RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

23.01.2008

Елена Малер-Матьязова

ПОЛИТИКА ВМЕСТО ВЕРЫ

Деятельность Константинопольского Патриархата на Украине имеет мало общего с каноническими основами церковного устройства

ХИМЕРА «МНОГОЦЕРКОВНОСТИ»

С начала 90-х годов ХХ века Православная Церковь на Украине переживает глубочайший кризис. Церковную ситуацию на Украине очень точно можно обозначить словом «многоцерковность», по прямой аналогии с политической «многопартийностью». Православная Церковь на Украине превратилась в поле политической борьбы и разделилась на несколько «украинских церквей» – этаких церковных партий, представляющих различные политические интересы. Так, помимо каноничной Украинской Православной Церкви Московского патриархата, существует УПЦ «Киевского патриархата», УПЦ Константинопольского Патриархата, УАПЦ – «украинская автокефальная церковь» и «Украинская греко-католическая церковь».

Существующие на современной Украине многочисленные «украинские церкви» несмотря на имеющиеся между ними различия, объединены общим идеологическим вектором, который заключается в принципиальном отделении от Московского Патриархата. Действительно, раз главным предикатом государства, возникшего на территории бывшей УССР, стала формула «Украина – не Россия», то главным атрибутом новоявленных «украинских церквей» становится их принципиальная «не русскость». Этот принцип очень точно выражен в современном украинском лозунге «незалежной Украине – незалежная Церковь», где «незалежность» понимается как независимость именно от Русской Православной Церкви.

Совершенно естественно, что основным камнем преткновения и жертвой этой церковно-политической программы оказывается УПЦ МП, которая не только является частью единой РПЦ, продолжающей несмотря ни на что связывать Украину с Россией, но и единственной каноничной Церковью Украины, признанной и находящейся в общении со всеми поместными Православными Церквами, да еще и объединяющая подавляющее большинство православных граждан Украины. Тогда как остальные неканоничные раскольнические «церковные организации» – тот же «Киевский патриархат» и УАПЦ – являются маргинальными и существуют только благодаря непосредственной поддержке заинтересованных в этом политических сил.

Нужно сказать, что все эти маргинальные неканоничные «церковные образования» сами по себе не представляли бы столь серьезной опасности для каноничной украинской поместной Церкви. Проблема, однако, заключается в том, что в число противостоящих УПЦ МП сил включился находящийся в принципиально иной «весовой категории» Константинопольский Патриархат.

 

СОЮЗ РАСКОЛЬНИКОВ

После распада СССР, пользуясь тяжелейшим положением РПЦ на всей своей территории, расчлененной между несколькими независимыми государствами «ближнего зарубежья», Константинопольский Патриархат проводил последовательную политику ослабления влияния Русской Православной Церкви, оспаривая и нарушая пространство ее канонической юрисдикции. Так громким конфликтом обернулось вмешательство в 1996 году Фанара в религиозное пространство Эстонии и создание параллельно и вопреки Эстонской Православной Церкви, с XVI века находящейся в юрисдикции Московского Патриархата, альтернативной структуры, провозглашенной эстонской епархией Константинополя. Действия Фанара получили резкое осуждение со стороны Москвы как неканоничные и раскольнические, а сложившаяся ситуация привела к полугодовому разрыву церковного общения между двумя Помесными Церквами.

Также уже на протяжении нескольких лет Фанар осуществляет попытки экспансии на Украину – область канонической юрисдикции Московского Патриархата, в связи с чем часто говорят о возможности повторения «эстонского сценария» с Украинской Церковью.

Программой-минимум Фанара, очевидно, является отделение Украинской Православной Церкви от Русской, выведение УПЦ из юрисдикции РПЦ. Программа-максимум – введение УПЦ в собственную юрисдикцию. Поэтому в рамках своей «украинской политики» Фанар пытается осуществить несколько проектов одновременно.

При непосредственном участии и благословлении Фанара осуществляется проект создания «поместной православной церкви» Украины. Эта «поместная церковь» создается через объединение всех существующих на современной Украине неканоничных «православных церквей» от «киевского патриархата» до «автокефальной церкви» – то есть является объединением всех украинских раскольников.

Константинопольский Патриарх Варфоломей I высказывался за создание «поместной православной церкви» Украины еще в 2001 году, при этом объясняя, что это – «не столько ее обособление от Московского Патриархата и подчинение Константинопольскому, сколько подъем ее состояния к самостоятельно существующей автономной церкви». После этого на идею создания «поместной церкви» обратили внимание украинские политики, которые начали направлять многочисленные воззвания и делегации к Варфоломею I с прямо противоположными просьбами. Одни – от депутатов «оранжевых» фракций Верховной Рады, до самого президента Ющенко – с просьбой вмешательства на каноническую территорию РПЦ, легитимизации непризнанных «киевского патриархата» и «автокефальной церкви» и учреждения долгожданной «поместной церкви». Другие – представители объединений «В поддержку канонического Православия», «Всеукраинские Православное братство Александра Невского», «За союз России, Украины и Белоруссии» – с настоятельными требованиями не нарушать каноническую территорию РПЦ, не признавать и не поддерживать украинских раскольников.

Ядром будущей всеукраинской «поместной церкви» предполагается сделать так называемый «киевский патриархат», вокруг которого должны будут объединиться все остальные «украинские церкви». Не случайно в апреле 2007 года «архиерейский синод УПЦ КП» принял так называемую «Историко-каноническую декларацию» – обширный документ, обосновывающий претензии «Киевского патриархата» на статус «поместной церкви», в которой прямо говорится, что «в настоящий момент Киевский Патриархат ожидает признания автокефалии со стороны Константинопольской Церкви», признание украинской автокефалии «неизбежно и является только делом времени». А в июне 2007 года на основании этой декларации было направлено обращение к Варфоломею I от общественной организации «За поместную Украину», с настоятельной просьбой «признать Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата как Поместную и автокефальную Церковь Украины».

А что отвечает на это Фанар? Варфоломей I прямо заявляет: «Если Московский Патриарх будет проявлять упорство, мы решим проблему в одностороннем порядке».

И это, увы, не просто слова. Несмотря на то, что официальной позицией Константинопольского Патриархата является осуждение и «Киевского патриархата», и украинских «автокефалистов», многие клирики Фанара проводят прямо противоречащую этой позиции политику. Они позволяют себе и регулярное общение с раскольниками, и присутствие на их службах, и даже молитвенное участие в них. Понятно, что подобные действия представителей Константинопольского Патриархата предпринимаются вообще без какого-либо уведомления канонического Священноначалия на Украине.

Так, клирики Фанара регулярно общаются с раскольниками – представителями автокефальной УАПЦ, а в занимаемом «автокефалистами» Львовском Успенском храме совершают с ними совместные молебны и богослужения, при этом даже не оповещая о своем приезде ни предстоятеля УПЦ, ни правящего архиерея Львовской епархии.

Экспансия Фанара на украинском направлении активнейшим образом идет в эмигрантской среде. В этом контексте стоить особо упомянуть «Украинскую православную церковь Константинопольского Патриархата» в США. Эта структура также является раскольничьей «церковью», прямым продолжением первой УАПЦ, созданной еще в 1921 году самостийным «митрополитом» Василием Липковским. Не будучи признаной ни одной поместной церковью, она, тем не менее, в 1995 году была принята Фанаром в свою юрисдикцию. Ее иерархи являются главными идеологами проекта «незалежной украинской церкви». «УПЦ» в США, насчитывающая, кстати, всего около 100 приходов, регулярно обращается к Варфоломею I с призывом «защитить» Украинуот «махинаций Московского Патриархата».

Кроме того, на протяжении нескольких последних лет представители Константинополя осуществляют попытки открыть на территории Украины собственное Подворье. В 2005 году его клирики чуть было не открыли подворье Фанара во Львове, в храме УАПЦ и, естественно, без уведомления правящего архиерея Львовской епархии архиепископа Августина.

 

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ИСТОРИИ

Для обоснования своих претензий на территорию Украины, Константинопольский Патриархат осуществляет пересмотр юрисдикционной принадлежности Украинской Церкви. Так, в 2005 году на состоявшейся встрече с президентом Виктором Ющенко архиепископ УПЦ Константинопольского Патриархата в Америке Всеволод (Майданский) сделал скандальное заявление о неканоничности юрисдикции РПЦ над Киевской митрополией, поскольку, мол, Константинопольский патриархат не признает и никогда не признавал передачи Киевской митрополии в лоно Московского Патриархата в 1686 году и считает Украину своей канонической территорией; юрисдикция же РПЦ ограничивается ее территорией до 1686 года.

Это заявление было не только скандальным, но и лживым. Хорошо известно, что состоявшееся в 1686 году переподчинение Киевской Митрополии Московскому Патриархату произошло по просьбе Собора украинских епископов и было подтверждено всеми восточными патриархами, и прежде всего патриархами Константинопольским Дионисием и Иерусалимским Досифеем. Еще относительно недавно, в 2000 году, Фанар называл все заявления о принадлежности Украины юрисдикции Константинополя «совершенно ложными». Однако времена меняются, и вместе с ними меняется позиция Фанара.

Для каждого, кто знаком с основами канонического права, очевидно, что украинская политика Фанара связана с грубейшими нарушениями целого ряда Апостольских и Соборных канонических правил церковного устройства, строго запрещающих и осуждающих вмешательство на территорию канонической юрисдикции других Поместных Церквей (напр., 14-е Апостольское правило; 8-е правило Третьего Вселенского Собора); общение и взаимодействие с раскольниками и еретиками (напр., 45-е Апостольское правило).

Кроме того, активно поддерживаемый Фанаром проект создания украинской «незалежной церкви» как в виде признания УАПЦ, так и в виде учреждения «поместной церкви», является прямым проявлением ереси филетизма – позиции подчинения церковных интересов национально-политической конъюнктуре.

Православная Церковь не признает филетизм как принцип церковной организации, потому что церковное управление, имеющее свою многовековую историю, должно осуществляться согласно установленным каноническим правилам, несмотря на постоянно меняющиеся исторические и политические обстоятельства, несмотря на внезапное появление новых государств. Показательным примером абсурдности «филетизма» как принципа церковного устройства является трагическая ситуация, происходящая с Сербской Православной Церковью. Еще во времена существования Югославии на ее канонической территории была искусственно создана т.н. «Македонская православная церковь», сейчас возникает «Черногорская церковь», в дальнейшем, возможно, будут иметь место попытки создать «хорватскую», «боснийскую» и т.д.

Итак, деятельность Константинопольского Патриархата на Украине в соответствии с правилами устройства Вселенского Православия может быть однозначно определена как неканоничная и раскольническая. В связи с этим со стороны клириков единственной каноничной на Украине УПЦ МП начали раздаваться призывы рассмотреть скандальную деятельность Фанара на церковном суде.

Со своей стороны, администрация Ющенко не скрывает, что считает Фанар своим надежным союзником. Упомянутый выше архиепископ Всеволод (Майданский) был даже награжден орденом «За заслуги» II степени «за весомый личный вклад в гармонизацию межконфессиональных отношений в Украине». По некоторым данным, долгое время именно Всеволод (Майданский) рассматривался как наиболее вероятный кандидат на роль главы «незалежной поместной церкви Украины». Однако недавно он выбыл из списка претендентов, внезапно скончавшись в 2007 году. Как говорится, «человек полагает, а Господь располагает».


Количество показов: 2535
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2021
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100