RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

29.08.2007

Ярослав Бутаков

ПОДОПЫТНЫЙ КРОЛИК ПЕНТАГОНА

Сценарий: по команде «вашингтонского обкома» пронатовский режим в Киеве начинает войну с Россией с целью захвата Кубани. Каким будет ответ Москвы?

«Самая лучшая война – разбить замыслы противника.
На следующем месте – разбить его союзы.
На следующем месте – разбить его войска.
Самое худшее – осаждать крепости»

Сунь Цзы, VIв. дон.э.

ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЙНА?

Российско-украинский вооруженный конфликт, на первый взгляд, принадлежит к числу невероятных «страшилок». И правда, если считать оба государства абсолютно самостоятельными, проводящими независимую внешнюю политику, вдобавок демократическими (то есть такими, где власть строит свою политику в соответствии с настроениями народа), то войну между двумя нациями, связанными не только долгой общей исторической памятью, но и многочисленными узами родства и дружбы на уровне личных связей, представить просто невозможно.

Однако мы помним, как несколько лет назад возможность военного конфликта между Россией и Украиной внезапно стала обсуждаться не только в обывательских, но и в экспертных кругах из-за разногласий вокруг территориальной принадлежности Тузловской косы в Керченском проливе. Кроме того, из истории мы знаем, что в ней часто реализовывались сценарии, которые незадолго перед этим большинству людей казались совершенно фантастическими. Так было, например, с Первой мировой войной. Так было с захватом и удержанием власти большевиками. Поэтому вариант российско-украинской войны тоже принадлежит к числу тем, заслуживающих рассмотрения. Хотя бы для того, чтобы знать, как его предотвратить.

Дело в том, что совершенный суверенитет для большинства стран существует только на бумаге. Реальной полнотой суверенитета обладают в мире только немногие государства. Остальные де-факто находятся на положении опекаемых территорий с внутренним самоуправлением, лишенные самостоятельности во внешней политике.

Украина находится в промежуточном положении. Она пока не связана ни одним блоковым соглашением с более крупными державами. Но всячески стремится к этому. Вступление Украины в НАТО будет означать уже официальное делегирование Украиной части своего суверенитета руководящим органам Северо-Атлантического альянса. В этих условиях Украину уже никак нельзя будет рассматривать как самостоятельное государство. И вероятность использования Украины в интересах других держав, в том числе (и особенно) против России многократно возрастает.

RPMonitor уже рассматривал сценарии агрессии НАТО против России с территорий новых членов альянса – стран Прибалтики и Восточной Европы (с использованием обычных видов вооружения). Украина, особенно при дальнейшем сближении с НАТО и, тем более, при вступлении в блок, представляет собой наиболее удобный плацдарм для нападения на Россию.

Возможны два варианта участия Украины в войне против России. Первый – когда блок НАТО осуществляет полномасштабную военную операцию – мы оставляем в стороне. Здесь Украина будет играть третьестепенную роль, а исход противоборства практически не оставляет сомнений – он сулит гибель большей части человечества. Сомнительно, чтобы такая война осталась в рамках неприменения ОМП. Россия для защиты от превосходящих сил противника вынуждена будет прибегнуть к ассиметричному ответу, «даже если при этом погибнет мир», и война перерастет в Третью мировую. Короче, сценарий глобальной ракетно-ядерной войны, где натовские военные объекты на территории Украины будут служить мишенями для российских атомных боеголовок, мы по вполне понятным причинам не рассматриваем.

Но более вероятным представляется другой вариант, согласно которому Украина примет активное участие в войне против России, причем еще не будучи членом НАТО. Механизм возникновения такого конфликта в общих чертах видится следующим образом. США, не ликвидировавшие старых головных болей на Среднем Востоке – своего присутствия в Афганистане и Ираке, развязывают войну против Ирана и прочно в ней застревают. Для отвлечения внимания и сил своего главного геополитического соперника – России – США делают ставку на локальную войну против России кровью натовских неофитов. Ключевую роль при этом играет Украина. США и западноевропейские члены НАТО гарантируют Украине техническую поддержку самого высокого уровня – своевременное предоставление данных спутниковой разведки и РЛС, поставки новейших образцов вооружения и т.д. Восточноевропейские члены НАТО – Польша, Румыния, прибалтийские государства – простирают обещания помощи Украине вплоть до предоставления военных контингентов. Воодушевленное такими щедрыми посулами, «оранжевое» руководство решается на войну против России с целью «воссоединения исконно украинских земель».

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА

Открытию военных действий со стороны Украины, несомненно, будут предшествовать провокации, подготовленные друзьями «оранжевых» из ЦРУ. Будут нападения неизвестных, переодетых в российскую военную форму, на гражданские объекты Украины. Будут и якобы залетевшие в украинское воздушное пространство российские самолеты, сбросившие бомбы или пустившие ракеты. Непосредственным поводом к войне может послужить отказ России выполнить какой-нибудь внезапный ультиматум Украины, скажем, требующий досрочного и безоговорочного вывода ЧФ из Севастополя.

Пронатовские власти в Киеве планируют завершить войну присоединением к Украине российских территорий, которые они считают населенными этническими украинцами: Кубань, Ставрополье, части Ростовской, Воронежской и Белгородской областей. Кстати, такой поворот событий не так уже и фантастичен. Планы подобного рода на полном серьезе обсуждались в украинских националистических кругах в 1990-е годы. Тогда РФ, под ельцинским руководством и при продолжающемся «параде суверенитетов» национальных автономий краев и областей, могла показаться слабее управляемого Кравчуком унитарного, этнически однородного и политически стабильного украинского государства. Легкость, с которой подчиненные Киеву части в 1992 году захватывали объекты Черноморского флота СССР, также давала основания для подобных иллюзий.

В нашем сценарии украинские вооруженные силы будут нацелены на скорейший захват этих территорий и нанесение поражения российским войскам в приграничных сражениях. В дальнейшем украинская армия планирует перейти к стратегической обороне и закрепить за собой занятые области России, готовя их международное признание в качестве «исконно украинских». Переход к обороне будет диктоваться тем обстоятельством, что дальнейшее наступление против России украинская армия была бы вынуждена вести по расходящимся направлениям, подвергая себя угрозе распыления сил и поражения.

Территориально конфликт вряд ли выйдет за пределы России и Украины. Польша не сможет принять непосредственного участия в военных действиях против России. Для этого ей надо будет сначала разгромить Беларусь, а это значит восстановить против себя еще одного противника, что Польша вряд ли будет делать, тем более что она делает ставку на вовлечение Беларуси в орбиту своего влияния политическими средствами, и война этому только помешает. Исключение может составить локальный театр войны в Калининградской области (единственное место, где Польша и Россия граничат), которую Польша захочет прибрать к своим рукам. Исход военных действий на этом участке будет определяться, в конечном счете, общей стратегической и политической обстановкой.

Для начала такого конфликта необходимы две предпосылки. Первая – политическая нестабильность в России, усиление центробежной тенденций и регионального сепаратизма. Вторая – наличие у власти в Киеве радикально антироссийских и прозападных сил. Данное обстоятельство автоматически подразумевает крайне низкую степень внутренней консолидации Украины. Население восточных и южных областей Украины, задавленное политически, становится в глухую оппозицию режиму в Киеве, готовое при первом удобном случае выйти из повиновения центральной власти. Их недовольство усиливается тем, что в случае войны они становятся заложниками агрессивной политики «оранжевого» руководства, сразу попадая в зону боевых действий. Столь же ненадежными являются украинские солдаты, мобилизованные в восточных и южных областях. Это брожение может быть ослаблено только быстрыми успехами и перенесением военных операций подальше от украинских границ на территорию России. Поэтому украинское командование вынуждено делать ставку на наступательную войну.

Внутренняя же обстановка в России может находиться на любом градусе шкалы между консолидацией и хаосом, между вполне дееспособным и совершенно недееспособным руководством. В этой статье мы берем по умолчанию первый полюс – концентрацию в Кремле адекватных политиков и стратегов. Рассмотрим, как сможет протекать конфликт в данном случае.

 

ПЛАН ОТВЕТНОГО УДАРА

Первый завет китайского древнего полководца Сунь Цзы, вынесенный в эпиграф статьи, – «разрушить замыслы врага» – будет выполнен использованием стратегически внезапного плана.

Военно-полевой устав времен заката Русской Императорской армии предписывал командирам «действовать по обращению неприятельскому». Это обрекало войска на пассивность и оборонительный образ действий. Следствием явилось поражение в русско-японской войне, когда при всех благоприятных обстоятельствах военачальники боялись переходить в наступление.

Ключом к победе является навязывание противнику своей инициативы независимо от направлений его действий. Россия имеет несомненное стратегическое преимущество перед Украиной в том, что может вести наступательные действия по сходящимся направлениям, тогда как украинская армия будет вынуждена вести их по расходящимся направлениям. Вследствие этого российская армия оказывается в состоянии захватить инициативу с первых минут конфликта, невзирая на то, что первый удар нанесет украинская сторона. Решающую роль приобретает правильный выбор направления главного удара.

Как учил Клаузевиц, такой удар должен наноситься так, чтобы создавать угрозу сразу нескольким жизненно важным объектам противника. Таким образом, неприятель не сможет сразу разгадать стратегический замысел и будет вынужден разбросать войска для защиты всех угрожаемых пунктов.

Таким направлением представляется Грайворон (Белгородская обл. РФ) – Кременчуг. Почему? Днепр представляет собой важнейший рубеж, преодолев который, российская армия почти обеспечивает себе победу. На указанном направлении расстояние от российской границы до Днепра наименьшее – 200 км, нет крупных городов (кроме Полтавы, но и та лежит немного в стороне), ровная танкодоступная местность, хорошая дорожная сеть. Кроме того, на этом направлении создается одновременная угроза таким важным объектам, как Харьков, Днепропетровск и сам Киев. На любой из них может быть переориентирован главный удар, если выполнение основного плана столкнется с неожиданно сильным сопротивлением противника. Вряд ли украинское командование пойдет на то, чтобы взорвать плотину Кременчугской ГЭС, а это было бы единственное, что могло бы помешать форсированию Днепра. Но на всякий случай в район плотины будет высажен воздушный десант.

На направлении главного удара будут сосредоточены основные ударные силы российской армии, предназначенные для восточноевропейского ТВД. На остальных направлениях российская армия на первых порах ограничивается активной обороной, сочетаемой с демонстрационными наступлениями на второстепенных направлениях. Переход в общее наступление произойдет после того, как обозначится решающий успех на главном направлении. На это не следует жалеть средств, сосредоточивая максимально возможное их количество для достижения победы. На других потенциальных ТВД должен быть оставлен минимум сил. Согласно тому же Клаузевицу, понятие стратегического резерва есть нонсенс. Искусство победы в том и состоит, чтобы уметь сконцентрировать максимальную мощь в нужное время и в нужном месте.

 

ЗАПАДНЫЕ СОЮЗНИКИ КИНУТ «ОРАНЖЕВЫХ»

Особое внимание задолго до начала военных действий (которое при современных средствах связи и разведки не может быть внезапным) будет уделено выполнению второго правила Сунь Цзы – разрушению союзов противника.

Украина вступит в войну, уповая на неограниченные поставки со стороны НАТО оружия и военных материалов, а также на предоставление разведданных и высокотехнологичных средств слежения за противником. Кроме того, Украина будет надеяться на прямое участие военных контингентов из восточно-европейских стран НАТО, в первую очередь из Польши и Румынии.

Однако у Украины есть серьезные политические трения с этими государствами. Отношения между Польшей и Украиной омрачаются недоброй исторической памятью о ХХ веке, а именно зверствами УПА против польского населения Западной Украины в годы Второй мировой войны и депортацией украинцев из восточных районов Польши в 1945–1947 гг., и связанными с этим взаимными требованиями покаяния и претензиями на компенсации. С Румынией существуют разногласия по вопросу территориальной принадлежности острова Змеиный, Южной Бессарабии и по приднестровскому вопросу. Обещания помощи Украине со стороны этих государств вряд ли будут до конца искренними. Еще один член НАТО – Турция – «имеет зуб на Украину» из-за Крыма, и это вполне понятно: если можно исторически обосновать права России на Крым, то Украина, как совсем недавно возникшее государство, таких прав не имеет вовсе.

Что касается западных покровителей Украины, то степень их действенной помощи Украине будет прямо пропорциональна первоначальным успехам украинской армии. Поэтому чрезвычайно важное значение приобретает локализация украинского наступления в самом начале и быстрый успех наступления на главном обозначенном нами направлении. Внезапность и стремительность действий российской армии довершат подготовительную работу по военно-политической изоляции Украины от ее союзников, которые не захотят поддерживать явно проигрывающую сторону.

 

БЛИЦКРИГ

Без уничтожения неприятельской армии одержать победу невозможно. В данном случае решающим фактором успеха становится задействование политических средств, помноженное на впечатляющий военный успех. Россия отказывается признать легитимность режима, развязавшего с ней войну, и делает ставку на приход к власти в Украине лояльных политиков. Российская армия прибывает на Украину по призыву легитимной власти для восстановления ее законных прав – такое объяснение звучит для всего мира с самых первых минут конфликта. То, что российская армия пришла, чтобы защитить суверенитет и территориальную целостность Украины от «оранжевых», раскалывавших страну своей непримиримостью, всячески подчеркивается. Все это в довольно быстром времени приводит к разложению армии «оранжевого» режима, половина которой явно не желает войны с Россией.

Войдя в стык между главными группировками украинской армии, достигнув Днепра и переправившись через него, российские бронетанковые колонны появляются в Правобережной Украине. Как показывает опыт арабо-израильских войн, такой прорыв на глубину 200-250 км вполне может быть осуществлен за два-три дня. Еще через два дня российские части на одном направлении подходят к Киеву, на другом – выходят к Черному морю, отрезая Восточную Украину от Западной.

В глубоком тылу неприятеля возникает паника. До украинских войск, пытающихся наступать на воронежском и ростовском направлениях, доносятся смутные известия о том, что российские армии глубоко в сердце Украины. Помноженное на недовольство населения и военнослужащих из восточных областей Украины это настроение приводит к тому, что украинские дивизии на востоке страны без санкции высшего командования начинают вступать в переговоры о перемирии. Солдаты просто расходятся по домам. Восточная группировка украинской армии практически без боя прекращает существование.

Тем временем во всех крупных городах востока, юга а потом и центра Украины, и в самом Киеве закипают митинговые страсти, заканчивающиеся свержением «оранжевых» властей. Но российская армия благоразумно не заходит в крупные города, предоставляя украинцам самим вершить внутриполитические разборки. Ее поведение максимально корректно и тактично, ни о каких «парадах победителей» не идет и речи. Ведь война ведется с режимом, а не со страной и ее народом.

Максимум за неделю передовые части российских войск выходят на естественный политический рубеж своего наступления: исторические границы Западной Украины, совпадающие со старыми границами Австро-Венгрии. Тем самым создается непосредственная угроза Польше и победой на главном направлении предопределяется исход борьбы за Калининград.

Но тут в дело вступает худший вариант войны, по Сунь Цзы – «осаждать крепости». Западная Украина и представляет такую крепость. Она будет подготовлена пронатовским украинским командованием загодя, как последний рубеж обороны, задолго до начала конфликта. Здесь удобнее всего получать военную помощь из Западной Европы. Здесь подходящий рельеф местности. Здесь абсолютная лояльность населения. Сюда стянутся оставшиеся боеспособными части украинской армии. Все это сделает невозможной немедленную оккупацию Западной Украины. Военные действия перейдут в позиционную стадию.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

Тем временем во всех крупных центрах остальной Украины в результате внутренних разборок к власти приходят политики, готовые заключить с Россией долговременный военно-политический союз. На всеобщих выборах формируется легитимная украинская власть, которая начинает бороться за международное признание. Такого же признания требует и власть, обосновавшаяся в западной части Украины.

Российское присутствие будет носить характер, в первую очередь, морального воздействия. Войска расквартированы в стороне от крупных городов, главным образом – в украинских же (бывших советских) военных городках и на базах. В дальнейшем Россия выводит из Украины свои войска, поручив охрану демаркационной линии созданной с ее помощью новой украинской армии. Тем самым снимается главный международный вопрос – об иностранной оккупации Украины. Новое ее правительство в Киеве начинает дипломатическую борьбу за воссоединение под своей властью всей страны и за вывод иностранных войск из западной части Украины.

После этого окончательное урегулирование может затянуться на десятилетия. В конце концов, исходов может быть только два.

1) Запад Украины окончательно сложится в самостоятельное государство, при этом откажется от претензий на «украинство», официально назвавшись, например, Галицией. Все условия для этого уже налицо, а длительное вооруженное противостояние остальной Украине только укрепит единство исторической памяти вполне сложившейся западно-украинской нации. Тогда Украина может признать суверенитет Галиции, в свою очередь отказавшись от притязаний на ее территорию. И «украинский вопрос» будет решен навсегда. Причем, наверное, наилучшим образом из возможных.

2) Львов идет на уступки и соглашается на объединение, взамен чего получает некоторые преференции. Вся Украина торжествует, особенно восточная – ведь это как бы ее победа, но на деле такое объединение таит в себе угрозу будущих конфликтов. Получив возможность оказывать влияние на политику украинского государства, «западенцы» не преминут ею воспользоваться для разрушения союзных связей Украины с Россией. И тогда все завертится сначала…


Количество показов: 1988
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100