RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

20.08.2007

Ярослав Бутаков

ШОС В ПРЕЖНЕМ ФОРМАТЕ

Москва и Пекин не стремятся к дальнейшему расширению «шанхайского пакта»

НОВЫЕ ЧЛЕНЫ В ШОС НЕ ВОЙДУТ

В Бишкеке завершился очередной ежегодный саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ставший главным международным событием недели для многих стран постсоветского пространства и некоторых сопредельных государств. Ему непосредственно предшествовал ряд двусторонних переговоров лидеров некоторых государств, входящих в ШОС или активно сотрудничающих с ней. Значение ШОС давно уже вышло за пределы первоначального ареала организации, включавшего Китай, Россию и расположенные между ними страны Центральной Азии.

Тем не менее, заметно некоторое снижение интереса соседей к более активному участию в ШОС. Кроме государств-членов, при ШОС состоят страны-наблюдатели. Это Индия, Пакистан, Иран, Монголия. Если Иран и Монголия на нынешнем саммите были представлены главами государств, а Пакистан – министром иностранных дел (что тоже немало, учитывая сложную внутреннюю ситуацию в этой стране), то от Индии на встречу приехал министр нефти и газа. Тем самым Индия как бы дала понять, что ничего, кроме совместных энергетических проектов, ей от ШОС не нужно, и в региональном сотрудничестве в области безопасности (которое Китай и Россия стремятся выставить главной целью организации) в формате ШОС она не заинтересована.

Очевидно стремление Ирана воспользоваться выгодами ШОС для обеспечения своей безопасности. Или, как отмечают некоторые западные аналитики, спрятаться «за широкую спину Китая и России» в своем противостоянии с Западом. Но, похоже, что ни Китай, ни Россию такая позиция не устраивает. Именно два крупнейших члена ШОС противятся расширению организации. Накануне бишкекского саммита Александр Лосюков, заместитель главы МИД России, официально заверил, что увеличения числа постоянных членов не будет. Подписанный на саммите Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, подготовленный по инициативе Пекина, призван закрепить комплекс соглашений именно между Китаем и республиками бывшего СССР.

Что касается возможного вступления в ШОС Индии, то очевидно, что Китай на это не пойдет, ибо это сразу поставит под вопрос лидерство КНР в организации. Против членства Пакистана, скорее всего, будет возражать Россия. Ну и ради Ирана, по всей видимости, обе страны не собираются ссориться с Западом. Они всячески подчеркивают, что ШОС – не военный блок, а организация региональной безопасности. К тому же, именно нынешний узкий состав придает ШОС известную консолидацию. Полноправное вступление в ШОС еще ряда крупных государств с традиционно несовпадающими интересами способно развалить организацию изнутри.

В вопросе о вхождении в ШОС некрупных стран – таких, как Монголия и Туркмения, – возможны коррективы нынешней позиции Китая и России. В частности, Россия осторожно высказалась в поддержку принятия Туркмении в члены ШОС. Туркмения при новом лидере более отзывчива на участие в региональных проектах, однако официального желания участвовать в ШОС даже в качестве наблюдателя пока не заявила. И будут ли Китай и Россия увеличивать число малых союзников, отказывая в этом статусе, например, Ирану, рискуя тем самым вызвать его раздражение, большой вопрос. Тем не менее, президенты Туркмении, а также Афганистана были приглашены на саммит в качестве почетных гостей.

А вот Беларусь сама не проявила инициативы в целях продолжения сотрудничества по линии ШОС. Еще два года назад Лукашенко, будучи с визитом в Пекине, высказал заинтересованность в получении Беларусью статуса наблюдателя в Шанхайской организации. Но то ли принципиальная позиция Китая, то ли нынешнее стремление белорусского лидера всячески улучшать отношения с Западом помешали осуществиться этому намерению. Что, впрочем, не препятствует обоим государствам интенсивно развивать партнерство на двустороннем уровне, минуя структуры, в которых участвует Россия.

 

ОСТОРОЖНОЕ СДЕРЖИВАНИЕ АМЕРИКИ

Когда говорят о деятельности ШОС, на первый план постоянно выступает военное присутствие США в «зоне ответственности» ШОС и отношение к этому организации. До начала бишкекского саммита представители внешнеполитических ведомств стран Шанхайской «шестерки» неоднократно давали понять, что никаких резких выпадов против США на этот раз не будет. Что и подтвердилось. Никаких громких резолюций в духе той, что была принята два года назад на саммите в Астане, провозглашавшей нежелательность присутствия в регионе иностранных войск, на этот раз не было. Это при том, что рядом с Бишкеком находится база американских ВВС «Ганси», и в Киргизии ширится народное движение за ее вывод из страны. Однако об этом факте участники бишкекского форума не вспомнили. Один лишь президент Ирана развивал тему американской экспансии, говоря об угрозе для стран региона, исходящей от расширения ПРО США, что было от него естественно ожидать.

Правда, покинув столицу Киргизии, лидеры государств ШОС направились в Челябинскую область РФ на закрытие проходящих с 9 августа совместных военных учений вооруженных сил стран организации. В этих учениях преобладающая роль принадлежит России и Китаю, причем любопытно, что единицы тяжелой боевой техники задействованы от обеих стран на паритетных началах: по 8 однотипных штурмовиков, 24 вертолета (по 8 в резерве), 6 военно-транспортных самолетов Ил-76. Участие других членов в маневрах на этом фоне довольно символическое: по роте от Казахстана и Таджикистана, взвод от Киргизии, делегация штабных офицеров от Узбекистана. До начала учений США обратились с просьбой прислать своих наблюдателей, однако им в этом было отказано, в чем только и можно усмотреть некий «антиамериканский выпад» ШОС.

В то же время президент Таджикистана Э. Рахмон (которому в 2008 году будет принадлежать формальное председательство в организации) озвучил в ходе саммита идею большего взаимодействия ШОС с Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Напомним, что последняя является как бы урезанным аналогом военного союза бывших советских республик. В нее, кроме России и среднеазиатских членов ШОС, входят также Беларусь и Армения. Неясно, какие именно формы взаимодействия имел в виду таджикский лидер, предложивший, в дополнение к документам, принятым на саммите, принять также меморандум об углубленном сотрудничестве двух организаций. Фактически ОДКБ представляет собой форму гарантий безопасности, даваемых Россией ряду сопредельных стран. Реальное слияние ШОС с этой организацией на деле может означать только одно, а именно: взятие на себя Китаем, совместно с Россией, ответственности за безопасность этих стран. Это будет автоматически означать вытеснение России из многих еще сохраняемых ею ниш влияния на постсоветском пространстве.

Тот же Рахмон, а также президент Казахстана Нурсултан Назарбаев активно поддержали идею Владимира Путина провести под эгидой ШОС региональную конференцию по урегулированию в Афганистане. В этой инициативе, впрочем, только с большой натяжкой можно увидеть стремление ШОС вытеснить США из Афганистана. И, в первую очередь, по той причине, что ни Китай, ни Россия, ни все члены ШОС вместе взятые реально не готовы брать на себя ответственность за эту бурлящую страну.

Лидеры ШОС озабочены наркотической и террористической угрозой их странам, исходящей из Афганистана. Вместе с тем, они отлично понимают, что США и их союзники так просто не уйдут из этой страны. Поэтому единственно возможный курс ШОС в отношении Афганистана – это декларации об экономической помощи в связи с необходимостью переориентации сельского хозяйства страны с опийного мака на другие культуры. Не исключено, что со временем это может вылиться в интенсивное экономическое проникновение одной из крупных стран ШОС (скорее Китая, чем России) в Афганистан со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но для этого потребуются долгие годы. А пока «увязание» США в Афганистане гарантирует странам ШОС некоторое спокойствие и повод для дальнейшей критики американской политики.

Определенную проблему представляет лишь использование Штатами территории Афганистана в качестве источника героиновой угрозы против неугодных режимов в регионе. Эту проблему придется, по-видимому, решать совместным укреплением рубежей с Афганистаном. Не случайно Владимир Путин на саммите говорил о создании вокруг Афганистана неких «поясов наркотической и финансовой безопасности».

Между тем, больше всех в урегулировании афганской проблемы сейчас заинтересован Пакистан, который сильно озабочен угрозой, исходящей из Афганистана, из-за сепаратизма пуштунских территорий. Пакистан из союзника США превращается постепенно в «неугодное государство», и не в последнюю очередь в силу собственно американских планов перекройки Среднего Востока ради сохранения там очагов своего влияния. Мы уже отмечали, что одним из сценариев такой перекройки может стать «управляемый взрыв» Центральной Азии, в противодействии которому кровно заинтересованы все участники ШОС. Но обстановка пока диктует организации чисто оборонительный образ действий. Вытеснить тем или иным образом США из Афганистана она пока не в состоянии. Кроме того, уход оттуда США будет гарантированно означать реванш талибов и усиление, в первую очередь, Пакистана. Здесь мы опять встречаем разнонаправленность интересов, препятствующую расширению ШОС. Ни Китай, ни Россия явно не хотят возвращения такого влияния Пакистана на Афганистан.

 

ЕДИНАЯ ТРУБА?

Обозреватели отметили, что нынешний саммит ШОС стал свидетельством превращения этой структуры в организацию уже не только политического, но и экономического сотрудничества. В Бишкеке был подписан ряд важных соглашений. Первое место занял вопрос энергетического сотрудничества, где, как обычно, главным генератором идей выступил президент Казахстана, разославший незадолго до саммита его участникам от своего имени свой проект «Азиатской энергетической стратегии». Она, по словам Назарбаева, предполагает создание Единого энергетического агентства ШОС (Энергетического клуба ШОС) и единой энергетической биржи ШОС. «Система трубопроводов на пространстве ШОС, связывающая Россию, Казахстан, Среднюю Азию и Китай, закладывает основу для создания единого энергетического рынка ШОС», – подчеркнул глава Казахстана. Наиболее активным сторонником идеи энергетического альянса под эгидой ШОС выступил президент Ирана. Владимир Путин был более осторожен, говоря о «сопряжении национальных энергетических концепций». Позиция российского президента вызвана вполне понятной настороженностью по отношению к энергополитике его партнеров по организации.

В мае этого года президенты России, Казахстана и Туркмении провозгласили, что в деле транспортировки своих энергоносителей будут вести согласованную политику. Однако мы тогда же предупреждали, что традиционная «многовекторность» среднеазиатских политиков еще не раз даст о себе знать.

В начале августа, накануне визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Казахстан, министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкож Измухамбетов заявил, что решение о строительстве Прикаспийского газопровода никоим образом не касается планов по реализации Транскаспийского газопровода. «ЕС постоянно говорит о необходимости строительства Транскаспийского газопровода, и он намерен обосновать экономику проекта. Мы не вычеркиваем из планов этот проект», – подчеркнул казахстанский министр. По его словам, газопровод Средняя Азия – Центр может увеличить свою пропускную способность до 100 миллиардов кубометров. «И нам надо думать, как и куда остальной объем поставлять». Поэтому Казахстан также участвует в проекте трубопровода Туркмения–Китай, который предположительно пройдет через юг Казахстана.

Накануне бишкекского саммита в Ашхабад приехал помощник госсекретаря США по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Д. Сэлливан, похваливший нынешнего туркменского лидера за политику «позитивного нейтралитета». Бердымухаммедов в ответ пообещал, что его страна будет придерживаться «многовариантности маршрутов вывода туркменских энергоносителей на мировой рынок».

В целом же саммит в Бишкеке продемонстрировал, что, несмотря на наличие завлекательных идей интеграции, превалирующим остается прежний формат энергетического сотрудничества. Большинство страны ШОС предпочитают свободно конкурировать и сотрудничать между собой на этом поприще, а не создавать какие-то механизмы, чреватые, как в ЕС, стать органами контроля и принуждения.

 

ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

Члены ШОС приняли Бишкекскую Декларацию, в которой выразили приверженность курсу на создание «под эгидой ООН» и «на основе общепринятых норм международного права» такой «архитектуры» глобальной безопасности, которая бы отражала «баланс интересов всех субъектов международных отношений», обеспечивала «каждому государству право на независимый выбор пути развития в соответствии с собственным историческим опытом и национальной спецификой», сохраняла «разнообразие культур и цивилизаций». Участники саммита заключили Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, о котором единодушно отозвались в том духе, что он содержит все предпосылки для дальнейшего развития организации. Подписаны также соглашения между правительствами стран ШОС о сотрудничестве в области культуры и о сотрудничестве между Деловым советом ШОС и Межбанковским объединением ШОС. Кроме того, решено, что саммит ШОС в 2008 году пройдет в Душанбе, в 2009 году – в Екатеринбурге.

Вместе с тем, предложения Казахстана по более тесной координации в энергетической сфере не были восприняты другими странами, в первую очередь Россией. Неприятие ряда членов ШОС, в первую очередь Киргизии и Таджикистана, вызвали предложения Казахстана и Узбекистана по созданию в рамках организации механизмов регулирования использования водных ресурсов, в том числе и с целью получения электроэнергии.

Таким образом, наиболее важные для развития экономического сотрудничества вопросы большинство стран региона предпочитают решать в двустороннем и многостороннем порядке, а не делегировать их решение на уровень ШОС. Тем самым они показывают, что разговоры о превращении ШОС в организацию экономического партнерства несколько преждевременны.

В дальнейшем можно ожидать, что ШОС пойдет по пути дальнейшей координации усилий по развитию сотрудничества в военной сфере, противодействию международному терроризму и наркотрафику. Вместе с тем, ШОС будет избегать конфронтации с США и Западом, противопоставляя свой идеал миропорядка, основанного на диалоге цивилизаций, в качестве исключительно пропагандистского оружия.

Расширения ШОС за счет крупных государств в обозримом будущем не предвидится. Неизбежное российско-китайское соперничество за Центральную Азию (симптомы которого уже видят в предложении Путина инвестировать $2 млрд в экономику Киргизии, как бы в пику китайским предложениям о превращении Киргизии в важное транзитное звено транспортного коридора Китай–Запад) будет сглаживаться общим характером угроз суверенитету, исходящих от США и их «демократических экспериментов» в Азии, и положением России как потенциально главного энергетического донора крупнейшей страны мира. Также очевидно, что любые трения, могущие возникнуть между Россией и Китаем, будут решаться в двустороннем порядке, а не выноситься на уровень ШОС.

Таким образом, ШОС подтвердила свое предназначение исключительно как инструмента китайско-российского стратегического взаимодействия в потенциально взрывоопасном регионе – Центральной Азии. Ожидать чего-то большего от этой организации было бы неоправданно.


Количество показов: 3981
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100