RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

19.04.2008

Ярослав Бутаков

ПАССИОНАРНОСТЬ ПРОТИВ СТАБИЛЬНОСТИ. Часть 2

Государственное здание может развалиться из-за плохой работы социального лифта

Окончание. Начало см. здесь

СПОКОЙСТВИЕ БЕЛКИ В КОЛЕСЕ

«Ценности» социал-дарвинизма не были восприняты нашим обществом. Циничное бравирование ими осталось уделом отвязных либеральных политиков и экономистов да «братвы», правда, сильно поредевшей в разборках 90-х годов. Всем прочим страстно захотелось, чтобы государство снова взяло на себя бремя заботы о них. Уже Е.М. Примаков на посту премьера воспринимался как ветер ностальгической надежды на возвращение любезного сердцу «застоя» – такого теплого, беззаботного, умеренно, но стабильно сытого и пьяного. И наступивший XXI век начал оправдывать эти надежды исстрадавшихся детей, оказавшихся в свое время брошенными матерью-Родиной, то есть любимой властью.

Итак, чаемая эра стабильности наступила. В чем же она выразилась?

1. Закрылось формирование политической элиты общества. Она получила четкое выражение в виде четырех парламентских партий, из которых только одна на неопределенно длительный срок стала почти гарантировано правящей. Любые другие пути вхождения во власть надежно заблокированы.

2. Завершилось формирование экономической, предпринимательской элиты. Бывшая общенародная собственность поделена между новыми владельцами, включая высшее госчиновничество, и гарантии неприкосновенности этой собственности стали одним из столпов «стабильности», возведены в ранг непререкаемой государственной идеологемы.

3. Заканчивается процесс вытеснения мелких фирм крупными компаниями практически из всех сегментов бизнеса. В марксистской науке это носило более емкое название – «разорение мелкой буржуазии».

4. В итоге всех трех предыдущих пунктов произошла окончательная стратификация общества на два антагонистических класса, различающихся отношением к средствам производства и распределения, и полностью замкнулась в самодовлеющее сословие прослойка политических менеджеров, обслуживающая интересы крупных собственников-монополистов всеми средствами государственной власти, среди которых традиционно наиболее видное и почетное место занимает насилие.

Проще говоря, для большинства граждан стабильность заключается в том, что, заплатив деньги и окончив вуз, человек вливается в массу офисного планктона-пролетариата, преданного начальству и не имеющего своего мнения, за исключением вопросов, касающихся удовлетворения чисто животных инстинктов. Конформизм позволит такому офисному одноклеточному в 30-35 лет стать менеджером среднего звена, а ближе к старости, при умении подставлять своих коллег перед бдительным оком начальства – и высшего звена. Если, конечно, повезет пережить среднюю продолжительность жизни, коя для русских мужчин снизилась уже до 55 лет. Так что до пенсий доживут немногие (к вящей радости чиновников Государственного пенсионного фонда, возводящих на деньги фонда роскошные офисные здания даже в небольших городках, таких, например, как подмосковная Истра).

Система обязательного, но платного образования будет активно воспроизводить соответствующий культурный фон стабильного общества. Ведь сказал же министр науки и образования А. Фурсенко, что нам нужны не творцы, а потребители, которые смогут «правильно использовать достижения и технологии, созданные другими». Последовательная реализация такой установки предотвратит появление в обществе критической массы креативных, нонконформистских личностей, способной подорвать основы стабильности.

Разумеется, одно лишь поддержание себя «на плаву» требует от каждого члена стабильного общества постоянных и неуклонно увеличивающихся усилий. Нормы эксплуатации будут неизбежно расти, отсюда – необходимость все больше и больше работать лишь для того, чтобы хотя бы поддерживать уже имеющийся уровень жизни. Короче, нужно непрерывно вертеться как белка в колесе только для того, чтобы оставаться на месте.

Никакой вертикальной социальной мобильности, четко заданная происхождением, родственными и клановыми связями социальная планка, корпоративная сегрегация, сегрегация по уровню доходов – вот такая стабильность вырисовалась по завершении игр в капитализм не понарошку. Здесь и речи не идет о том, что стабильность позволит человеку иметь гарантированный в соответствии с трудовыми успехами и выслугой лет рост доходов, иметь больше досуга, заполненного самообразованием, творчеством, воспитанием детей. Такие «совковые» ценности не приветствуются.

Стало быть, вновь желание позитивных перемен получило абсурдное осуществление, совершенно противоположное ожидаемому вначале?

 

КУДА ПОДАТЬСЯ?

Но если это опять же не та «стабильность», которой мы хотели, то какие же ориентиры мы должны поставить перед собой?

В 20-30-е годы прошлого века представитель т.н. евразийства Николай Алексеев предсказывал, что, отказавшись от коммунизма, русский народ может вернуться к капитализму. Но он никогда не найдет капитализму нравственного оправдания и обязательно начнет бороться против капитализма «во имя человеческой свободы, но уже не в коммунистических целях и не коммунистическими средствами».

Что же это за цели и методы? Тот же Алексеев предложил пять принципов «гарантийного государства», то есть такого государства, которое имеет некоторые положительные обязанности перед своими гражданами и ставит их осуществление во главу угла своей политики. «Декларацией обязанностей государства» Алексеев считал необходимым дополнить декларацию прав человека конституции будущей России.

Эти принципы «гарантийного государства» выглядели так:

«1. Государство ставит своею целью освободить людей от жестокостей личной борьбы за существование путем создания максимально развитой материально-технической базы жизни, организации интенсивного производства необходимых благ..., создания среднего уровня зажиточной жизни и окончательной ликвидации нищеты и бедности (принцип материальной интенсификации жизни).

2. ...Государство... организует соразмерное количество труда прибавочного, весь общественный доход с которого государство обязуется употреблять на культурное строительство, на удовлетворение и развитие духовных потребностей граждан (принцип подчиненной экономики).

3. ...Государство создает максимальное количество культурных и духовных благ, предпочтение и выбор которых предоставляется свободе всех и каждого (принцип положительной свободы).

4. ... Государство стремится к созданию высшей культуры, которая воплощала бы в себе идею общечеловеческого достоинства и в то же время максимально служила бы проявлению национальных, племенных и местных особенностей населения евразийского культурного мира (принцип организации культуры как сверхнационального целого на многонациональной основе).

5. ...Государство стремится к вовлечению в экономическое, политическое, социальное и культурное строительство возможно большего количества граждан (принцип демотизма)...».

Нетрудно увидеть, что в несколько иной формулировке аналогичные принципы были зафиксированы в первых главах Конституции СССР 1977 года. Неизвестно, знали ли ее составители об идеях эмигранта (стало быть, антисоветчика) Алексеева. Возможно, что эволюция советского строя, как и предсказывал Алексеев, закономерно вызвала к жизни ценности, близкие к ценностям теоретического «гарантийного» государства. Но полностью воплотиться в жизнь им не удалось.

Государство будущего для своей подлинной стабильности должно предоставлять своим гражданам поле для здорового авантюризма, полезного обществу: прорывных научных разработок, смелых культурных инноваций, спортивных достижений. Все это с избытком имелось в советской модели конца 20-х – 60-х годов, но почти полностью сошло на нет в 70-80-е годы. Научная деятельность перестала быть престижной, спорт из общедоступного сделался узко профессиональным, культурная прослойка замкнулась в «элитный» круг, отличавшийся своими ценностями от основной массы населения. Все это и послужило во многом причиной краха «развитого социализма».

Освоение космических пространств и морских глубин с использованием новых технологий, игры разума в создании новых способов передачи информации, производства продуктов питания, получения энергии – вот сферы предприимчивости, связанной с риском и потенциальной славой. Поощрение такой активности граждан всеми средствами, включая особенно систему образования – залог стабильного успешного развития страны. А стабильность «застоя» с каждым днем только подрывает престиж власти и создает причину для новой деструкции государства и общества.


Количество показов: 4595
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100