RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

23.11.2007

Максим КАЛАШНИКОВ

КЛЮЧИ К СОКРОВИЩАМ МИНФИНА

Управление государственными финансами: ждать ли «смены караула»?

Арест замминистра финансов Сергея Сторчака формально произведен по поводу операций с «алжирским» долгом. Но это, судя по всему, только повод. Правящая группа явно намерена взять под контроль «зону», до сих пор для нее закрытую и монополизированную «птенцами гнезда Чубайсова».

Речь идет об управлении долгами, которые имеют перед РФ страны «третьего мира». А также о деньгах Стабилизационного фонда и золотовалютных резервах. Очевидно, что президентская команда, взяв под свое «крыло» важнейшие отрасли экономики РФ, намерена распространить свой контроль и на государственные финансы. Ведь до сих пор ими заправляли совсем другие силы.

ГИБРИД ШЕЙЛОКА И ПЛЮШКИНА

Деятельность Минфина в делах резервно-долговых давным-давно вызывает массу неприятных вопросов. Иногда складывается впечатление, что оное ведомство готово облагодетельствовать всех, кроме собственно России.

Так, в течение ряда лет Минфин досрочно гасит долги государства перед иностранными кредиторами, выплачивая при этом и «штрафы» (они полагаются за досрочность – как компенсация за потерянные займодавцем проценты). Он же признает долги РФ перед другими странами, которые можно и не признавать и не выплачивать (речь о долге СССР бывшим соцстранам СЭВ, Восточной Европы). Кроме того, Минфин охотно прощает долги странам «третьего мира» или идет на их сокращение.

В итоге получается, что деятельность российского ведомства приносит огромные прибыли иностранным банкам и государствам. Барыши западному финансовому капиталу приносит и другая сфера деятельности Минфина РФ: массированная покупка им долговых облигаций западных государств. Это не только стимулирует экономический рост США и стран Еврозоны, но и помогает Западу бороться с кризисом ликвидности его банковской системы. Кроме того, Минфин РФ приобретает ценные бумаги через банки и фирмы-посредники, принося им немалые комиссионные – опять же за счет России.

Интересно, за какие такие коврижки «министерство бухгалтерии» льет «златые дожди» на стольких иностранцев и частников? Согласитесь – эта деятельность достаточно «коррупциогенна». Обвинять мы никого не можем – вполне вероятно, что в Минфине просто собрались филантропы, по зову сердца занимающиеся благотворительностью в международных масштабах. Россия, мол, щедрая душа. Странно, правда, что свою запредельную щедрость Минфин проявляет исключительно к иноземцам. А внутри самой РФ Министерство финансов и слышать не хочет о предоставлении налоговых льгот для высокотехнологичных компаний, отказывается списать налоговую задолженность предприятий «оборонки», что образовалась в погромные 90-е годы. Вместо того чтобы вкачивать сверхдоходы бюджета в русское производство и создание современной инфраструктуры в РФ, Минфин «стерилизует» эти деньги, выводя их из нашего экономического оборота. Когда речь заходит об ослаблении налогового гнета для русской промышленности, Минфин бьется насмерть, чтобы ничего не менять. Попытки увеличить экспортное кредитование, создать налоговые льготы для зон ускоренного развития наталкиваются на Минфин РФ, который ведет себя как гибрид Шейлока и Плюшкина. Интересная двойственность, не правда ли?

 

ВОЖДЬ И УЧИТЕЛЬ

Начало этим тенденциям в работе Минфина положил еще Анатолий Чубайс. Не секрет, что с середины 90-х годов люди из его окружения стали играть ведущую роль в «главной бухгалтерии» страны. А в 1997-м Чубайс успел побывать министром финансов (и вице-премьером заодно), и даже удостоился от президента Ельцина определения «Лучший министр финансов мира». Именно тогда Анатолий Чубайс первый раз лишил РФ огромных денег, именно он первым начал практику прощения долгов стран «третьего мира» России.

В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал «Меморандум о взаимопонимании...», определяющий условия вхождения в Парижский клуб. Это подавалось как большое достижение новой российской дипломатии. Подчиняясь подписанному им меморандуму, Чубайс от имени РФ по предложению Парижского клуба отказался от 60 млрд долларов – половины финансовых активов. Напомним, что это делалось в пору, когда сама РФ задыхалась от тяжелых выплат по долгам, что успели натворить режимы Горбачева и Ельцина. Поэтому Запад поставил условие: хотите отсрочек по платежам и реструктуризации займов – списывайте долги странам «третьего мира». И Чубайс безропотно подчинился. Вымолив у Запада отсрочки и реструктуризации, «реформаторы» взвалили на РФ обязательства обслуживать долг Парижскому клубу по процентной ставке в 7% годовых. На тот момент это означало около 2,7 млрд долларов ежегодных выплат. Примечательно, что даже в самый разгар «холодной войны» СССР, уже заработавший ярлык «империи зла», платил по взятым кредитам всего 1,5-2% годовых.

Как отмечает экономист Сергей Глазьев, другим ущемляющим интересы РФ условием соглашений, подписанных Чубайсом, стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. Наконец, в соответствии со статьями «о равном подходе», включенными во все соглашения с кредиторами из Парижского клуба, Россия фактически лишилась возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе – путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение закрыло для нас возможности по урегулированию долга и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР вплоть до 2020 года.

Как видите, традиция делать щедрые подарки западной финансовой системе была заложена именно Анатолием Чубайсом. В том же 1997 году Чубайса вынудили оставить пост министра из-за коррупционного скандала с его заместителем Альфредом Кохом, но влияние «великого реформатора» в министерстве финансов сохранялось. Ведь там работали его соратники – либеральные фундаменталисты.

Тогда же родилась традиция щедрых платежей РФ по долгам, которые она могла не признавать и не отдавать. В 2002 году Чубайс (глава РАО «Единая энергосистема») и Минфин проворачивают потрясающую по наглости сделку с «чешским долгом» в 2,5 млрд долларов. Он, напомним, был создан искусственно, в пору распада социалистического блока, а РФ унаследовала его от СССР. Сами чехи и не чаяли получить этих денежек. Но внезапно объявилась фирма «Фалькон», основанная несколькими грузинами и армянином (назывались имена Пааты Мамаладзе, Инги Мамаладзе, Важи Кикнавелидзе и Аристарха Алавердяна). Она выкупила этот долг у правительства Чехии на 22% от номинала – 550 млн долларов. Позднее выяснилось, что за этой чешско-грузинской фирмой стояло РАО «ЕЭС» во главе с Чубайсом. Находясь в связке с Минфином, Чубайс взялся за погашение долга. Он расплатился с «Фальконом», взяв кредит в 550 млн долларов под поставки электроэнергии в Чехию. «Фалькон» (даже не получив комиссионных) передал долговые требования к России в руки «Единой энергосистемы». Так РФ оказалась должна уже не Чехии, а компании во главе с Чубайсом. За погашение этого долга (который мы могли просто не замечать) Минфин РФ списал задолженность РАО «ЕЭС» перед бюджетом РФ на 40 млрд рублей (1,35 млрд долларов по тогдашнему курсу). Итак, в результате многоходовой комбинации ЕЭС раскошелилось всего на 550 млн долларов, а нажило – почти 800 млн.

Именно в 2002 г. создали прецедент – большие платежи РФ по долгу, который можно было просто не признавать. Он органично дополнил другой прецедент – списание тех денег, которые иностранцы задолжали России. В 2003 году Минфин РФ с готовностью списал многомиллиардные долги Ирака. В интересах Соединенных Штатов. Стоит ли этому дивиться?

Нет ничего неожиданного в том, что эти традиции, созданные Чубайсом, продолжались в деятельности Минфина в 2000-е годы. Ибо нынешний министр финансов, Алексей Кудрин, всем обязан Чубайсу. Он успел побывать его заместителем в 1997 г., а потом ушел на должность главы казначейства РАО «ЕЭС». Откуда затем был имплантирован в кресло сначала первого заместителя министра финансов (май 2000 г.), а затем и министра (2004 г.). В 2007-м – стал уже вице-премьером.

Арестованный Сторчак был особо приближенным к Кудрину лицом. Именно он занимался долговыми и резервными вопросами. Недаром после ареста Кудрин заявил, что лично возьмет на себя дела Сторчака, невзирая на загруженность другой работой. Арест вызвал переполох в группировке Чубайса. Недаром сам Анатолий Борисович всего через два дня изъявил готовность выйти из оппозиционной партии СПС, как бы присягая на верность нынешнему президенту РФ (через некоторое время Чубайс, правда, взял свои слова назад). Это называется – забегали. Заметались…

 

РАСКОЛДОВАННАЯ ЗОНА

Почему заметались? Потому что случилось то, чего никто не ожидал. Путин и его люди вступили туда, куда не решались вступить добрых семь лет.

Для Путина и его команды все эти годы существовала как бы «заколдованная зона»: управление финансами государства, управление его денежными резервами и долгами. Нет, требуемые суммы президент получал – но все это время «бухгалтерия» оставалась в цепких руках либеральных фундаменталистов, приведенных в правительство РФ еще молодым Чубайсом на исходе 1991 г. Они выступали как некий аналог финансовых распорядителей-факторов при дворах немецких удельных князей. С 2000 по 2007 год путинцы с успехом боролись с олигархами, централизовали доходы от нефти и газа, подчиняли губернаторов. Целые отрасли экономики переходили под контроль пропрезидентских сил. Кроме одной – управления финансами страны. А это, надо сказать, сфера, где возможны и прибыли «из воздуха», и невероятно коррупционные операции.

Теперь, судя по всему, власть готова упразднить монополию «птенцов гнезда Чубайсова» на Минфин РФ. А дальше следует логическое продолжение: переход под контроль пропрезидентских сил и Центробанка. Речь идет о колоссальных «закромах», что достигают цифры в 440 млрд долларов.

Если умело ими распорядиться, то можно поднять Россию, будто волшебным «архимедовым рычагом». С умом и компетентно использованные, несметные финансовые сокровища способны обеспечить рывок в промышленном, научно-технологическом, транспортном развитии страны. А можно и бездарно разбазарить эти резервы, разворовать, распылить их за взятки по сомнительным предприятиям.

Сейчас для РФ наступает критический момент. Банки РФ лихорадит: им не хватает ликвидности. «Газпром» шатается под грузом иностранных кредитов. Он, «Роснефть» и другие квазигосударственные корпорации набрали недопустимо большие суммы зарубежных ссуд – свыше 300 млрд долларов. Им приходится брать все новые займы, чтобы расплатиться со старыми кредитами. Но если Запад, терзаемый острейшим банковским кризисом, перестанет их давать, случится дефолт. Тогда, чего доброго, за долги корпораций придется отдать за границу более половины накопленных правительством и Центробанком РФ резервов.

Налицо большая опасность: «приватизации» золотовалютных резервов и Стабфонда РФ. Сами посудите, коррумпированные чиновники в крупных корпорациях наберут западных кредитов, используют их нецелевым образом (лично обогатятся) – а потом грянет дефолт. И за долги с Западом вынужденно рассчитается государство. А уворованные миллиарды останутся в личных карманах…

Чтобы использовать колоссальные финансовые запасы государства с толком, нужно побороть коррупцию, что поразила административный аппарат государства и крупных компаний в РФ. Мало вступить в «заколдованную зону» – нужно еще и совершить «управленческую революцию». Если этого сделать не удастся, Россия бездарно лишится того, что с таким трудом накопила. Последующий за этим кризис может оказаться для Федерации смертельным…


Количество показов: 2200
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100