RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

09.04.2008

Максим Калашников

КАК ВЫРАСТИТЬ ИННОВАЦИОННУЮ ЭЛИТУ? ЧАСТЬ 2

В кадетских корпусах нужно готовить не только военных, но и гражданских управленцев

Окончание. Начало см. здесь

ШКОЛА БУДУЩИХ ЛИДЕРОВ

К сожалению, в РФ существует система подготовки молодежи только к профессиональной военной службе. Аналогичной системы для подготовки гражданских государственных управленцев нет.

– Редкие региональные институты государственной службы и Академия государственной службы при Президенте России неспособны восполнить недостаток государственных управленцев, особенно в нижнем и среднем звене, так как их просто неоткуда брать, – доказывает генерал Владимиров. – Поэтому этот важнейший управленческий слой комплектуется зачастую людьми со стороны, в основном теми, кто хочет заработать на прерогативах своей государственной должности. Попросту говоря, в госаппарат идут желающие воровать и брать взятки.

Кроме того, существующее положение вещей в этой сфере лишает смысла саму государственную службу, так как сегодня на ней нельзя сделать нормальную служебную карьеру. Практически весь высший эшелон власти – политические назначенцы, средний эшелон, как правило, – их выдвиженцы, а профессиональный слой специалистов гражданской государственной службы младшего уровня обеспечен кадрами крайне слабо.

Центр и регионы России еще не доросли до того, чтобы сформировать свой собственный федеральный и региональный госзаказ на специалистов государственной службы младшего и среднего уровня, и, несмотря на явную потребность в них, не создают необходимую учебную инфраструктуру. Такое положение дел сегодня закладывает большие проблемы для РФ в будущем. Представляется очевидным, что современная Россия должна использовать блестящий исторический опыт воспитания своей национальной элиты, которая специально и тщательно отбиралась, обучалась и воспитывалась государством с детства в системе Кадетских корпусов.

Основным источником формирования управленческого ресурса России должна стать национальная система подготовки государственных служащих, на начальном этапе состоящая из суворовских (и нахимовских) училищ и кадетских корпусов. Последние принадлежат системе Минобороны и других силовых структур (23 учреждения). Существует также система кадетских корпусов Минобразования и субъектов РФ (более 80 заведений).

По подсчетам содружества выпускников суворовских и нахимовских училищ (работающих с 1943 г.), они выпустили в свет более ста тысяч питомцев. Из них вышли 65 Героев Советского Союза, социалистического труда и России. Из среды бывших суворовцев и нахимовцев происходит секретарь Совета Безопасности РФ, три министра правительств СССР и РФ, четыре заместителя министра обороны, более 20-ти командующих войсками военных округов и их заместителей, свыше тысячи генералов. Из советского «кадетства» вышли более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня, два академика, около 500 докторов наук, около десяти народных артистов СССР и России. «Суворовско-нахимовская» система воспитала целую плеяду известных творческих работников, более 30 чемпионов и призеров олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта. Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан нашей страны не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.

Однако сегодня отечественная суворовская школа попала в сложное положение: материальная база изношена, преподаватели превратились в нищих, статус училищ стал расплывчатым, а предназначение – неясным. Нет соответствующих образовательных стандартов – ни у государства, ни у Минобороны.

– В существующем виде суворовские и нахимовские училища функционировать не могут, – говорит А. Владимиров. – Нужна их серьезная реформа…

Дело в том, что с 1992 года параллельно с суворовскими училищами в РФ стали создаваться кадетские корпуса. Их учреждали и Минообороны, и МЧС, и МВД, и Минобразования, и казачьи объединения, и пограничные войска, и региональные и муниципальные власти. В итоге получился «винегрет», дикая мешанина программ воспитания и обучения, разные стандарты финансирования и материально-технической подготовки. Зачастую и воспитатели таких кадетских корпусов – случайные люди, не имеющие соответствующего образования. В итоге недопустимо отличаются качество и уровни образования.

Кроме того, в РФ нет и юридических основ для жизни и работы кадетских корпусов. Закон РФ «Об образовании» вообще не содержит такого понятия как «кадетских корпус», зная только «школу-интернат». В стране нет единого органа, координирующего и контролирующего учебные заведения, называемые себя «кадетскими». Нет центра, который давал бы лицензию на право называться «кадетским», как нет системы подготовки воспитателей для учебных заведений такого типа. Между тем давно пора унифицировать корпуса и суворовско-нахимовские училища, создать единую и дееспособную систему образования/воспитания.

Тем не менее, кадетские корпуса даже в их нынешнем виде пользуются большой популярностью. Родители хотят отдать туда детей, прекрасно понимая, что нужно воспитать из мальчиков настоящих мужчин, а не безвольных лоботрясов и бездельников. Например, в Москве – 16 кадетских корпусов с конкурсом в сорок претендентов на место.

– Системы кадетского образования в национальном масштабе не существует ни в правовом, ни в организационном отношениях, – продолжает генерал Владимиров. – Уверен, что реформирование системы суворовских училищ и кадетских корпусов должно привести к строительству национальной системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы. Это дело должно стать самостоятельным национальным проектом, возглавляемым Президентом РФ.

Кадетское образование должно стоять на платформе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами образования профессионального. При этом можно создавать корпуса и федерального, и регионального, и муниципального значения…

 

КУЗНИЦЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ

Владимиров и его единомышленники предлагают создать стройную систему ковки национальных управленческих кадров, сделав кадетские корпуса первичной ступенькой госслужбы, начальной профессиональной школой для офицеров и чиновников. Такая система открыта для всех талантливых и упорных ребят из всех слоев общества, бедных и богатых. Она выполняет ту же роль, что и британские закрытые школы, но она гораздо демократичнее. В ней выковываются умные патриоты, создается внесословное национальное единство: ведь сын и богача, и бедняка в кадетском корпусе едят из одного котла, бегают по одной и той же полосе препятствий. И далее в жизни они составят общность.

Из кадетских корпусов не выходят готовые чиновники или военные командиры. Нет, выпускники должны еще продолжать обучение, специализироваться в избранном направлении, перенимать опыт у профессионалов, учиться в реальном деле. Вчерашние кадеты вольны выбрать и другие стези, помимо службы государству: их образование и морально-волевая закалка позволяют делать это. Однако обучение юношей должны оплачивать ведомства, нуждающиеся в молодых кадрах – МО, МВД, МЧС, ФСБ, «Российские железные дороги» и т.д. По мнению Владимирова и его единомышленников, кадетское образование обеспечивается:

- специальным правовым полем;

- собственной системой органов кадетского образования федерального уровня;

- собственной системой подбора, подготовки и назначения кадров воспитателей, преподавателей и командующего состава;

- собственными государственными образовательными и воспитательными стандартами, положениями, регламентами и статусами, а также специальными сертификационными (лицензионными) критериями;

- собственными программами, учебниками, учебными пособиями и учебной материальной базой;

- специальными экономическими и правовыми условиями, обеспечивающими безусловную престижность обучения и работы в системе.

В основы новых регламентов должна закладываться система существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования КК, так и для выпускников КК и СВУ при их поступлении на государственную службу, и так далее.

Думается, именно так мы имеем шанс вырастить национально ориентированную и подлинно инновационную элиту. Альтернатива? Нашествие во власть случайных, алчных субъектов, которые навсегда законсервируют РФ как «сырьевой окорок», а власть превратят в источник получения легких и быстрых денег.

Опыт истории говорит, что управление государством не сводится к чистой коммерциализации. Более того, оно требует служения политическим идеалам и зачастую – аскетизма в стартовом периоде во имя будущего успеха. Чистый капитализм не любит прорывных инноваций. На сугубо рыночных принципах (вернуть затраты как можно скорее!) не были бы созданы ни реактивная авиация, ни электроника, ни компьютеры, ни атомная энергетика и космическая техника, ни Интернет. Все это породили энтузиасты-патриоты, понимавшие, что вложение в неизведанное и невиданное ранее способно принести колоссальный эффект много лет спустя, обогатив тот же частный бизнес.

Только люди, вдохновленные великой идеей национального возрождения, способны, придя во власть, обеспечить русским великое инновационное Будущее. Лишь такая элита способна понять, что сегодня нужно вложить деньги в команды смелых разработчиков, а не в очередные нефтескважины или помпезные олимпийские объекты. Именно в этом и кроется подлинное инноваторство. Здесь – русский асимметричный ответ на западную финансовую и технократическо-научную мощь. Ибо все начинается с подготовки «рещающих кадров». Нынешние чиновники и олигархи РФ не в силах обеспечить нам качественного прорыва в развитии. Необходимы новые люди во власти. Завтра они должны обеспечить эпохальные инновации в энергетике, транспорте, нанотехе, в образовании, в создании человеческого капитала наивысшего качества, в общественном устройстве и экономике. Уже ясно, что единственный шанс России – это создание того, чего не делал еще никто в мире.

Национальный проект «Кадетский корпус» необходим нам, как воздух.


Количество показов: 2720
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100