RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

18.10.2007

Константин Черемных

КАСПИЙСКИЙ ПРОРЫВ

Кто и зачем хотел сорвать поездку Путина в Тегеран?

СОЮЗ ПЯТИ ХОЗЯЕВ

Во вторник, 16 октября, пять государств каспийского региона заявили на встрече в Тегеране о своем намерении способствовать становлению нового, более совершенного и справедливого многополярного миропорядка. Они подтвердили свою приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия и заявили о праве каждого из них развивать исследование, производство и использование ядерной энергии без дискриминации в рамках этого договора. Столь же недвусмысленно было подтверждено право каждой из сторон на выбор пути собственного национального развития с учетом исторических, социальных и культурных ценностей народов этих стран.

Документ, подписанный высшими руководителями каспийской «пятерки», содержит также положение о взаимном отказе от применения военной силы друг к другу, равно как и о том, что наличный военный потенциал каждой из них не направлен против других сторон. Следующий пункт декларации, не допускающий двойных истолкований, устанавливает, что договаривающиеся стороны ни при каких обстоятельствах не позволят использовать свои территории иным государствам для совершения агрессии и прочих военных действий в отношении любой из них.

Наконец, страны каспийского региона после многих лет неопределенности договорились о принципе использования общего моря, а также учредить совместную экономическую организацию. Кроме того, в тот же день и в том же месте было решено, что четыре из пяти участников тегеранской встречи свяжет между собой железная дорога, а водный бассейн, входящий в зону общих интересов, будет соединен новым судоходным каналом с другим крупным водным бассейном, имеющим естественный выход в Мировой океан.

В этих договоренностях не было бы ничего экстраординарного, если бы государства каспийского региона были всегда согласны между собой по основополагающим вопросам политики и геополитической ориентации, если бы их объединяло вероисповедание, экономический уклад и репутация в мировом сообществе.

Сенсация состоит в том, что по этим пунктам пять стран-партнеров, подписавших документ, долгие годы вовсе не были едины; что разногласия между некоторыми из них доходили до грани вооруженного конфликта; что между ними возникали споры не только по морским, но и по сухопутным границам; что на протяжении предшествующих пятнадцати лет в регион общих интересов бесцеремонно вторгались третьи стороны, притом как дипломатическими и экономическими, так и военными средствами. Более того, одно из пяти государств до недавних пор считалось сателлитом могущественной мировой стороны, категорически настроенной против многополярного мирового устройства, а другое государство – то, на земле которого совершился беспрецедентный саммит, – и поныне числится на первом месте в списке так называемых непокорных режимов, составленных той самой могущественной третьей стороной.

Но факт остается фактом, нравится это кому-либо или нет: Второй саммит каспийских стран совершился, и принял больше стратегических решений, чем могли предполагать прочие заинтересованные в этом регионе стороны. И состоялся он именно там, где было решено – в столице Ирана. И подписали все вышеперечисленные пункты, не случайно привлекающие внимание всего мира, лидеры всех пяти прикаспийских государств – России, Ирана, Казахстана, Азербайджана, Туркмении.

Весь мир – по меньшей мере на уровне дипломатических, разведывательных и экспертных ведомств – не случайно затаил дыхание, ожидая исхода встречи. Слишком много копий ломалось вокруг Каспия; слишком много аппетитов этот регион привлек сразу же после распада Советского Союза – страны, на обломках которой образовалось четыре прибрежных государства из пяти. Слишком много политических и военных конфликтов было спровоцировано с той лишь целью, чтобы правопреемник исторической России и Советского Союза и его южный сосед – наследник Персидской империи – были ограждены от мировых рынков или поставлены на них в заведомо унизительные условия. Наконец, слишком много средств вкладывалось недоброжелателями этих двух держав в технологии вражды, ненависти и массового убийства. Ибо именно ради подрыва российских интересов устраивались все кавказские войны конца XX века; именно для этого по региону годами сновали, соблазняя потенциальных акционеров «акционерного общества Каспий» деньгами, планами и оружием, такие патентованные мировые хищники, как Збигнев Бжезинский, Стивен Манн и ныне отбывающий наказание за неудавшуюся центральноафриканскую авантюру Марк Тэтчер.

Достигнутые договоренности трудно исчислить в материальном выражении. Мир, в отличие от войны, вообще трудно оценить в финансовых терминах. Зато обида всегда имеет материальный эквивалент. Упущенную выгоду от достигнутых договоренностей будут подсчитывать не только частные лица, нанятые в роли консультантов в Каспийский международный нефтяной консорциум. Ибо так уж повелось в политической практике Соединенных Штатов, что любое крупное событие мира – будь то договоренность о транзите или научное открытие в Арктике – непременно, почти на подсознательном уровне, сразу же зачитывается в плюс или в минус президенту; что в Соединенных Штатах – в этом состоит одно из немногих общих свойств между американцами и русскими – общество спрашивает за успех или провал не с доблестных агентов и не с влиятельных корпоративных тузов, а с главы государства.

 

КОМБИНАЦИЯ ИЗ ТРЕХ ПАЛЬЦЕВ

Принимая роковое решение о вторжении в Ирак, администрация Джорджа Буша могла предусмотреть, что сопротивление окажется затяжным и упорным; что пресловутые ценности демократии на выжженной солнцем ближневосточной земле удастся внедрить далеко не безболезненным образом; что даже ближайшие союзники в этом регионе будут не обязательно в восторге от кровавого хаоса по соседству. Однако были как минимум три обстоятельства, которые Вашингтон, сам себя увенчавший короной победителя в «холодной войне», предусмотреть не мог. Одним из этих обстоятельств был итог президентских выборов в Иране – опосредованное, но несомненное следствие собственной авантюрной политики. Вторым обстоятельством был политический – с все усиливающимся криминальным душком – кризис в Израиле, единственном надежном союзнике США на Ближнем Востоке. Наконец, третьим непредусмотренным итогом иракской авантюры оказалась победа Демократической партии на выборах в Конгресс, в результате которой спикером нижней палаты американского парламента стала Нэнси Пелоси, давно представляющая интересы армянского лобби.

Как раз в то самое время, когда Госдеп сосредоточил все свои усилия на антииранских дипломатических действиях в Брюсселе, Москве и Иерусалиме, в ООН и МАГАТЭ, на республиканскую дипломатию в ближневосточном регионе, как снег на голову, свалился конфликт со стратегическим партнером – Турцией. И всего лишь потому, что спикер Конгресса подняла на высший политический уровень вопрос о геноциде армян 1915 года. Он застал администрацию Буша врасплох не только на военно-стратегическом, но и на сугубо смысловом, сиречь идеологическом фронте – ибо армянский геноцид уже был к этому времени поставлен в сознании мировой общественности на тот же уровень, что и Холокост.

Американская правозащитно-гуманитарная линия и борьба за ближневосточные энергоресурсы рано или поздно должны были вступить в неразрешимый внутренний конфликт. К несчастью для Джорджа Буша, это произошло в самый неподходящий момент – накануне встречи «шестерки» по Ирану, накануне заранее запланированного Каспийского саммита и наконец, накануне решающих дебатов в ООН по иранскому вопросу.

Дуэт Кондолизы Райс и Роберта Гейтса, в июне усердно, но без особого успеха толкавший одну половину исламского сообщества к войне с другой половиной, за несколько дней до встречи в Тегеране отметился в Москве. В процессе его подготовки было совершено еще несколько непредусмотренных просчетов. Номер один – ставка на союз Вашингтона и Парижа, считавшийся инструментальным для «продавливания» американских интересов одновременно в Брюсселе и Москве. Номер два – игры с российскими «правозащитниками», в которых Вашингтону еще мерещилась дремлющая политическая сила. Номер три – расчет на противоречия не в маргинальных, а в самых влиятельных кругах российского истэблишмента, признаки которого были, вроде как, налицо: явно не всех в Москве устраивающее решение по кандидатуре российского премьера; открытый обмен упреками и подозрениями между генералами спецслужб; столь же очевидные разногласия в российском дипломатическом ведомстве по тактике на Ближнем Востоке.

Вряд ли случайно 14 октября, в день прибытия Владимира Путина в германский Висбаден, Кондолиза Райс оказалась в Иерусалиме. Вряд ли случайно именно в канун иранской конференции российскому лидеру была навязана напряженная дискуссия под эгидой Европейского еврейского конгресса. Вряд ли на пустом месте, наконец, возникла версия о том, что против Президента России в стране давно ожидаемого прибытия готовится заговор. И не какой-нибудь, а тройной – с участием радикальных чеченцев, радикальных иранцев и, конечно, «Аль-Каиды». Во всяком случае, именно так панический слух детализировался на самом плодовитом по части тиражирования фантастических вымыслов информационном ресурсе израильских спецслужб – многажды упоминавшемся нами сайте debka.com.

Этот слух не сработал. Несмотря на то, что попытки воздействия кнутом и пряником оказывались и на другие стороны каспийского саммита – включая Иран. Несмотря на то, что в качестве источника информации назывались «российские спецслужбы». Наконец, несмотря на то, что в израильских СМИ слух выражался не на языке вероятности, а на языке уверенного знания: «В Тегеране готовится покушение», «В Госдуме информацию о покушении считают очень серьезной» (при этом приводилось высказывание одного-единственного депутата).

 

СРЕДСТВО ОТЧАЯНИЯ

Владимир Путин ответил на внешнее давление тремя декларациями, последовавшими одна за другой. Во-первых, он впервые однозначно объявил о том, что не принимает всерьез слухи о планах Ирана по использованию ядерных технологий в военных целях. Во-вторых, в беседе с Райс и Гейтсом он допустил возможность приостановления Россией исполнения обязательств не только по ДОВСЕ, но и по Договору о ракетах средней и меньшей дальности. В-третьих, в Германии он однозначно дал понять, что не испытывает страха перед предполагаемой угрозой его жизни.

Распространители сплетни об этой угрозе, разумеется, не один день готовили «инфраструктуру слуха». Если о предыдущей попытке покушения во время саммита Организации черноморского сотрудничества, предотвращенном турецкими спецслужбами, в российских СМИ почти никто не писал (и сейчас не вспоминает), то слух о нападении, приуроченном к каспийскому саммиту, распространялся с невиданной быстротой. Агентство «Интерфакс» (Россия) – сайт debka.com – сайт newsru.co.il – сайт cursorinfo (все – Израиль), затем сотни российских и украинских СМИ.

Поведение израильтян понятно без объяснений. Сообщение о грозящей Путину беде вышло в свет практически одновременно с сообщениями о двух новых уголовных делах с премьер-министром Эхудом Ольмертом в главной роли. Накануне, в период сессии ООН, министр иностранных дел Ципи Ливни, подобно Новодворской, выходила на неформальный (антииранский) митинг в центре Вашингтона. Израиль находится в ожидании очередных внеочередных выборов. Действия его политиков столь же нервны, утрированы и порой откровенно неадекватны, как на Украине.

На эту истерику накладываются слухи о сепаратных переговорах между Вашингтоном и Дамаском. Израиль ревнует: его не пригласили за этот стол. Более того, в Вашингтоне не приняли всерьез старательно раздувавшуюся легенду о поставках Северной Кореей оружия на сирийскую территорию – якобы не для самой Сирии, а для Ирана. Накануне встречи с Асадом американские дипломаты заявили об этом прямым текстом.

Сплетня о заговоре против Путина было средством отчаяния, откровенной игрой ва-банк. Как и во время апрельской авантюры в Киеве, Госдеп не рассчитывал выиграть: он рассчитывал не проиграть, что означает – любыми средствами сорвать триумф соперника. Ставки были выше во столько же раз, во сколько нефтеносное море, разделяющее части света, стратегически важнее одной из многих транзитных территорий Восточной Европы. И потому слух должен был звучать достоверно, а средство информации, оказавшееся под рукой, должно было иметь репутацию «кремлевского».

Глава Общества дружбы с арабскими странами Вячеслав Матузов в духе старого поколения партийно-народной дипломатии режет правду-матку: за сплетней стоит Израиль. Такое информированное аналитическое учреждение, как Stratfor, видит в ней почерк родных, американских спецслужб. Наконец, хорошо осведомленный о российских и украинских властных интригах профессор Николай Злобин из вашингтонского Центра оборонной информации усматривает в распространении слуха борьбу кланов в Москве. Впрочем, одно и другое не исключают третьего.

В политических кругах Израиля хорошо известно, что избирательной кампанией фаворита правых – Биньямина Нетаньяху – занимаются политтехнологи из Москвы. Их видели в январе этого года в обществе гостя из Украины – Юлии Тимошенко, которая приехала в Иерусалим «зондировать» вопрос о Голодоморе и остановилась, по совпадению, в одной гостинице с Кондолизой Райс. О создании «оранжевой коалиции» во главе с леди Юлией, стало известно 15 октября, как раз в канун конференции в Тегеране.

Нельзя сказать, чтобы мадам Юлия была совсем чужда Тегерану. Она занималась прямыми переговорами с этим государством. Правда, в ту пору президентом был Мохаммад Хаттами, а партнерство обсуждалось в рамках проекта газового транзита под неблагозвучно звучащим для любого сведущего в истории израильтянина именем «Набукко» – по имени царя Навуходоносора, однажды захватившего Иерусалим отнюдь не мирным демократически-правозащитным способом, а затем стершим его с лица земли. Впрочем, такие частности сути дела не меняют, благо и американские партнеры, и американские учителя российских имиджмейкеров руководствуются стратегическими соображениями. Теми самыми, ради которых в 1980-х годах на границе Пакистана и Афганистана создавалась международное радикальное исламское подполье, из которого вырос – и не мог не вырасти – бен Ладен.

Не исключено, что Владимир Путин, которому докладывали не о двух, а о как минимум пяти покушениях на его жизнь (притом, что в одном из случаев вместе с ним под прицелом был непосредственный конкурент мадам Юлии), потому и счел заговор невзаправдашним, что сценаристы вписали в него пресловутого бен Ладена. Если бы слух и в самом деле родился на уровне российских спецслужб, третьим элементом виртуальной команды заговорщиков оказалась бы скорее не «Аль-Каида», а Борис Березовский и/или Леонид Невзлин.

 

СОР В ЭФИРЕ

Политтехнологическое сословие формируется, как известно, не по этническому или конфессиональному принципу. Но сказать, что политтехнологи чужды идеологии, было бы преувеличением. Точно так же было бы преувеличением утверждать, что каждое агентство, имеющее репутацию «кремлевского», обязательно действует в национальных интересах России.

После того как израильские самолеты разбомбили на севере Сирии некий объект, где якобы хранились элементы ядерных технологий из Северной Кореи, сайт debka.com торжествующе сообщил, что ракетные комплексы, закупленные Дамаском из Москвы, не способны эффективно защитить Дамаск. (Интересно, что подумали израильские пилоты, прочитав этот оптимистический вывод, и согласятся ли они в следующий раз выступить в роли лабораторной мышки). По тому же принципу, очевидно, рассуждали и распространители слухов о покушении на российского Президента.

Три месяца назад с подачи того же сайта debka.com по миру прокатилась сплетня о тайной сделке между Ираном и Россией по закупке совершенно неправдоподобного числа истребителей четвертого поколения. Официальной реакции со стороны России не последовало. Российским контрагентам израильских сплетников эта инсинуация не обернулась решительно никакими неприятностями. Значит, можно «запускать дурочку» снова?

Как недавно выразился в прессе крупный чиновник, в Кремле коридоров много. Это, впрочем, не означает, что «мультикультурное» сожительство идеологически несовместимых элементов будет уютно продолжаться до нескончаемого времени.

В последний год правления Бориса Ельцина в Кремле решили, что интриганство некоторых весьма высокопоставленных персон несовместимо с государственной деятельностью. И в один день кремлевская администрация лишилась сразу четверых влиятельных и, как казалось, более чем защищенных фигур. Нынешний Кремль снисходительнее прежнего по одной простой причине: в нем куда меньше боятся заговоров. Однако при оценке роли отдельно взятой сплетни нельзя не принять во внимание размеры рисков, поставленных на карту.

Конечно, мир бы не перевернулся от отмены визита Владимира Путина в Тегеран. Прожила бы и Средняя Азия без дороги, соединяющей Иран, Туркменистан, Казахстан и Россию, и Каспий без выхода в Черное море. Вот только угроза границам России от не ходульных, а вполне реальных поджигателей террористических войн стала бы значительно более серьезной. Равно как и чье-нибудь искушение захватить Махачкалу или Элисту и создать шестое прикаспийское государство в равном статусе с пятью (в этом состоял, как известно, основной сюжет второй чеченской войны).

Если какое-либо из агентств, имеющих репутацию «кремлевских», неровно дышит к одному из трех равно вороватых и ненадежных кланов украинского истеблишмента, это полбеды. А вот если сей неофициальный контракт с легкостью распространяется на отношения, от которых зависят судьбы целых регионов и репутация лидеров России, то это уже настоящая беда. Поскольку если от правой ноги репортера (или от левого кармана его редакционного босса) зависят судьбы пяти государств, контролирующих треть мировых углеводородов, то возможные последствия никак не умещаются в сферу права на «выражение личного мнения».

Скажут: а что у других, у тех же американцев и израильтян? В самом деле, нынешние дрязги конгрессмена Рорабахера с конгрессменом Пелоси, равно как и министра Барака с министром Нетаньяху, не излечатся ни Первой поправкой к Конституции США, ни каббалистическими заклинаниями. Однако сегодняшняя Россия вполне может себе позволить без серьезных коллизий и затрат очистить «кремлевский информационный пул» от сомнительных персонажей, пытающихся манипулировать высшим политическим руководством страны. И этим счастливым преимуществом было бы неразумно пренебрегать.


Количество показов: 3411
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100