RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

08.04.2008

Максим Калашников

КАК ВЫРАСТИТЬ ИННОВАЦИОННУЮ ЭЛИТУ? ЧАСТЬ 1

Для решения этой проблемы пора задействовать громадный потенциал кадетских корпусов и суворовских училищ

Осуществить переход страны на инновационную модель развития и покончить со статусом РФ как сырьевого придатка могут только люди особого склада. Ковкой таких кадров необходимо заниматься немедленно, работая с детьми и молодежью. Таков лейтмотив выступления на недавнем Всемирном Русском Народном Соборе генерал-майора Александра Владимирова – председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России», видного военного эксперта и аналитика. Мы побеседовали с ним впоследствии, и разговор получился интересный.

КТО СПОСОБЕН ОТВЕТИТЬ НА ВЫЗОВ?

– Правда жизни такова, что Россия будет существовать в суровых условиях, – считает Александр Иванович. – Во-первых, в условиях агрессивного цивилизационного противостояния (вплоть до вооруженной борьбы) с цивилизациями Запада, Востока и Юга. В контексте непрекращающихся и масштабных попыток США любыми способами разрушить Россию как своего единственного геополитического соперника, способного уничтожить Америку. Мы будем жить в условиях глобализации, гонки инноваций, торжества насильственно насаждаемых «ценностей рынка и демократии» и двойных стандартов, полного паралича международного права и его основных институтов, силового «беспредела» сильных мира сего, организованной преступности и полного подавления транснациональными корпорациями правительств государств своего основания и дислокации. Придется жить и работать в мире диффузии этносов и рас, утраты национальной идентичности основными нациями мира, роста разного рода напряжений во внутренней жизни нации. Наконец, нам предстоит познать все «прелести» периода национального демографического провала, и так далее…

При этом нужно констатировать, что Россия – не часть глобального рынка, а самодостаточная часть человечества, идущая своим путем. Поэтому она обречена развиваться практически в одиночку, в условиях недружественного окружения, и не имеет права на слабость и отставание. Другими словами, инновационное развитие России является совершенно безальтернативным, что должно стать главным делом сегодняшнего молодого поколения – завтрашних управляющих страны. Это значит, что нагрузка на это поколение и на все следующие поколения сегодняшних «молодых», будет огромной, и деваться ему, этому поколению, будет некуда. Надо будет работать и за себя, и «за того парня». В свою очередь, это значит, что молодые поколения граждан России должны целенаправленно воспитываться в мобилизационной парадигме (базовой схеме) и быть готовым жить и трудиться в мобилизационном режиме, а, при необходимости – и воевать за Отечество с оружием в руках.

Такие объективные условия национального бытия предполагают, что одной из главных и срочных задач должно стать надлежащее воспитание молодых поколений граждан России, способных, готовых и желающих нести такие нагрузки, и видеть в этом свой высший долг…

Генерал Владимиров – сторонник «ковки» не наследственной аристократии с жестко заданными программами жизни и карьеры, а людей с соответствующими волевыми и интеллектуальными качествами. Им нужно давать не жестко заданную теми или иными параметрами подготовку (мир слишком быстро меняется), а широкие знания, совмещенные с суровой мужской, воинской подготовкой. Необходимо выпускать в мир людей, обладающих самодисциплиной, волей и целеустремленностью, одухотворенных патриотизмом и не боящихся брать на себя ответственность за судьбоносные решения. Такие люди смогут обнаружить и применить инновации, ибо обладают смелостью мышления и волей к возрождению России.

И тут не надо открывать Америку. Давно существует уникальная русско-советская «технология»: кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища. Вопреки мнению либеральных профанов, они могут готовить не тупых «солдафонов», а инновационную элиту. Выпускник закрытых воинских школ может стать не только военным – по своим качествам он готов пойти во многие другие сферы деятельности. Обладающий развитым интеллектом и морально-волевым «стержнем», бывший кадет выгодно отличается от «постиндустриальных слизняков». Безвольных, психически неуравновешенных, подверженных порывам сиюминутных страстей, не умеющих терпеть лишения. Нужно лишь усовершенствовать отечественную технологию «ковки кадров».

Увы, пока этого в РФ никто не делает. Наоборот, норовят разрушить имеющийся задел.

 

ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ – НОНСЕНС!

– Позволю себе напомнить цитату из словаря. «Воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого, с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т.п.» Наверное, не надо убеждать кого-либо, что воспитание без образования ущербно и опасно, как ущербно и опасно образование без воспитания, – считает генерал Владимиров. – Тем не менее, внимательное изучение имеющихся документов, связанных с формированием так называемого государственного образовательного стандарта, и, что самое главное, анализ самого государственного стандарта полного среднего и профессионального среднего образования выявил практически полное отсутствие государственных подходов к воспитанию молодых поколений россиян, учащихся и всех участников образовательного процесса в качестве полноценных граждан Российской Федерации!

Во всех государственных образовательных стандартах совершенно отсутствует четко прописанный воспитательный аспект образования, не даны направления и критерии воспитательного процесса как имманентной части системы национального образования.

В пояснительных записках Минобрнауки РФ к концепции государственного образовательного стандарта и концепции основного общего образования цели воспитания упомянуты без раскрытия их сущностных основ. Их реализация предполагается исключительно за счет большего внимания образовательных учреждений к расширенному изучению ряда гуманитарных дисциплин. Наши попытки найти ответы на эти явные ошибки у работников Минобрнауки РФ закончились ничем позитивным, а также их отсылками на «воспитательную роль семьи, школы и общества». Однако эти отсылки – неудовлетворительны, ибо они никакой организационной, системной и государственной идеологической основы под собой не имеют, и являются скорее «декларацией о несбывшимся», но не правдой жизни…

Владимиров убежден: кроме образовательного, нужен еще и воспитательный стандарт. Иначе мы не сможем создать инновационной, патриотической и волевой элиты. В самом деле, 14 февраля нынешнего года президент В. Путин заявил, что «изменить к лучшему качество управления государством сможет только та управленческая элита России, которая будет соответствующим, то есть принципиально иным, инновационным образом подготовлена, то есть – образована, воспитана, социализирована и отобрана, и чья служебная карьера, целиком зависящая от качества и достижений ее службы государству, будет под постоянным контролем своих коллег и всего российского общества».

Где готовить таких людей? Прежде всего – в кадетских корпусах.

 

О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ?

По словам А. Владимирова, все великие исторические достижения России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи – с отсутствием оного. Когда Российская империя перешла к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах и лицеях, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся деятели. Например, канцлер Горчаков. Или полководцы: Румянцев, Кутузов, Брусилов, Дорохов, Корнилов, Каледин. Можно вспомнить адмиралов – воспитанников закрытых корпусов: Ушакова, Сенявина, Нахимова, Макарова, Колчака. А еще – поэтов и писателей: Пушкина, Достоевского, Даля, Бестужева, Куприна. Кадетами или гардемаринами были композиторы Римский-Корсаков, Мясковский, Скрябин. Ими были великие русские мореплаватели Лазарев, Беллинсгаузен, Крузенштерн. И даже выдающиеся живописцы: Верещагин, Федотов, Ярошенко – тоже воспитывались в учебных заведениях лицейско-кадетского типа.

– Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт, – поясняет Александр Владимиров. – Она воспитывала будущих государственных деятелей с детства, в нравственной строгости. Образование носило широкий гуманитарный характер и развивало ответственность, способность принимать обоснованные и своевременные решения, быть лидером. Она взращивала несомненный личный патриотизм каждого воспитанника. Все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще. И именно это и дало России великое прошлое.

Советская система, применив этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в армии и других силовых структурах. Однако она совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть тех самых чиновников гражданской государственной службы (бюрократов), которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел лишь частично был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики.

Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только на принципах служения.

Но трудные времена России как государства наступали тогда, когда основа ее правящей элиты – дворянство – переставало служить Отечеству «не щадя живота своего», и становилось стадом сытых рантье…


Количество показов: 2833
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100