коррупционерами и диктаторами, когда это представляло для них экономический интерес.

К примеру, критика китайского проекта строительства железной дороги в Анголе звучит нелепо на фоне многолетней истории деятельности западных компаний в этой стране, где они длительно извлекали крупную прибыль из добычи нефти, но не потратили из этой прибыли за шесть лет после окончания гражданской войны в Анголе практически ни цента на улучшение благосостояния местного населения. Пример американского вмешательства в Экваториальной Гвинее также свидетельствует о том, что Запад благоволит на африканском континенте отнюдь не лучшим правительствам.

Стремительное проникновение Китая в Африку, по существу, знаменует расплату Запада за его неряшливую политику на этом континенте в последние десять лет. Политика МВФ в странах Африки, осуществляемая методом так называемых структурных реформ в духе «вашингтонского консенсуса», не помогла Африке, а еще в большей степени затормозила экономическое развитие на континенте, а в некоторых государствах привела к массовой нищете, хроническому голоду и эпидемиям.

Вступление Китая, как политической и экономической державы, на африканский континент открывает государствам Африки новое пространство свободы. Западным странам нелегко отговорить местные правительства от участия в инициированных Китаем проектах развития после того, как в осуществлении тех же проектов им отказал Всемирный банк. Таким образом, Китай вынуждает правительства стран Запада пересмотреть сами принципы их политики в Африке. Для Европейского Союза такой пересмотр представляет существенные трудности, поскольку на уровне ЕС в настоящее время не разработано никакой концепции политики, выгодной для большинства африканского населения. Между тем, в подобной политике возрастает необходимость: в противном случае европейские интересы в Африке будут задвинуты далеко на обочину конкурирующей экспансией Китая и Соединенных Штатов.

Материал впервые опубликован на германском веб-сайте Solon


Количество показов: 11074
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100