RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

01.08.2007

Ярослав Бутаков

СТЕПЬ НАСТУПАЕТ НА ПУСТЫНЮ

Казахи станут новыми владыками Средней Азии?

18 августа в Казахстане состоятся досрочные выборы в Мажилис (нижнюю палату парламента) и выборы в маслихаты (органы местного самоуправления). Мажилис нынешнего созыва был избран в конце 2004 года, и до истечения сроков его полномочий формально осталось два года. Однако конституционная реформа, инициированная президентом Назарбаевым, сократила эти сроки.

Весной нынешнего года казахстанский парламент в спешном порядке утвердил изменения Конституции, предложенные президентом. Ключевым моментом реформы стало сокращение сроков президентских полномочий с 7 до 5 лет, запрет на третий подряд президентский срок и расширение прав парламента, в частности, по формированию правительства и контролю над ним. Одновременно парламент как бы по собственной инициативе принял еще одну поправку, разрешающую первому президенту страны занимать высшую должность в государстве неограниченное число раз. Вскоре после утверждения всех поправок президент использовал свое право досрочного роспуска Мажилиса по согласованию с председателями палат.

98 депутатов обновленного Мажилиса будут впервые избираться по партийным спискам. В этом принципиальное отличие введенной конституционными поправками системы выборов от прежней. Еще девятерых мажилисменов предстоит избрать Ассамблее народов Казахстана. К участию в выборах допущены восемь политических партий.

Нет оснований сомневаться в успехе возглавляемой Назарбаевым партии «Нур Отан» («Светлое Отечество»). Цель, недавно озвученная заместителем председателя партии, К. Келимбетовым, – набрать больше 80% голосов на выборах в Мажилис, не кажется несбыточной. Правда, всего лишь чуть больше года назад у «Нур Отана» был конкурент – партия «Асар» («Вместе»), возглавлявшаяся старшей дочерью президента, Даригой Назарбаевой. Однако еще летом прошлого года президент прекратил игры в «дочернюю партию», объединив ее с «Отаном».

А в году нынешнем Нурсултан Назарбаев нанес мощный удар по могущественному зятю, мужу Дариги –Рахату Алиеву, инициировав против него судебное следствие. Внесение конституционных поправок довершило демонтаж «династической системы», которую, как на протяжении долгих лет считали многие аналитики, Назарбаев выстраивал в Казахстане. Президент подчеркнул, что после него никто больше не будет обладать такими властными полномочиями.

Решение Назарбаева – по-видимому, единственно возможное для молодого независимого государства. Обширные полномочия президента могут стать предметом ожесточенной борьбы между возможными преемниками – борьбы, угрожающей единству Казахстана. Кроме того, единоличная авторитарная власть – не в исторических казахских традициях. Казахские ханы были «первыми среди равных» – родовых старейшин и решали дела только по совету с ними. Нурсултан Назарбаев – фигура во всех отношениях исключительная. Он фактически «отец-основатель» современного казахского государства. Понятно, что больше никто не может сравняться с ним по его значению в истории нации. Поэтому и сохранение за преемником Назарбаева такого же формального объема власти являлось бы нонсенсом.

Выступление главы Казахстана на съезде правящей партии выглядело как очередная победная реляция. Действительно, социально-экономические достижения Казахстана за последние годы довольно существенны. Финансирование образования и здравоохранения бюджетом нынешнего года предусмотрено на уровне в 2,3 раза выше, чем в 2004 году, финансирование науки – в 2,2 раза выше. В 2006 году в строй было введено в 4,5 раза больше жилья, чем в 1998 году. Рост ВВП в прошлом году составил 10%. В целом удовлетворены качеством жизни 73% казахстанцев – самый высокий показатель в СНГ, близкий к среднему уровню Евросоюза (81%). Одной из стратегических задач экономического развития Казахстана является преодоление экспортно-сырьевой ориентации, и в прошлом году стоимость производимых услуг превысила половину от объема ВВП страны.

Досрочные парламентские выборы должны, очевидно, стать важным фактором стабилизации политической системы Казахстана. Назарбаев решил провести их, не дожидаясь 2009 года, чтобы на ближайшие 5 лет гарантированно закрепить преемственность своего курса в условиях усиления роли парламента в политической жизни страны. Наличие мощной правящей партии становится одним из гарантов такой стабильности. В Казахстане фактически сложилась даже не «полуторапартийная» система, как в послевоенной Японии, а «однопартийная с четвертью». Что, разумеется, не исключает возможности ее демократической эволюции.

Экономические успехи, внутренняя стабильность и разрубание «гордиева узла» пресловутой проблемы преемника позволяют Казахстану уверенно чувствовать себя региональным лидером в Центральной Азии. Характерным выразителем настроений и амбициозных геополитических планов казахской элиты можно считать статью А. Тойганбаева. Один показательный отрывок из нее позвольте процитировать полностью:

«Россия берет курс на строительство Европейской энергетической империи, на монополию генерирующих и передающих мощностей, систем транспортировки, сопутствующих производств. На этом направлении она готова активно оттеснять американцев и конфликтовать со странами Восточной Европы, активно играя на их политическом поле и содействуя приходу пророссийских лидеров, как в Венгрии или Болгарии. Иные направления для Москвы малопринципиальны. Вернее будет сказать, принципиальны они ровно настолько, насколько эффективно их удастся разыграть и разменять в игре со Штатами в качестве компенсации за Большую энергетическую игру в Европе.

Что объективно получает Казахстан в результате последних договоренностей Назарбаев–Путин? Казахстан отказывается от самостоятельной игры в Европе, от транспортировки Одесса – Броды, от возможности играть на противоречиях поставщиков и от выгодных контрактов, которые готова предложить прежде всего Восточная Европа для дифференциации топливного рынка. Казахстан однозначно подыграл России, и не в чем-то, а в ее главной игре. Казахстанское топливо пойдет в Европу под российским флагом и как российский актив.

Поддержав европейский проект Москвы, Астана получает политические резервы для собственной и единоличной лидерской позиции в регионе ЦА и в перспективе – на дальнейших смежных направлениях. Ответы подсказывает сама схема происходящего. Если Казахстан резко меняет “разновекторный” курс на серьезную стратегическую смычку с Россией, ценой такого альянса может быть только согласие сторон на Казахстанское содружество наций, на поддержку Москвой нашего первенства в Центральной Азии. Если вспомнить о необходимости для российских интересов знакового присутствия в регионе, то только Казахстан объективно способен его обеспечить, поскольку сам в нем заинтересован. Те же проекты поддержки русского языка в государствах Центральной Азии могут стать не только российским, но и казахским национальным проектом. Они системно соответствуют роли Казахстана как континентального интегратора европейской и азиатской цивилизаций.

В итоге мы получаем умноженные на российские возможности собственные континентальные преимущества». (выделено мною – Я.Б.)

Ни много ни мало – Содружество наций Центральной Азии под эгидой Казахстана, имеющее действенную поддержку России. В том, что для России такое «упорядочение» своего азиатского «подбрюшья» выгодно, в Казахстане почти не сомневаются.

Казахстан фактически уже начал реализацию плана по достижению регионального лидерства. Весной этого года президенты Казахстана и Киргизии договорились о создании Высшего Межгосударственного совета, сделав, таким образом, первый практический шаг к образованию союза двух стран. В конце августа министры иностранных дел Казахстана и Киргизии обсудят концепцию создания Союза центрально-азиатских государств. В 2006 году Казахстан направил в Киргизию $136 млн прямых инвестиций, что в 3,4 раза больше показателей 2005 года. Тесное сотрудничество с Казахстаном является для неспокойной Киргизии важным фактором экономической и политической стабилизации. В конце июля казахский премьер Карим Масимов посетил Ташкент, где подписал с узбекским лидером Исламом Каримовым «Стратегию экономического сотрудничества» двух государств на период до 2015 года. В прошлом году объем казахско-узбекского товарооборота достиг $703 млн, что в 2,9 раза выше уровня 2005 года, а только за первые пять месяцев нынешнего года составил $525 млн.

Подыгрывая России в ее амбициозных планах превращения в главную энергодержаву Европы, Казахстан медленно, но неуклонно движется к собственной цели – достижения реального доминирования на просторах Центральной Азии.


Количество показов: 2185
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100