RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

05.03.2008

Дмитрий Сладков

КТО БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ПУТИНЫМ?

Антропологические ограничения экономического развития

С 8 февраля, дня выступления Президента на расширенном заседании Госсовета, ведущие эксперты непрестанно говорили о том, что поставленные главой государства масштабные задачи определенно не могут быть выполнены нынешним составом чиновничества.

«...Задачи, о которых говорит Путин, нереализуемы просто силами аппарата государственной власти, даже если весь этот аппарат будет состоять из гениев, и выложится полностью, что трудно вообще предположить». (источник)

«...В большинстве своем это не те люди, которые слушали Путина в Георгиевском зале Кремля». (источник)

«...Я смотрел на их физиономии – не видать, чтобы многие из них это понимали до конца». (источник)

«...Лишь в двух-трех мне известных регионах проявлены человеческие ресурсы, которые могут это делать». (источник)

Думаю, подобные суждения по праву можно отнести не только к чиновничеству, но и к иным сословиям, которые принято называть «элитными». К военным. Предпринимателям. Ученым. Журналистам. И так далее.

Президент определил развитие человека как абсолютный национальный приоритет. Это сказано обо всем обществе. Но для меня ясно, что в первую очередь эти слова должны быть сказаны о перечисленных сословиях.

Русская пословица о том, что рыба гниет с головы, хорошо известна, и если голова вновь не обретет здоровье и свежесть, судьба всего рыбьего тела очевидна.

Оставлю сейчас в стороне уголовные оценки. Скажу о том, что, на мой взгляд, более существенно. О типе компетенций.

Большая проблема в том, что наличные компетенции «служáщих верхов» всецело находятся в слое управленческой техники и соответствующих плоских мыслительных схем, нимало не переходя в политический план. Политический, а значит гуманитарный, ценностный, смысловой, мотивирующий, образный, объемный, энергийный, обращенный к людям (а не «колесикам» и «винтикам»). Даже то личное и живое человеческое чувство, которое сами господа руководители испытывают к предмету своих занятий (а это во многих случаях бесспорно так), не находит достойного и адекватного выражения ни в языке, которым они владеют, ни в рабочем инструментарии, который они применяют.

Все это – лишь часть общей ситуации дефицита политического, стремления это политическое технологизировать и обналичить. С моей точки зрения, за этим стоит, прежде всего, такое неприятное и неприемлемое для любого государства явление, как непроясненность и непроявленность базовой гражданской идентичности.

Потрясения ХХ столетия сделали ответ на простой вопрос «Ты кто?» сложным, болезненным и неочевидным. По крайней мере, очевидным далеко не для всех.

Что делать в этой ситуации? Естественно, учить и учиться. Это относится в первую очередь к молодым людям, но не только к ним. Ко всем тем, кто завтра будет готов занять ключевые посты в управлении, науке, образовании, армии. Именно им надо передавать основы идентичности. По крайней мере, самые насущные.

1. Русский язык.

2. Историю.

3. Русскую словесность – источник объединяющих нас образов.

4. Знание о родной духовной традиции.

5. Классические языки – греческий, латынь, церковно-славянский.

Несмотря на простоту этого начального перечня, наша национально-государственная идентичность в начале XXI века не задана «в готовом виде» – как некая натурально существующая вещь, известная во всех деталях и пригодная для механического тиражирования. Поэтому учебная работа должна здесь неразрывно сопрягаться с исследованиями и разработками в современных областях гуманитарного знания и практики. Речь, безусловно, идет не только о «классике», но и об «авангарде», в том числе о гуманитарных технологиях управления, влияния и войны. Все это неизбежно задает полноценный университетский формат предстоящей деятельности и определяет параллельное разворачивание четырех слоев работы:

- [пере]подготовка национально ориентированных элит;

- научные исследования и проектные разработки;

- обучение студентов;

- работа со школьниками.

Молодежь, о которой мы говорим сегодня, должна оказаться в подобающей среде настоящего дела. Без этого все усилия по ее научению и вразумлению останутся пустыми хлопотами. И эта подготовка молодежи должна очень плотно, в режиме повседневной совместной деятельности, пересекаться как с подготовкой и переподготовкой взрослых, так и с обучением школьников и с настоящими, а не учебными разработками, исследовательскими и проектными, выполнением государственных и негосударственных заказов.

Где следует разворачивать подобную работу? Ведь «...без выбора нескольких демонстрационных точек, на которых общество, экспертное сообщество и власть могут отработать машину другого действия, ... все уйдет в песок, в слова». (источник) Не уверен, что это надо делать в старых и авторитетных университетских центрах. Ныне существующая система образования сейчас сама в очень сложном положении.

Думается, выбор подобных точек должен определяться возможностью синергийного взаимодействия целого ряда значимых процессов. Одной из таких синергийных точек, настоящим инновационным кластером, может стать город Саров, столица атомных городов России. Системообразующим элементом этого кластера может явиться Саровский гуманитарный университет, проект которого находится в стадии разработки. Этот проект в состоянии сложиться по крайней мере со следующими задачами общероссийского калибра:

- создание атомной госкорпорации, перевод отрасли в современные организационно-финансовые форматы;

- развертывание в Сарове площадки Федерального ядерного университета, представления о котором пока во многом открыты;

- диверсификация ядерной отрасли, тесное взаимодействие разработчиков военных и гражданских инновационных технологий;

- развитие малого и среднего инновационного предпринимательства;

- разработка гуманитарных технологий сдерживания и господства на фоне очередной технологической революции в военном деле;

- предложение человекосообразных условий жизни на рынках интеллектуального труда в условиях «перегрева» столиц.

Представляется, что в контексте задач, выдвинутых 8 февраля, данный проект может иметь существенное методическое значение. Проект – полностью светский, но существенно, что разворачиваться он будет в непосредственной близости от прославленной Саровской пустыни, где ныне возрождена монашеская молитва.

Сейчас к этому проекту есть серьезное внимание на различных уровнях государственной власти и управления. На исходе минувшего года началось движение по созданию Федерального ядерного университета. В Сарове образовательная площадка Федерального ядерного университета будет разворачиваться на базе Саровского государственного физико-технического института. С его руководством и городскими властями Сарова достигнута договоренность о формировании здесь научно-образовательного центра «Гуманитарное знание в развитии высоких технологий» и кафедры методологии прикладных гуманитарных исследований и разработок. На основе этих структур в дальнейшем и будет разворачиваться полноформатный университет. Дело это – на долгие годы, но его надо начинать.

Сегодня создатели Саровского университета заинтересованы в обсуждении следующих вопросов:

- Как зависит содержание гуманитарного университетского образования от наших ценностных оснований и от наших политических задач? Ведь создание новых школ и университетов – это, безусловно, политическая деятельность.

- Как в свете этих задач выглядит проблема академических стандартов в современном гуманитарном образовании?

- Все чаще говорят о «гуманитарных технологиях». Но что это такое как предмет научной работы и преподавания? И какова в них мера гуманитарного и мера технологического?

- Как достичь в образовании необходимого соединения (стыковки) естественнонаучного, инженерно-технического, организационно-управленческого, гуманитарного и духовного содержания? И как выглядит на новом этапе очень старая, еще средневековая, проблема универсализма в образовании?

На последнем надо остановиться особо. Развитие нашей экономики, быстрое преобразование отраслевых и территориальных комплексов в формат современных корпораций, в том числе государственных, обнажило проблему кадрового голода на верхних и средних уровнях управления. Современные компетенции стратегического менеджмента, системного инжиниринга – чисто гуманитарные. Однако разворачиваются они по поводу происходящего в сложнейших инженерных системах, где, в свою очередь, происходят процессы, описываемые естественными науками. Так, появляется заново давно утраченный было взгляд на формирование универсального человека как главную задачу образования.

И здесь самое время вспомнить, что само слово «университет» появилось в контексте позднеантичного и средневекового проекта христианского универсализма. Потом этот проект сменился возрожденческим, во многом ему противоположным. Новое время и модерн с их специализацией порезали все в мелкую лапшу, сохраняя лишь мечту о целостности. Теперь мы на пороге нового универсалистского проекта, и только от нас зависит, будет ли он христианским.

Во всяком случае, нам сегодня надо твердо знать, что университет – это для нас не заимствование, а достояние нашей православной цивилизации. Наше наследие. Константинопольский университет был основан в 425 году, почти на семьсот лет раньше университетов Парижа, Болоньи, Оксфорда. Это не означает противопоставления европейской традиции, напротив, говорит о нашем единстве с духовными и культурными основаниями Европы.

Дело, конечно, не в приоритете самом по себе, хотя и это важно, а в том, что самая что ни на есть практическая задача формирования новых компетенций, нужных современной экономике и современному государству, оказывается напрямую связана с политической и культурной задачей отстраивания заново национально-государственной идентичности России.

Текст подготовлен по материалам выступления автора на Соборных слушаниях по проекту доктрины «Молодое поколение России» (XII Всемирный Русский Народный Собор «Будущие поколения – национальное достояние России»).

Дмитрий Сладков, член Общественной палаты РФ


Количество показов: 2613
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100