RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

02.04.2008

Александр Рублев

ВОЙНА ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШАХ

Роман «Альфа и Омега» как новое явление в современной литературе

Роман Д. Дивеевского «Альфа и Омега» – очень необычная книга. Хотя бы потому, что в повествовании переплетены несколько различных жанров: и детектив о противостоянии советской и британской разведок, и повесть о духовном преображении вчерашнего воина, пришедшего к вере и ушедшего из мира, и бытописательские зарисовки из жизни русской глубинки «горбачевской» и «ельцинской» эпох. Связующей нитью между ними выступает личность главного героя – русского разведчика Данилы Булая. Сцены, на которых развиваются события, связаны с судьбами его малой и большой Родины и живущих там людей.

В книге присутствует несколько социальных и пространственных срезов. Ее действие разворачивается и в офисах секретных служб, и в скромной избушке лесника в русской провинции, и в Овальном кабинета Белого Дома. Такая многоплановость дает многомерное ощущение исторического момента, в который происходят описываемые события. Этот момент – переломный в новейшей истории мира, когда происходит распад советской империи и небывалое доселе возвышение империи американской, когда рушатся казавшиеся незыблемыми культурные и этические системы координат, когда радикально меняются мировые правила игры. В известном смысле именно историческое время является одним из главных действующих лиц «Альфы и Омеги».

Уже почти семнадцать лет прошло с тех пор, как перестал существовать Советский Союз. Если для большинства живущих в России людей старшего и среднего возраста события 1990–1991 годов – это относительный недавний эпизод их жизни, то для современной молодежи – наполовину история.

Однако забывать об этих событиях нельзя – слишком велик и трагичен по своим последствиям полученный нами урок. Д. Дивеевский использует свой литературный дар и обширную эрудицию для того, чтобы заставить как можно лучше выучить этот урок современного массового читателя. Для этой цели автор применяет целый арсенал литературных приемов. Важную роль играет здесь полифония жанров, благодаря которой автор, не снимая напряжения остросюжетного детектива, начинает с читателем диалог о причинах надвигающейся катастрофы.

Какие же ответы дает Д. Дивеевский на поставленные вопросы? Конечно, во всем произошедшем есть заслуга «внешней силы». Наши геополитические оппоненты не сидели сложа руки, нанося удар за ударом. В демонической фигуре «советника нескольких американских президентов» Жабиньского легко угадывается недавно отметивший свое 80-летие Збигнев Бжезинский, для которого мысль о необходимости уничтожения России уже давно приобрела характер навязчивой мании. Реконструируя ход мысли американского «русофоба номер один», Д. Дивеевский раскрывает перед читателем глубинные мотивы той ненависти, которая движет поступками американского геополитика: «Зачем в России прогрессивное хозяйство и социальное благополучие? Я всегда повторял и не постесняюсь повторить снова: АЛЬФОЙ И ОМЕГОЙ нашей стратегии является устранение с лица земли православной цивилизации. Сейчас я как попугай повторяю то, что говорил еще Джонсону, Никсону, Рейгану. Эта линия должна передаваться из рук в руки от президента президенту. Православная цивилизация должна быть устранена потому, что она является врагом американской цивилизации, а духовно неизмеримо ее сильнее. Если мы вовремя ее не придушим, то проиграем гонку двух миров».

Приведя эту цитату, стоит сразу сделать одну принципиально важную оговорку. Не стоит думать, что в «Альфе и Омеге» представлена некая черно-белая картина мира, где все представители Запада только и мечтают об уничтожении России. Мир в понимании автора гораздо сложнее, и именно эта палитра идеологических красок делает произведение по-настоящему интересным. К примеру, Д. Дивеевский видит как сильные (успехи в деле построения общества социальной справедливости), так и слабые стороны СССР (отсутствие духовной основы у советского государства). С другой стороны, автор верит, что и на Западе у нашей страны есть друзья, способные понять и полюбить Россию. Таков, к примеру, британский разведчик Рочестер, разочаровавшийся в государственных институтах своей страны и ставший помогать вчерашним противникам – русским. Обращаясь к Даниле Булаю, он излагает собственное, отличное от общепринятого в его кругу, видение России: «Я стал читать книги русских писателей и обнаружил, что в них постоянно речь идет о душе и о Боге. Логика привела к изучению роли православия в русской жизни, и я увидел, как с православием расправился марксизм. А ведь марксизм – это европейский проект, насильно принесенный в Россию. Запомните очень хорошо – даже если вы и превратитесь в некое подобие демократического и рыночного государства, Запад будет заинтересован в Вашей слабости. Генетический страх не прошел и не пройдет никогда, потому что русская цивилизация в своем ядре сильнее европейской».

Вторая причина кризиса – это дошедшее до последних пределов разложение советского истеблишмента. Главная причина этого процесса видится автору в утрате религиозных ориентиров. «Через газеты, книги, пьесы праведники выставлялись мракобесами. Грамотным людям прививалось отвращение к религии. Те политики, которые рвались во власть в России, считали ниже своего достоинства общаться с духовными деятелями или боялись этого. И вот какой парадокс. Попытки политиков-атеистов предсказать будущее были всегда до смешного неудачными. Но, несмотря на это, они не обращались к праведникам, хотя и знали, что у тех ошибок не бывает. Кто-то не видел в этом нужды, потому что сознательно обманывал народ, кто-то уже напитался враждебностью к “мракобесию” и по недомыслию встал рядом с первыми, кто-то просто боялся быть осмеянным. Каков урок из всего этого? Таков, что если власть предержащие не верят в Господа, то жди беды».

Беда и в самом деле пришла – советская элита, еще на рубеже 50-60-х годов казавшаяся Западу неподкупной и фанатично преданной марксистским идеалам, разложилась и деградировала на глазах. Символом этой деградации выступает в романе семейство Ежиковых. Отец – крупный партийный деятель, специалист по связям с братскими компартиями, по высшему разряду обеспечил своего отпрыска Евгения, устроив его в аппарат главы правительства. Единственное, в чем он отказал сыну – так это в покупке БМВ-кабриолета, однако и этого хватило Ежикову-младшему, чтоб встать на путь измены и пойти на сотрудничество с британской разведкой, сойти с ума от страха перед возможным разоблачением и погибнуть от передозировки наркотиков.

Третья причина кризиса и последовавшей за ним катастрофы, заключалась, видимо, в нас самих. «Кто больше, кто меньше грешен, кто понимает, кто не понимает свое окаянство, но дело не в этом. Главное, что мы подвергаемся влиянию и верха, и низа. До каждого из нас доходят и сигналы праведников, и примеры бесочеловеков. То есть, нас приглашают к выбору, и от этого выбора и зависит все в нашем народе и в нашей стране». Эти слова, вложенные в уста одного из героев, адресованы не только ставшему на путь подвижничества воину-афганцу Ивану Звонарю, но и каждому из читателей.

Автор, со своей стороны, постарался, чтобы этих читателей было как можно больше. Видимо, именно поэтому многие главы «Альфы и Омеги» написаны подчеркнуто кинемотографично, и на их основе вполне мог бы получиться хороший сценарий для кинофильма или телевизионного сериала. Это и неудивительно: дидактический пафос романа «Альфа и Омега» свидетельствует о том, что книга написана не только ради творческого самовыражения автора, но и для того, чтобы приблизить час торжества идеалов, которые ему дороги.

В последней главе книги автор устами одного из своих героев подводит итог произошедшего и делает прогноз на будущее. «Повсюду пробиваются ростки православия, появляются люди с совестью. Еще не скоро они наберут силу, еще не скоро жизнь заставит их объединиться и приступить к действию. Пока мы продолжаем падать. Но вместе с падением будет происходить и зарождение новых сил». Таким образом, автор предлагает не только хорошенько выучить и осмыслить все уроки истории, вытекающие из событий, произошедших на рубеже 80-х и 90-х годов, но и подготовиться к испытанию верой, духовному экзамену, пройдя который только и возможно использовать полученный опыт во имя общего блага.


Количество показов: 2534
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100