RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

30.12.2007

Маринэ Восканян

ЛОСЬ ДЫЛДА И РОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ: КОЕ-ЧТО О ЧЕРНОМ ЮМОРЕ

Почему юмор абсурда сегодня так популярен?

Дискуссии о необходимости ограничить показ сцен жестокости и насилия на российском ТВ ведутся уже давно, самые разные общественные организации регулярно обращаются к представителям власти с предложениями ввести какие-то формы контроля за подобным содержанием телеэфира. До недавнего времени речь шла в основном о художественных фильмах, новостных и документальных передачах. Однако в декабре нынешнего года эта тема получила неожиданное развитие – в недавнем обращении на эту тему к главе Совета федераций Сергею Миронову в качестве примера демонстрации детям жестокости на телеэкране был приведен мультфильм «Happy Tree Friends», демонстрируемый каналом «2х2». А в октябре нынешнего года Генеральная прокуратура Украины обязала харьковскую региональную телекомпанию «Тонис Центр» снять с эфира этот мультфильм. В заключении Генпрокуратуры сказано, что «трансляция подобной продукции на телеканалах без определения возрастных ограничений зрительской аудитории, условий распространения и демонстрации имеет тенденцию негативного влияния на формирование сознания несовершеннолетних, отдельные фрагменты фильма могут провоцировать асоциальное поведение подростков и молодежи».

ТВ, как российское, так и украинское, заполнено массой весьма сомнительных передач, выходу которых власти, тем не менее, никак не препятствуют. Почему же такое решение было принято в отношении мультфильма?

 

УРОНИЛИ МИШКУ НА ПОЛ, ОТОРВАЛИ МИШКЕ ЛАПУ

На русскоязычном сайте мультфильма говорится: «“Happy Tree Friends” – это мультфильм о маленьких милых зверьках, с которыми постоянно случаются разные приключения, в которых все время что-то идет не так. Посмотрев хотя бы один, Вы, либо станете нашим ярым сторонником и поклонником этой серии мультфильмов, либо сразу же откажетесь от просмотра последующих (а возможно, и не досмотрите до конца начатый :)). Ни в том, ни в другом случае мы не можем Вас винить – ведь “на вкус и цвет – товарищей нет”!». А также стоит предупреждение: «Просмотр содержимого данного сайта не рекомендуется: детям, людям с неуравновешенной психикой, особо впечатлительным лицам, также ярым защитникам детских мультиков». Предупреждение написано не зря – «что-то идет не так» состоит в том, что в каждой серии кто-то из зверушек, погибает каким-нибудь особенно изощренным и мучительным способом. Выколотые глаза, оторванные лапки с торчащими из ран костями, разбрызганные мозги и прочая «расчлененка» представлены в «Happy Tree Friends» настолько разнообразно, что им позавидовала бы картотека любой судмедэкспертизы.

Сказать что «лесные друзья» являют нам что-то сверхоригинальное, нельзя – в конце концов, это всего-навсего анимированные картинки того же самого содержания, что и ставшие частью советского неофициального фольклора всем известные «садистские стишки» а ля «Мальчик в подвале гранату нашел». Не говоря уже об эстетском черном юморе Хармса: «Король в это время растапливал печку, чтобы сжечь королеву. Королева подкралась сзади и толкнула короля. Король полетел в печку и там сгорел. Вот и вся сказка», – прямо-таки готовый сценарий для очередной серии.

«Happy Tree Friends» в России демонстрирует канал «2х2». Как и остальной его эфир, а показывает «2х2» только мультфильмы, – это продукция для взрослых. Поэтому и возникает путаница, ведь для многих «мультик» – это по-прежнему то, что предназначено для детей.

Изначально мультфильм появился в виде флэш-анимации в Интернете, но его огромная популярность вскоре сделала «Happy Tree Friends» лидирующим и наиболее прибыльным продуктом выпускающей его компании Mondo Media. Недаром статья о мультфильме и его авторах в San Francisco Chronicle в октябре 2004 года называлась «Cuddly cartoons bleed for money». Поскольку подобную продукцию ввиду ее неэтичности нельзя продать на обычное телевидение, бизнес-модель Mondo Media выстроена на продаже DVD, сувенирной продукции (тех самых зверушек с «телесными повреждениями различной степени тяжести»), деятельности собственного сайта и контрактах с теми телеканалами, которые рискнут выпустить распотрошенных лесных обитателей в свой эфир – например, MTV. И дела идут в гору.

Успех подобного проекта и его аналогов показывает, что злой черный юмор «на грани» – выгодный товар, он сегодня пользуется большим спросом что в России, что на Западе. Почему?

 

КАКАЯ ЖИЗНЬ, ТАКОЙ И ЮМОР

В словарях определение черного юмора гласит, что в основе его лежат мрачные или противоречащие моральным ценностям факты, преподносимые в виде гротеска. Сами по себе такие шутки присутствуют в культуре всегда – в виде анекдотов, как часть определенных профессиональных субкультур (например, всем известный врачебный юмор – «Врач, выходя из палаты тяжелобольных, говорит: “Всем – до свидания... А вы, Иванов, прощайте”», «Доктор сказал в морг, значит в морг» и т.п.). Однако высокая популярность черного юмора в обществе – а именно к такому жанру может быть отнесено очень многое из нынешних интернет-«приколов», «фотожаб», «преведов» и прочего интернет-фольклора – свидетельствует отнюдь не о всеобщем веселье. Собственно, оторванные лапы лося Дылды – персонажа упомянутого мультсериала – можно понимать и как гротескный протест против абсурда тотальной политкорректности.

Спросив смеющегося человека «Почему тебе смешно?», мы ставим его в то же положение, в каком оказалась сороконожка из известного анекдота – после вопроса о том, как это ей удается ходить сразу всеми сорока ногами, она вообще не смогла сделать и шага. Но приглядевшись к тому, над чем люди смеются, можно многое сказать об обществе, в котором они живут. Юмористический цинизм и нигилизм наиболее востребован во времена, когда никакие из предлагаемых идеологических альтернатив в политике, культуре, социальной жизни, не представляются убедительными и морально оправданными. Напротив – кругом тотальная фальшь. В итоге в ситуации абсурда реальности наиболее здравомыслящими оказываются те, кто уходит от нее через абсурд юмора. С одной стороны, иррациональность может быть реакцией на абсурдность и жестокость современного мира, в котором «нормальным» стало многое, ранее неприемлемое. С другой, «подшутить над миром» – это стремление взглянуть на мир как бы со стороны и одержать победу над абсурдностью бытия, хотя бы и иллюзорную.

 

СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ

Разрушение любой общественной системы или идеологии начинается со смеха над ней. Ведь то, что смешно, уже не так страшно и всесильно. Это прекрасно знают специалисты по PR и политтехнологиям – заставь всех смеяться над своим оппонентом, и ты серьезно ослабишь его позиции. Шутка или острота, направленная на что-то страшное (смерть и болезнь), неизбежное (судьба) или могущественное (начальники, власть), «нивелирует» уровень реальной опасности. Смеющийся хотя бы на мгновение оказывается свободным от всех этих бед. Черный юмор порой освобождает от официоза в области культуры. Так, русские писатели, а точнее их «симулякры», существующие порой в виде безжизненных биографий в школьных учебниках, стали героями соответствующих анекдотов («Лев Толстой терпеть не мог Герцена. Как увидит Герцена, так и бросается с костылем, и все в глаз норовит, в глаз»).

Но это все еще свобода «от», а не свобода «для». Известный российский философ и культуролог С.С. Аверинцев определял смех как средство для достижения свободы в условиях несвободы, но не считал его свободой как таковой. Причем несвобода эта отнюдь не означает тюремную камеру или диктатуру. Это вполне может быть собственная личная несвобода, преодолеть которую на деле не получается, но посмеяться над этим можно (шутки над начальниками, корпоративными офисными ритуалами, собственной нерасторопностью и т.п.) А именно таких несвобод и становится все больше. Так, многочисленные «работники офисного труда» каждый день пересылают друг другу с помощью корпоративных почтовых серверов и ICQ десятки свежих «приколов» (в каком-то смысле это уже пора признать всеобщей корпоративной традицией) – надо ведь чем-то отвлекаться от рутины. Шутки на политические темы чаще всего говорят о том, что кроме как посмеяться над действительностью, ничего с ней поделать нельзя. В тотальной иронии информационного пространства есть какая-то безысходность. Посмеялись – и назад, в мир настоящего абсурда.

 

ТЕРРОРИСТЫ И ЮМОРИСТЫ

Какими бы злыми и острыми ни были «черные» шутки, они нуждаются в некоторой дистанции – как временной, так и территориальной – от своих событий. «Кладбищенские» анекдоты или юмор «висельников», как и «садистские» стишки, потому и смешны, что опасность находится в далеком прошлом или будущем и непосредственно не угрожает смеющимся, а то и просто сфантазирована ими. Так, популярность черных анекдотов и шуток о фашистах, так называемый «концлагерный юмор» («– Ну, ребятки, собирайтесь в крематорий! – А кошечку можно с собой взять? – Возьми, изверг!») пришлась как раз на 70-е годы, когда Отечественная война стала для молодых чем-то далеким и абстрактным, а в окружающей реальности ни фашистов, ни концлагерей не наблюдалось (в отличие, например, от современной ситуации, когда отнюдь не нулевым является шанс погибнуть от руки скинхэдов-нацистов с СС-овской символикой).

В то же время черный юмор используется и для того, чтобы «отодвинуть» от себя трагическое и опасное, которое рядом, то есть оказаться в вышеописанной ситуации – как будто бы все плохое где-то далеко. Именно это иллюстрируют шутки над, казалось бы, предельно страшными современными событиями – авиакатастрофами и терактами. Реакций на подобные события может быть несколько – это либо чувство страха, попытка понять, кто виноват, и затем направление энергии страха на поиск и преследование виновников. Либо, если повлиять на ситуацию невозможно, отрицание ситуации через черный юмор. Примером может служить советский анекдот на тему афганской войны «– О, Ватсон! Вы приехали из Афганистана? – Да. Но как вы догадались, Холмс? – Элементарно, Ватсон! Вы в цинковом гробу!»

Специалисты из МГУ предприняли попытку изучить анекдоты, возникающие в качестве психологической компенсации в ответ на различные критические события – теракты и техногенные катастрофы. В частности, исследовалось количество и содержание анекдотов, присланных на один из самых популярных юмористических ресурсов Рунета после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, захвата заложников на представлении «Норд-Оста» в Москве, крушения в июле 2002 года самолета «Башкирских авиалиний» и крушения шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года. Оказалось, что в течение нескольких дней после терактов резко падает количество обычных, не относящихся к черному юмору, анекдотов. В первую неделю после терактов 11 сентября на обычные анекдоты приходилось не более половины от присланных. А «черные» анекдоты начали присылать русскоязычные жители Америки еще днем 11-го; 13-го их количество достигло апогея, превысив при этом все рекорды обычных анекдотов. Затем пик прошел, и читатели сайта вновь начали присылать на него традиционные шутки. Реакция на техногенные авиакатастрофы несколько иная – количество «черных» шуток увеличивалось не очень сильно, однако с течением времени становилось больше анекдотов на «смежные» темы – так, в конце двухнедельного периода наблюдений после крушения Ту-154 большая часть черного юмора была связана с украинскими ПВО (аналогичная катастрофа годом ранее) и «авиационным» аспектом деятельности бен Ладена (терактам 11.09.01 предшествовал угон самолетов). Причем теракты пугают людей сильно, но ненадолго, а к шуткам об авиакатастрофах потенциально аудитория готова всегда, новые трагедии лишь «оживляют» ее страхи и реакцию на них. Юмористическое реагирование аудитории, как бы кощунственно это ни звучало, помогло ей преодолеть реальный страх и шок. Это тот случай, когда юмор в прямом смысле помогает не сойти с ума.

 

ИРОНИЯ ВМЕСТО ЗЛОРАДСТВА

Протест против абсурдистской жестокости черного юмора сам кажется в какой-то степени абсурдным. Хотя известно, например, что черный юмор любил Гитлер, причем как раз в духе российских «садистских стишков». Цитируя воспоминания соратника фюрера А. Шпеера, Э. Фромм писал: «...Не менее характерными были шутки, которые Гитлер любил повторять. Он придерживался вегетарианской диеты, но гостям подавали обычную еду. “Если на столе появлялся мясной бульон, – вспоминает Шпеер, – я мог быть уверен, что он заведет речь «о трупном чае»; по поводу раков он всегда рассказывал историю об умершей старушке, тело которой родственники бросили в речку в качестве приманки для этих существ; увидев угря, он объяснял, что они лучше всего ловятся на дохлых кошек”». Хотя большинство любителей «некрофильских» шуток – вполне мирные и законопослушные граждане. И наоборот, будут утверждать, что любитель такого юмора в жизни и букашки не тронет.

Но как бы там ни было, сверхпопулярность злых шуток свидетельствует о том, что нездорова вся наша реальность с ее зашкаливающим количеством абсурда, фальши и жестокости, и нездоровье это проявляется как в безумстве военных конфликтов и терактов, так и в безысходном болоте будней. И юмор здесь – увеличительное стекло и зеркало одновременно. Шутка не должна быть беззубой – в жизни всегда найдется место тонкой иронии и едкой сатире. Важно только не путать их с тем юмором, о котором знаменитый немецкий писатель Г. Белль, называя его национальным бедствием немцев, говорил: «Это юмор хамства, злорадства, который не делает великое смешным, но вообще отказывает человеку во всяком величии».


Количество показов: 5494
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100