RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

15.12.2007

Алексей Лидов, директор Научного центра восточнохристианской культуры

«РЕАБИЛИТАЦИЯ» ВИЗАНТИИ

Россия должна помочь Западу преодолеть инерцию «мифологии цивилизационного превосходства»

Тема моих научных занятий достаточно далеко отстоит от современности – это история византийского искусства и культуры. Однако именно из этих занятий, в том числе такими сюжетами, как чудотворные иконы, реликвии, сакральное пространство, я пришел к некоторым размышлениям о современной ситуации, связанной с византийским наследием и православной идентичностью – к проблемам, которые представляются на данный момент более чем актуальными и в некотором смысле связанными с болезненным непониманием между разными группами европейских интеллектуалов.

Актуальность вопроса очевидна, поскольку сейчас мы имеем явление, которое было бы справедливо назвать «православная Европа». Причем явление, оформляющееся уже и юридически как часть Евросоюза. Если еще недавно была одна православная Греция, то теперь Кипр, Болгария, Румыния, то есть страны, которые идентифицируют себя и с православной верой, и с византийской традицией, которую они наследуют. И эта ситуация вызывает ряд внутренних проблем.

Так, с проявлением этого непонимания мы столкнулись, когда глава Русской Православной Церкви патриарх Московский и Всея Руси Алексий II выступал в Парламентской Ассамблее Совета Европы. С одной стороны, было очевидно, что есть взаимный интерес и желание быть понятыми и услышанными; с другой стороны, есть очень существенные фундаментальные проблемы. Эти проблемы во многом связаны с непониманием византийской традиции и с той отрицательной мифологией восприятия Византии и византийской традиции, которая на протяжении столетий исторически складывалась в Западной Европе. При этом, если мы рассматриваем источники достаточно раннего времени, например сообщения западных паломников и путешественников XI-XII веков, мы видим описания Византии, в которых чувство восхищения смешивается с чувством зависти перед величием этой культуры.

Напомним, что средневековый Константинополь – это город, в котором действовала юриспруденция, основанная на Кодексе Юстиниана, то есть на том кодексе законов и права, который потом был переработан Наполеоном и лег в основу европейской правовой системы. Это было место, где практически все жители умели читать и писать, где было обязательное четырехлетнее образование, где буквально каждый житель этого города, независимо от его занятий, знал Гомера, Софокла, Плутарха, и, как иногда с иронией описывают византийские интеллектуалы, проблемы высокого богословия и философия обсуждались на торговых площадях и рынках. Но после Четвертого Крестового похода возникает ситуация формирования в западной традиции нового – отрицательного – византийского мифа.

Его примеры уже очень ясно видны в текстах XVI века, например у Вазари, который говорит о «варварской», «ужасной» Византии, ничего не понявшей в ценностях древней античной культуры, что, естественно, не имеет ничего общего с реальностью, но это было уже начало формирования мифа. Завершение создания этого антивизантийского мифа произошло в XVIII веке, в эпоху Просвещения – в текстах Монтескье и других философов, которые также описывают Византию как некую варварскую восточную страну, далекую от ценностей современной им Европы – Европы еще XVIII века.

Надо сказать, что эта система взглядов довольно быстро стала известной и в России и стала фактом русской культуры через «Философические письма» Чаадаева, которые во многих случаях, по крайней мере в той части, где речь шла о Византии и византийской традиции, практически буквально повторяет размышления французских просветителей, которые просто, если говорить честно, вообще ничего не знали о реальной византийской культуре.

С восприятием Византии в значительной степени связано отношение и к православной традиции. Недавно в Российском Гуманитарном университете проходил коллоквиум, который назывался «Православие, католицизм и европейская идентичность», с участием многих профессоров из России, Голландии, Германии, Англии. И в процессе дискуссии эта проблема какого-то непонимания или, как минимум, недопонимания стала вполне очевидной, поскольку со стороны наших западноевропейских коллег была предложена некая устойчивая картина христианской европейской традиции – о том, что есть единое христианство, которое существует в бесконечном многообразии конкретных форм. Но в этих формах христианской традиции есть как бы более просвещенные, более «продвинутые», более «прогрессивные» формы христианского вероисповедания, очищенные от фольклора. Например, христианство, которое практикуется в протестантских странах. Есть христианство – более фольклорное и связанное с католической традицией. И есть совсем фольклорное, экзотическое, с присутствием в этой традиции веры в чудотворные иконы, реликвии, сакральные пространства – христианство православное. Все это существует в рамках одной большой христианской европейской модели. И пафос состоит в том, что надо провести некую работу, связанную с образованием, просвещением, и более фольклорные формы христианства развить и сделать их более рациональными, осмысленными и связанными с высокой философией. Это есть некая позиция наших западных коллег - позиция, с которой очень трудно согласиться.

Без понимания православной идентичности, православной модели и связанной с ней глубочайшей культуры, уходящей корнями в Византию, и с признанием существования Европы как отдельного очень важного и самостоятельного целого со своим способом видения мира мы не продвинемся далеко в нашем европейском диалоге.

В связи с имеет смысл обсудить одну практическую идею. Возможно, пришло время подумать о создании некоего европейского центра византийского наследия, который занимался бы именно этим кругом сюжетов, то есть пытался бы объяснить европейской среде, европейским интеллектуалам в первую очередь суть православной византийской традиции как традиции, с одной стороны, европейской, с другой стороны, традиции высокой культуры. И как раз Керкира, остров Корфу мог бы быть замечательным местом для создания такого центра византийского наследия, поскольку самим своим расположением – на границах двух европейских миров – он способен дать то самое необходимое культурное, историческое и географическое пространство для реализации этих идей.

В основу статьи положено выступление автора на круглом столе «Греция – цивилизационный и политический мост»


Количество показов: 3756
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100