RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

30.10.2007

Алексей Чичкин

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АРТЕРИИ БУДУЩЕГО

Новые водные пути изменят экономическую географию мира

Похоже, мир вновь стоит на пороге передела главных направлений международных грузопотоков и создания новых транспортных артерий. За последние 20 лет образовалось много новых независимых государств, заинтересованных в новых трансконтинентальных маршрутах. С другой стороны, страны, расположенные на пересечении международных торговых потоков, к настоящему времени могут самостоятельно инициировать, да и создавать новые транзитные артерии (Иран, Греция, Турция, Мьянма). Ситуация усугубляется тем, что возникшие на рубеже позапрошлого и прошлого веков Панамский, Суэцкий, Кильский каналы создавались тогдашними великими державами исключительно в собственных интересах. Неудивительно, в этой связи, что, например, Суэцкий и Панамский каналы «дополнялись» экстерриториальными зонами вдоль их берегов, а владели теми и другими, соответственно, Великобритания с Францией до 1956 года и США до конца 1980-х годов. Проложенными вдоль тех же берегов нефтепроводами фактически также обладали компании США и Великобритании.

Однако к настоящему времени эпоха «трансмонополизации» международных торговых артерий и морского и смешанного (река-море) флота фактически завершилась. В связи с ростом мировых перевозок грузов в контейнерах и сырья, особенно топливного, в ближайшее время планируется построить целый ряд новых каналов, идущих параллельно маршруту Босфор–Дарданеллы, на перешейке Кра – между Индийским и Тихими океанами, между Каспием и Персидским Заливом («Трансиранский канал»), а также канал, соединяющий Дунай с Эгейским морем. Все эти маршруты, по экспертным оценкам, позволят не только примерно на треть разгрузить наиболее грузонапряженные артерии в мире (Босфор–Дарданеллы, Джохорский–Малаккский проливы), но и активизировать российскую внешнюю торговлю.

Рассмотрим подробно каждый из этих проектов. План строительства 140-километрового судоходного канала в европейской части Турции – вдоль действующего маршрута Босфор–Дарданеллы оценивается, в текущих ценах, в 300-320 млн долл., он уже предварительно одобрен рядом министерств, компаний и банков Турции. При этом данный маршрут будет иметь исключительно турецкий суверенитет, в отличие от проливов, где грузосудоходство регламентируется международными конвециями (Лозанна, 1925 г.; Монтрё, 1936 г.).

400-километровый судоходный канал Дунай–Вардар–Эгейское море, проходящий по территории Сербии, Македонии и Греции, также позволит обходить черноморско-эгейские проливы, сможет успешно конкурировать с новым «транстурецким» маршрутом. К этой артерии – через Дунай и действующие каналы Дунай–Тиса (Венгрия) и Дунай–Майн (Гермния) смогут напрямую подключиться все страны Восточной, Центральной Европы, а также Россия и Италия. Предварительная стоимость проекта в текущих ценах – до 700 млн долл. Правда, перед началом строительства предстоит урегулировать разногласия между Македонией и Грецией.

600-километровый судоходный канал Каспий–Персидский Залив, целиком проходящий по территории Ирана, может обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из Северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Сооружение такого водного пути предварительно намечено на период после 2009 года. По экспертным прогнозам, реализация проекта позволит почти вдвое увеличить внешнеторговые перевозки России на южном и юго-восточном направлениях и почти на треть сократить расходы по этим перевозкам. Особое значение имеют перспективы создания с участием России сквозной воднотранспортной системы от Персидского Залива и Индийского океана до Балтики. Отметим, что канал Каспий–Персидский Залив в Иране намеревались построить с помощью СССР еще в первой половине 1960-х годов: об этом предварительно договорился в Москве с советским руководством иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви. Но США, располагавшие в тот период преобладающим влиянием на Иран, воспрепятствовали реализации этого проекта.

Со своей стороны, Мьянма и Таиланд планируют построить канал через перешеек Кра, что вдвое сократит путь между Тихим и Индийским океанами. Таиландский вариант – это маршрут в 200-220 км, проходящий по южной – наиболее широкой – части перешейка (вблизи таиландско-малайской границы), включающий в себя также и строительство параллельного нефтепровода. Данный вариант поддерживают США и Евросоюз. Проект Мьянмы, предлагающей строить канал на севере перешейка, в пять раз короче, его протяженность всего 45 км. При этом почти 10-километровое продолжение данной трассы к Тихому океану (через Сиамский залив) возможно через соседний таиландский участок перешейка. Проект Мьянмы, поддерживаемый Китаем и Индией, дешевле таиландского минимум втрое и, по расчетам в Экономической комиссии ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона, будет реализован и окупится намного быстрее, чем таиландский.


Количество показов: 3432
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100