RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

07.11.2007

Александр Рублев

ВОЗВРАЩЕНИЕ «ГЛАВНОГО БУРЖУИНА»

Кастовая система и восточные культы создают идеальный политический климат для миллиардеров новой формации

В конце октября мир облетела сенсационная новость. Самым богатым человеком планеты, по версии журнала Fortune, был провозглашен индус Мукеш Амбани, обогнавший со своими $63,2 млрд Билла Гейтса и мексиканского магната Карлоса Слима. Правда, через несколько дней The Times оповестило мир об «ошибке» – индусу, мол, приписали несколько «лишних миллиардов». Возможно, причину этого странного опровержения стоит поискать в чисто идеологической плоскости. Ведь образ предпринимателя, занимающего первое место на планетарном бизнес-олимпе – это своего рода визитная карточка всей мировой капиталистической системы.

Последние четырнадцать лет в рейтинге миллиардеров прочно лидировал Билл Гейтс, символизировавший собой англо-саксонское «интеллектуальное лидерство» и триумф «экономики знаний». Американские медиа тиражировали миф о Гейтсе – «аскете», «технократе» и «суперменеджере», создавая некий эталон бизнесмена постиндустриальной эпохи.

Мукеш Амбани в этом смысле – полная противоположность владельцу «Майкрософта». Сверхбогатый индус воплощает собой типаж классического «буржуина» образца последней четверти девятнадцатого века. Амбани – из породы «богатеньких сынков», свое состояние он унаследовал от папы Дхирубхая, основателя нефтехимической компании Reliance Industries. Долгое время Мукеш никак не мог поделить папины миллиарды с братом Анилом, состояние которого оценивается сейчас в $30 млрд.

В отличие от Гейтса, Амбани не делает никаких попыток для того, чтобы заслужить «благодарность человечества». Скорее наоборот – он демонстративно дает понять, что проблемы остальных «двуногих» ему глубоко перпендикулярны.

Сейчас Мукеш поставил перед собой амбициозную задачу – перещеголять Людовика Четырнадцатого и возвести «второй Версаль», причем не где-нибудь в Европе, а прямо в центре Бомбея (Мумбая), посреди трущоб, где ютятся миллионы сограждан, живущих на один доллар в день.

Сейчас по заказу миллиардера строители возводят 27-этажный дворец высотой 179 метров, вокруг которого будет располагаться целый архитектурный ансамбль, включающий себя парк, театр, оздоровительный центр, вертолетную площадку и множество гостевых домиков. Помимо самого Амбани и его семьи, в «бомбейском Версале» будет жить еще и прислуга (600 человек). На реализацию проекта уже потрачен миллиард долларов, однако чтобы завершить работы нужно, как минимум, еще столько же.

Нельзя сказать, что все в Индии наблюдают за архитектурными экспериментами Амбани с чувством глубокого удовлетворения. К примеру, премьер-министр Манмохан Сингх осторожно попросил миллиардера быть чуть скромнее. В конце концов, 500 миллионов соотечественников не умеют читать и писать и живут впроголодь, без водопровода, канализации и электричества. Еще 400 миллионов (в Индии их пафосно называют «внутренним средним классом») имеют деньги на еду, однако по всем оценочным стандартам ООН также должны быть причислены к «бедным».

Тем не менее, какого-либо всенародного общеиндийского негодования тяга «буржуина» Амбани к роскоши пока не вызывает. Если в православном вероучении стяжательство («сребролюбие») и тяга к роскоши («чревоугодие») считаются смертными грехами, то индуизм смотрит на дело иначе. В соответствии с доктринами этой религии, все люди с рождения разделены на высшие и низшие касты, а статус человека предопределен кармическими заслугами (или отсутствием таковых) в предыдущих инкарнациях. Отметим, что этот факт лучше всего объясняет как явную враждебность транснациональной олигархии к христианству, так и ее очевидную благосклонность ко всевозможным «восточным религиями».

Оценивая ситуацию в мировоззренческих координатах индуистской социальной философии, «низшие касты» не выказывают какого-либо недовольства своим бедственным положением. Правда, в одиннадцати штатах на севере и востоке страны действуют леворадикальные повстанцы – маоисты, однако их активность вполне может быть объяснена близостью этих регионов к КНР.

Репрессий со стороны властей Амбани тоже может не бояться: индийский политический класс и так на 80-90% рекрутирован из числа таких же, как и он сам, сверхбогатых сограждан. Состояние 145 членов нынешнего индийского парламента превышает 10 млрд рупий ($220 млн), и еще 301 депутат владеют $1 млрд рупий ($22 млн). Таким образом, 84% индийских народных избранников принадлежат к числу мультимиллионеров, что позволяет им с некоторой долей отстраненности оценивать происходящие в стране социальные процессы. Со своей стороны, составляющий примерно 4% населения страны «западный средний класс» также вполне доволен ситуацией, превращаясь в особую «нацию внутри нации».

Все эти факты полезно помнить, читая публикуемые в странах «золотого миллиарда» восторженные отзывы об «индийской модели» экономического развития – «динамичной», «эффективной» и даже «ресурсосберегающей». В отличие от первых двух весьма спорных оценок, с последней трудно не согласиться: когда полмиллиарда человек живет в условиях каменного века, экономия ресурсов и в самом деле впечатляет.

Год назад RPMonitor опубликовал цикл бесед писателя-футуролога Максима Калашников и известного историка Андрея Фурсова, в котором обсуждались возможные сценарии возникновения «общества новых рабовладельцев», построенного на основе пропорции «20/80». В таком обществе на одного богатого приходится четверо бедных, а средний класс отсутствует как таковой. При этом речь шла именно о кастово-иерархическом социуме с резкими ограничениями доступа к образованию (настоящая наука – прерогатива «верхов») и новой «расой господ», отличающейся от «масс» по всем параметрам.

В современной Индии, которую «Большой Запад» недавно провозгласил «образцовой азиатской демократией», этот сценарий уже реализован, причем пропорциональное соотношение богатых и бедных составляет там не «один к четырем», а «один к двадцати пяти». В этом смысле можно смело утверждать, что современная «индийская модель» – это подготовительная стадия для наступления того социального порядка, который блестяще описан Джеком Лондоном в «Железной пяте».


Количество показов: 4365
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100