RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

20.10.2007

Наталья Андросенко

МИФОЛОГИЯ «СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА»

Должны ли дети быть помощниками своим родителям?

«ПОМОГАТЬ» И «РАБОТАТЬ»

В спорах «многодетные семьи: за и против» один из наиболее распространенных аргументов скептиков сводится к тому, что желающие обзавестись большим потомством родители лишают свои чад «счастливого детства». Ведь именно в таких семьях детям приходится сызмальства помогать по дому вместо того, чтобы упиваться «романтикой двора». Но почему домашний труд – это плохо? Мой трехлетний сын-непоседа отчаянно сопротивлялся всем попыткам приобщить его к порядку. На все просьбы собрать игрушки или поставить обувь в ряд он реагировал непрошибаемым «НЕ ХОЧУ». Все это продолжалось до тех пор, пока я не заметила одной простой вещи. На моего непослушного «антисоциального» ребенка совершенно особым образом действуют два слова: «помогать» и «работать».

Каждый день, когда я уходила на работу, сын мне говорил, что хочет тоже пойти работать. И на предложение «поиграть в игрушки» часто следовал ответ «хочу работать; буду чинить».

И еще – он рвался помогать. С самых первых своих шагов, когда в год с хвостиком неуклюже пытался подметать пол. Или когда в свои два с половиной, вооружившись папиной отверткой, шел «чинить» детскую кровать, после чего шурупы от кровати собирали всей семьей.

В три года помощь приобретает более осмысленные очертания – он уже вполне может понести мою дамскую сумку по дороге из магазина, а это реально очень большая помощь.

И когда я вместо занудного «убираем игрушки» говорю: «Мне нужен мастер по уборке игрушек», – результат не заставляет себя долго ждать. Сразу же, без нервов и криков. И когда надо одеваться – достаточно сказать: «Сейчас мастер выйдет на работу, ему нужно надеть специальные колготки».

Так я поняла то, о чем давно читала у многих социальных философов: человек не только не может жить без общества, но ему еще как воздух необходимо быть вовлеченным в это общество через осознанную полезную деятельность.

 

ДЕТСТВО КАК ЖИЗНЬ В РЕЗЕРВАЦИИ

Что может быть органичнее и искреннее этих детских порывов? А ведь уже давно ушли в прошлое те времена, когда взрослые – крестьяне или мастеровые – привлекали детей к своей работе, те времена, когда дети естественно вписывались в жизнедеятельность взрослых и были неотъемлемой ее частью. Современные дети о работе своих родителей знают лишь одно: это место, куда утром уходят и откуда вечером приходят. Ну, разве что еще то, что там устают: «Папа устал после работы, оставь его в покое».

Образ жизни, в котором ребенку нужно выделять какое-то особое пространство, где он принципиально не должен участвовать во взрослых делах, а заниматься лишь исключительно «детскими», напрямую связан с культом малодетности, который был бы совершенно немыслим без отрицания социальной полезности детей как помощников взрослых. Кстати, именно здесь лежат корни теории о том, что воспитание детей требует титанических затрат времени и сил.

В современных мегаполисах и городах-миллионниках ситуация еще более экстремальная – там малодетность становится не просто образцом, культурой или нормой жизни, а единственно возможной моделью семьи. Все остальное считается либо подвигом, либо «причудой богачей», либо воспроизводством социально неблагонадежных элементов.

 

НЕ СПЕШИТЕ ЖАЛЕТЬ «ЛУЗЕРОВ»

Не надо думать, что ребенку нужно «играть» вместо того, чтобы «работать». Ребенок на самом деле никогда не «играет». Для него любая игра – серьезнейшая работа.

Не зря мудрый дедушка Чуковский назвал первую главу своей книги «От двух до пяти» «Неутомимый труженик». С самого рождения маленький человечек упорно трудится – учится управлять кишечником, сидеть, стоять, есть ложкой, говорить, познает законы окружающего мира.

Беру с полки книгу одного из ведущих детских психологов профессора Юлии Гиперрайтер «Общаться с ребенком. Как?» и нахожу очень интересную информацию:

Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6 класса ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: стирать, гладить, убираться, ходить в магазин. Среди учащихся 7-8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше.

Этот результат показал, как угасает желание быть активным, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны» столь же запоздалы, сколь бессмысленны.

Комментарии, как говорится, излишни. Беда в том, что поколение сегодняшних взрослых во многом состоит из тех, чье детство было заполнено исключительно играми и развлечениями. Сегодня эти взрослые даже не осознают, что они были лишены радости труда, радости быть полноценной и незаменимой частью своей семьи. Не оттуда ли эта хроническая подверженность депресcиям, ненасытное потребление, инфантилизм, боязнь заводить детей из-за нежелания взваливать на себя груз ответственности?

Может быть, глядя на большую семью, где дети вместе со взрослыми участвуют в домашних делах, не приклеивать к ней ярлык «лузеры»? Может быть, жизнь детей в таких семьях – куда более психически здоровая и разумно организованная, чем пародирующее «золотой век» обособленное существование одного единственного ненаглядного любимца, которому, возможно, так никогда и не удастся стать по-настоящему взрослым?


Количество показов: 3049
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100