RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

06.01.2008

Анна Зуфман

РАЗОЧАРОВАНИЕ ГОДА

Конец «Иронии судьбы»

Феномен фильма «Ирония судьбы или с легким паром» уже много лет не дает покоя «воротилам» кинобизнеса. Фильм Эльдара Рязанова, вышедший на экраны в 1975 году, не покидает их по сей день. С конца декабря и до середины января вся страна смотрит «Иронию судьбы…» по нескольким телеканалам одновременно. Ни «Чародеи», ни «Новогодние приключения Маши и Вити», ни какой другой новогодний фильм не смогли занять его места в сердце советского зрителя и в рейтинге праздничной телепрограммы.

В девяностые годы успех рязановской комедии неоднократно пытались повторить. Появились телефильмы «8 марта», «День Святого Валентина», «Сочинение ко Дню Победы» и многие другие. Но их сюжетов сегодня уже никто не помнит, а в праздничные дни народ предпочитает смотреть любимые советские фильмы: «Москва слезам не верит» в женский день и старое кино о войне 9-го мая.

Одним словом, лучше «Иронии судьбы…» может быть только «Ирония судьбы». Так решили сегодняшние кинопродюсеры и сняли «сиквел» культового фильма. На киноэкраны вышел фильм «Ирония судьбы. Продолжение».

Чтобы не возникало путаницы с «рязановской» лентой, фильм 2007 года в прессе обычно называют «бекмамбетовским» – по имени снявшего его режиссера Тимура Бекмамбетова. Но стоит сразу оговориться: режиссерского кино в России практически не осталось (за небольшим исключением). На смену ему пришло «продюсерское» кино, где режиссер – как, впрочем, и актеры – просто наемная фигура. Настоящим автором «Продолжения» правильнее считать генерального директора Первого канала, продюсера Константина Эрнста. Один из известнейших российских продюсеров с блеском продемонстрировал свое владение буквально всеми существующими на сегодняшний день методами зарабатывания денег в сфере киноиндустрии.

Во-первых, наибольшие доходы гарантированно приносит спекуляция «на святом». Этот закон бизнеса был неоднократно доказан западными коллегами. Вложение средств в новый проект – это всегда риск, но на том, что люди уже успели полюбить, можно зарабатывать почти бесконечно.

Во-вторых, для успеха фильма необходима культовая фигура. Например, модный режиссер – Тимур Бекмамбетов, поставивший супердоходные блокбастеры «Ночной (дневной) дозор» и «Турецкий гамбит», режиссер, заслуживший репутацию «поистине западного» киношника. Кроме того, именно Бекмамбетов прославился способностью зарабатывать бешенные деньги на своих фильмах – возможно, именно поэтому Эрнст даже пригласил его в свои сопродюсеры.

Режиссер не стал особо выкладываться (звезде это ни к чему), он просто продемонстрировал все, что от него требовалась, не задирая планку. Вот вам мое культовое имя для афиши, вот вам мои фирменные приемчики, которые всем так понравились в «дозорах», вот вам физиономия Хабенского в главной роли, ставшая моей визитной карточкой.

Кассовые сборы с первых же дней показа взлетели до рекордных отметок. Создатели фильма приложили к этому все возможные усилия. Помимо беспроигрышной темы – продолжения любимого фильма, им помогла безупречная рекламная кампания, состоявшая сплошь из проверенных временем маркетинговых ходов. Помимо обычных рекламных роликов, пиарщики предложили зрителям лотерею с билетами в кино, а господин Эрнст лично снял клип на саундтрек к своему фильму.

Для того чтобы фильм лучше окупился, авторы не погнушались даже рекламой внутри фильма, причем настолько откровенной, что о ней написали практически все СМИ. Впрочем, Бекмамбетов, как и Эрнст, с рекламы начинал и никогда рекламой не брезговал.

Лишь в одном можно отметить печальное сходство старого и нового фильма: бекмамбетовский фильм, как и рязановский, точно воспроизводит все особенности и атмосферу своего времени. Дело не в том, что на смену одноликости типовых квартир пришла однообразность дешевого евроремонта. А в том, что место печальных философских намеков заняла жизнерадостная реклама майонеза, автомобилей и мобильной связи. А популярные в семидесятые годы авторские песни, стихи знаменитых в то время поэтов (Евтушенко, Ахмадулиной и других), музыка гениального Микаэла Таривердиева в начале XXI века заменились некачественной отечественной «попсой».

За месяц до выхода фильма об этом «знаковом событии» написали практически все читаемые периодические издания, причем особое внимание было уделено «конфиденциальности». Нам подробно рассказали, сколько вооруженных солдат охраняют каждую копию фильма, сколько попыток кражи сюжета было предотвращено. Для острастки создатели фильма предупредили, что посмотреть кино по телевизору не удастся еще года два, так что всем, кому интересно узнать о судьбе любимых героев, волей-неволей придется идти в кино. А чтобы подчеркнуть гламурную эксклюзивность, в качестве фокус-группы для пробного просмотра выбрали, ни много ни мало, героев «Фабрики звезд». Одним словом, вокруг премьеры создали такой ажиотаж, что даже те, кому на похождения рязановских героев наплевать, почувствовали себя обязанными увидеть этот фильм. Фильм, якобы «нашумевший», хотя «шумят» только его создатели. Народ пока безмолвствует.

И это понятно. Ведь народ получил очередную пощечину. Во-первых, рязановская открытая концовка позволяла нам целых тридцать лет верить в то, что под Новый год сказка обязательно сбудется, что герои нашли друг друга навсегда и будут жить долго и счастливо… Сегодняшняя «Ирония судьбы» начинается с развенчания этой мечты. У «бекмамбетовских» Нади и Жени ничего не получилось, судьба у них вышла не счастливая, а жизнь – напрасная. У нас украли мечту о судьбоносной новогодней встрече – этот «взрослый» эквивалент веры в деда Мороза. И зачем? Для того чтобы показать нам необычный рекламный ролик?

Но это еще не так страшно. Хуже всего то, что в этом рекламном ролике приняли участие практически все герои старого фильма – люди, ставшие нам почти родными. И постаревший Андрей Мягков, и погрубевшая до вульгарности Барбара Брыльска, и приунывший Юрий Яковлев, и даже сам режиссер первого фильма – Эльдар Рязанов – все здесь, и все готовы отречься от телезрителя. Во имя чего? Ради денег? Или для престижа?

За последние пятнадцать лет наши кумиры только и делали, что разочаровывали нас. В начале девяностых они шокировали нас беспринципностью, радикально сменив свои политические воззрения в угоду моменту. Потом они еще не раз расстроили зрителя своим участием в малокачественном, безобразно политизированном, попросту русофобском кино. И все это зритель молча проглотил. И снова с удовольствием смотрел советские фильмы с их участием, стараясь забыть новое лицо старых кумиров.

Но сможет ли народ и в этот раз стерпеть столь откровенное предательство? Не разорвали ли создатели фильма многолетнюю, почти родственную связь героев со зрителем? Вполне возможно, что феноменальный успех «Иронии судьбы» с 2008 года будет окончен навсегда, и старый фильм канет в Лету вместе с новым?


Количество показов: 2497
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100