RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

20.08.2007

Андрей Кобяков

«РУССКАЯ ДОКТРИНА» КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ ПО РАЗРАБОТКЕ ГАРМОНИЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Выступление на Соборных слушаниях по проекту «Русская доктрина»

Ваше Высокопреосвященство!

Уважаемые руководители Всемирного Русского Народного Собора!

Дамы и господа!

Коллеги и друзья!

 

Минуло два с половиной года с момента старта Сергиевского проекта и почти два года с того момента, как работа над Русской доктриной была завершена и она была представлена экспертному сообществу.

Время достаточное для того, чтобы подвести промежуточные итоги, а заодно сделать некоторые выводы и наметить направления для дальнейшей работы.

Работа над Доктриной продолжалась в течение семи месяцев с марта 2005 года. Всего в ней приняли участие около 70 авторов, экспертов и консультантов – ученых, экономистов, политологов, публицистов, специалистов в разных отраслях знаний.

Широкий спектр доктринальных положений, фундаментально аргументированных, основанных на тщательном анализе тенденций и сопровождаемых необходимыми историческими экскурсами, охватывает множество направлений от мировоззрения и идеологии до внешней политики, от проблем образования до принципов построения эффективной и органичной для России экономики, от сфер национальной безопасности, оборонной политики и строения вооруженных сил до социальной политики, от роли государства до форм самоорганизации народа и его элиты, от проблем права до различных аспектов культуры, от демографической ситуации, проблем миграции и межнациональных отношений до отдельных перспективных проектов, способных вывести страну на прорывный путь динамического развития.

Следует отметить, что все эти положения являются не разрозненным набором идей – их связывает единый системный подход, опора на традиции России, ориентация на органическую связь и гармонию с русским цивилизационным кодом.

Русская доктрина была задумана как детально проработанный проект комплексных преобразований нашего общества и государства на основе творческого применения в современных условиях и с учетом реальных вызовов времени (как в настоящем, так и в обозримом будущем) наших многовековых традиций, главные из которых связаны с Православием; овладения и созидательного переосмысления всего многовекового опыта русской государственности, русской общественной жизни и всей Русской цивилизации в полном объеме, включающем в себя мировоззренческие, политико-властные, хозяйственные, нравственные и культурные аспекты.

В сжатом виде такая целостная мировоззренческая система, такая идеология может быть определена как «динамический консерватизм». Содержание этой идеологии: преобразования как самораскрытие традиционных принципов и ценностей русской цивилизации.

Еще короче это мировоззренческое и проектное кредо можно выразить одной фразой – модернизация с опорой на традицию.

Создавая Доктрину, мы исходили из трех вариантов ее дальнейшей судьбы.

Во-первых, мы рассчитывали на то, что в нынешней власти и государственной системе присутствуют силы, способные вооружиться Доктриной консервативных преобразований и поставить ее на службу государству (оптимистический вариант).

Во-вторых, Доктрина может быть в целом не востребована, но востребована по частям. Отдельные ее положения и блоки могут быть использованы при создании государственных программ, законопроектов, формировании предвыборных и партийных программ. При этом Доктрина должна будет стать предметом широкого общественного обсуждения.

Еще один вариант развития событий (не оптимистический): не востребованная властью, Доктрина сама послужит центром притяжения близких политических сил, формирование которых только начинается или началось недавно. В таком случае она может стать фундаментом, на котором возникнет новое подлинно-консервативное общественное движение.

Тогда, в начале работы и сразу по ее завершении многие из нас (и я не исключение) испытывали сильный скептицизм по поводу возможности принятия идей Русской доктрины властью, по поводу существования субъективной востребованности этих идей со стороны власть имущих. Мы лишь выражали весьма слабые надежды на это.

Эти надежды опирались на наше убеждение существования объективной востребованности подобных идей, вытекающей из самой жизни, опирались на выношенную в результате анализа и еще больше полученную из интуитивного предчувствия мысль о «великом переломе» и преодолении эпохи «смутного времени».

И это интуитивное предчувствие, похоже, нас не обмануло.

В то же время мы были озабочены не только продвижением наших идей «наверх», но и «вниз». То есть мы делали ставку на раскрепощение творческой инициативы по поиску путей развития России во всей толще общества.

После первой презентации Русской доктрины на острове Корфу (Греция) мы презентовали нашу работу в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, прошли специально посвященные Доктрине обсуждения на центральном телевидении, всероссийском и московском радио и даже презентация Доктрины за рубежом в Риге перед представителями русских общин Латвии, Литвы и Эстонии. Доктрина издана массовым тиражом и выложена целиком на специальном интернет-сайте. За прошедшее время мы получили множество откликов. Уже очевидно, что Русская доктрина встретила большой интерес не только в экспертном сообществе, но и среди широкой общественности.

Доктрина была доставлена высшим руководителям государства и во многие властные и управленческие структуры. По имеющейся у нас информации, к Доктрине проявлен большой интерес, многие идеи оказались востребованными, и как чрезвычайно отрадный для нас факт мы отмечаем проникновение идей и ряда положений Русской доктрины в программные официальные документы и даже в президентские послания Федеральному Собранию.

Важная роль Русской доктрины состояла еще и в том, чтобы вернуть содержательные поиски в практику деятельности политических партий и общественных организаций, а также создать атмосферу, благоприятную для обмена идеями между властью и социумом. Ведь к 2005 году окончательно оформилась печальная традиция выхолащивания содержательного, программного контекста из партийно-политической жизни страны. Ставка на пиар, на хлесткие лозунги, на популизм, на создание иллюзорного имиджа, на соответсвующее использование всех технологий масс-медиа – а если сказать совсем откровенно, то ставка на политическое очковтирательство, на политическое махинаторство, на безответственность перед избирателями – все это к тому моменту сложилось в целую систему политического спектакля, а местами и политической клоунады. И общественный кризис, вызванный правительственным решением отмены социальных льгот, показал полное отсутствие какого бы то ни было идейного диалога между правительством и обществом.

И хотя Русская доктрина была с самого начала заявлена как непартийный, надпартийный проект, она оживила содержательную дискуссию по ключевым вопросам в партийной среде, ряд идей и положений были включены в программные разработки различных партий, а сама Русская доктрина была высоко оценена многими партийными лидерами.

Таким образом, можно констатировать, что идеи Доктрины уже прокладывают себе дорогу в общественное сознание, что они начинают активно формировать общественно-политический контекст.

Для нас это особенно важно потому, что мы получаем подтверждение, что труд наш оказался не напрасен, он реально востребован временем и даже начал оказывать определенное воздействие на ход общественно-политического процесса.

Но может быть, самой главной целью мы видели активизацию в экспертном сообществе поиска направлений развития, прокладывания курса для корабля под названием «Россия».

Вот две цитаты из Введения к Русской доктрине:

«Задавшись целью создания системного стратегического проекта консервативных преобразований, авторы Русской доктрины вместе с тем стремятся подвигнуть общественное мнение к осознанию необходимости решительного учреждения программы национального развития, а также побудить многочисленных неравнодушных экспертов и общественных деятелей к совместной разработке конкретных, точных и связанных между собой параметров этой программы и «рабочих чертежей» для ее реализации. Мы твердо уверены в том, что упорные соединенные усилия непременно увенчаются успехом».

«…настоящая борьба должна идти между десятью, двадцатью и более программами Реставрации Будущего России, пусть выполненными с разных точек зрения и исходя из различных ценностных систем».

И здесь нас не подвела интуиция: первые ласточки подобных разработок уже появились и можно констатировать начало процесса плодотворных дискуссий между разработчиками этих программных продуктов. По сути, запущен процесс созидательной конкуренции идей и проектов.

В интеллигентских кругах с иронией принято вспоминать лозунг Хрущева «догнать и перегнать Америку». Однако теперь обществу в качестве чуть ли недостижимого идеала предлагают Португалию. В этом проявляется не только резкое падение уровня самосознания нации и амбициозности задач, которые ставятся перед страной. И в первом, и во втором случае очевидна методологическая неполноценность самого процесса выдвижения и постановки целей.

Догоняющего развития как такового не достаточно. Более того, путь догоняющего развития вообще ущербен по определению. Подлинное развитие может осуществляться только в рамках собственного Проекта. Проекта одновременно и модернизационного, и глубоко укорененного в традиции, органичного природе русской цивилизации, ее системе базовых ценностей.

В нынешних условиях обществу необходимо предъявить ясные ответы на вопросы о том, как сохраниться и выжить, как преодолеть кризис, как развиваться и побеждать. Как воздух необходим образ Русского Будущего, способный вновь сплотить нацию в единый здоровый организм.

И в этой связи важно отметить, что Русская доктрина явилась первой попыткой вырваться из парадигмы навязанных России чуждых идей и сформировать целостное и органичное нашей природе видение собственной миссии, собственного пути, собственной судьбы на современном этапе мировой истории.

Мне как экономисту удобнее пользоваться примерами, относящимися к моей профессиональной сфере. Кстати, раздел «Русской хозяйство» представляет собой примерно треть от всего объема Русской доктрины. В нем осуществлен детальный анализ экономического положения России в международном контексте, параметров национальной катастрофы 90-х годов, содержания экономических реформ. В этом разделе дается «формула» оптимальной экономики России и стратегия достижения такой «формулы» (антикризисная программа).

Для разработчиков Русской доктрины совершенно очевидно, что принятая в России неолиберальная модель хозяйствования совершенно неорганична природе Русской цивилизации, народному духу, традициям, принятым в обществе базовым ценностям, накопленному собственному бесценному опыту, наконец, достигнутому уровню социально-экономического развития, существующим природным и структурным реалиям и ограничениям.

При определении адекватной хозяйственной модели совершенно необходимо понимать, что цели экономики вторичны и производны от целей общества.

В России экономическая модель не может быть не связанной с господствующими (православными по своему корню) ценностями и должна в обязательном порядке учитывать ряд принципов.

Например, принцип достатка, а не безумной страсти к беспредельному обогащению.

Важнейшим является и принцип справедливости.

Следует учесть особенность отношения в России к богатству. Богатство должно служить цели созидания всеобщего благосостояния.

В противоположность либеральному индивидуализму необходимо понимание того, что в суверенитете общины, рода или (на более развитых стадиях) нации – залог личной свободы и личного развития.

Необходим возврат к созидательным ценностям и творческой мотивации экономической активности человека. Вместо модели «общества потребления» – модель «общества созидания».

Абсолютно императивным становится культ ответственности (на всех уровнях и во всех сферах общественного бытия), насущным является восстановление баланса между свободой и ответственностью.

Понимание того, что в неолиберальной хозяйственной и в целом общественной модели солидарные, общежительные отношения в экономической жизни заменяются отношениями конфронтационными и даже более того – отношениями враждебными (хищническими). Единство духовной жизни личности в таком мире разрушается, с разрушительными последствиями для самой личности. Болезненная раздвоенность жизни, личности ведет к чувству постоянного дискомфорта, неудовлетворенности мироустройством, а в конечном счете – к чувству безысходности, к фундаментальным сомнениям в осмысленности бытия.

Следует взять за основу лозунг «В конечном итоге экономично лишь то, что нравственно». Не homo economicus, а «человек моральный» должен стать в центр будущей экономической парадигмы развития.

Российская модель хозяйствования должна опираться на баланс и равновесие между конкурентными и солидарными («всем миром») механизмами экономического поведения.

Наконец, степень открытости экономики России должна быть оптимальной, а не безграничной.

Предлагаемые Русской доктриной масштабные преобразования в государственно-политической, социально-экономической и духовно-культурной сферах на основе многовекового опыта и традиций Русской цивилизации и с учетом реальных вызовов глобального окружения направлены на создание органично устроенного, внутренне стабильного и уверенно развивающегося государства и общества, повышения его глобальной конкурентоспособности и суверенности. Совершенно очевидно, «выгодополучателем» такого сценария естественным образом выступает абсолютное большинство населения.

Предлагаемые Доктриной решения ряда важнейших комплексных проблем – упорядочение вопросов собственности, создание эффективной суверенной финансовой системы, совместное участие государства, частных и институциональных инвесторов в крупных инфраструктурных, а также в капитало- и наукоемких проектах и др. – направлены в конечном счете на создание благоприятного инвестиционного климата, который только и может стать главной основой для долгосрочного и динамичного развития экономики страны.

Государство должно играть активную роль в выстраивании оптимального и справедливого баланса интересов и, одновременно, организации созидательного суммарного вектора сил в треугольнике общество-бизнес-власть.

Один из важнейших экономических тезисов Русской доктрины – проведение государством политики протекционизма и покровительства в отношении отечественного бизнеса, что должно упрочить конкурентные позиции российских предпринимателей на внутреннем и внешнем рынке.

Доктрина предполагает создание с государственным участием действительно мощной финансовой системы (основы экономического суверенитета), в рамках которой будет предусмотрено масштабное целевое государственное кредитование и создание эффективных и прозрачных механизмов реализации программы и ее контроля.

Предложения о внесении существенных корректив в бюджетную и денежно-кредитную политику, а также мероприятия по стимулированию и регулированию устойчивого массового спроса направлены на создание стабильных механизмов саморазвития экономики, ориентированной на удовлетворение запросов внутреннего рынка, и бизнеса, в меньшей степени зависящего от внешней конъюнктуры.

Предлагаемые Доктриной программы ресурсного развития, а также приоритетные проекты трансконтинентальных транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток способны стать центром притяжения как отечественных, так и зарубежных капиталовложений и открывают новые возможности, ниши и рынки для российского бизнеса.

Проведение активной структурной политики, а также создание с прямым и косвенным участием государства постоянно действующих современных институтов и гибких механизмов поддержки инновационной сферы послужит предпосылкой для развития высокотехнологичного предпринимательства, прорыва на прибыльные рынки передовых технологий и товаров с высокой долей добавленной стоимости, что позволит России занять достойное место в системе международного разделения труда и в мировой «табели о рангах».

На наш взгляд, противовесом идее «энергетической сверхдержавы», отражающей узкокорпоративные интересы сырьевых компаний, должна стать идея «новой индустриализации» или «сверхиндустриализации» России, предполагающая прорыв России, как это было в середине прошлого века, в число наиболее развитых стран мира.

Россия, с ее мощными природными и интеллектуальными ресурсами и еще не полностью деградированным индустриальным потенциалом советского времени, может и должна поставить для себя задачу возвращения себе места одного из экономических лидеров мира.

Это, конечно, лишь сверхкраткие тезисы, которые подробно раскрываются в Доктрине. Очевидно, что пересказать содержание более чем 800-страничного труда, невозможно.

Вместе с тем мы отдаем себе отчет в том, что Русская доктрина нуждается в совершенствовании. Да и сам нынешний формат Русской доктрины не позволяет с необходимой тщательностью и подробностью представить конкретные предложения программного характера по всему спектру вопросов, касающихся государственного строительства, политического устройства, экономики, культуры, образования и т.д. Большинство проблемных блоков, поднятых в Доктрине, нуждаются в дальнейшем развитии, проработке в рамках специально посвященных этим проблемам отдельных программ, которые должны содержать системно изложенные конкретные предложения, взаимно увязанные по приоритетам, срокам и ресурсам. Мы понимаем это так, что такого рода работу надо вести.

И мы готовы начать такую работу. Это будет своего рода второй этап работы над Русской доктриной, над документами, производными от ее стержневых идей, развивающими и углубляющими эти идеи, переводя их на язык конкретных программ, шагов и мер, которые по мере их разработки будут предлагаться обществу и государству.

В нынешнем виде Русская доктрина – лишь первый этап на пути создания программы позитивных консервативных общественных преобразований. Доктрина остается открытой для всех желающих принять деятельное участие в доработке и усовершенствовании этой программы. Публикация и презентация труда преследует цель создать точку притяжения для всех тех интеллектуальных и политических сил, которым небезразлична судьба страны и которые понимают ущербность нынешнего пассивного следования в фарватере чуждых для России идей и концепций. С учетом всей этой работы, которую еще предстоит выполнить, Русская доктрина сможет претендовать на значение всеобъемлющей программы преодоления нынешнего системного кризиса России и ее развития на почве традиционных ценностей – программы, имеющей консолидирующее значение для российских элит незападной ориентации.

Работа эта требует сложения сил различных сложившихся групп и институтов экспертного сообщества, носителей уникальных профессиональных и специальных знаний, общественных организаций и множества отдельных энтузиастов, а также интеграции уже имеющихся наработок, светлых созидательных идей и смелых креативных подходов.

Иными словами требуется именно соборная работа.

При этом нам бы хотелось сохранить надпартийный характер этой работы. И Всемирный Русский Народный Собор, по самой своей природе, мог бы стать идеальной, органичной площадкой для дальнейшей соборной работы над гармоничной программой преобразования России.


Количество показов: 3941
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100