RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

28.05.2008

Максим Калашников

ПЕРВОПРОХОДЦЫ БУДУЩЕГО

Русская альтернатива: «техническое задание» на создание государственности нового типа

Окончание. Начало см. здесь и здесь

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

«Нация-корпорация» – таков возможный ответ Русской цивилизации на вызов времени. Его создание потребует усилий всего интеллектуального класса России, грандиозного коллективного творчества.

Попробуем, однако, очертить главные проблемы, которые должно решить русское неогосударство Будущего. Те проблемы, с каковыми не в силах справиться ни прежнее государство-нация, ни нарождающиеся острова «архипелага Глобализации».

Прежде всего, такая нация-корпорация должна четко представлять, к какой цели она движется, какой «-изм» строит. Укрепление государства, экономический рост, сбережение народа – все это очень важно, но, увы, не первостепенно. Нужно ответить на вопрос: ради чего все это делается? И в каком миропорядке станет жить «сбереженный» народ? Если мы знаем, что строим, то поймем, как и за счет чего удвоить (учетверить, удесятерить) валовой национальный продукт. Найдутся недвусмысленные ответы на многие вопросы, связанные с обороной, образованием, промышленной политикой и т.д.

Сегодня очевидно одно: старый капиталистический уклад подошел к своему финалу. Так же, как когда-то оказались на смертном одре рабовладение или феодализм. Сегодняшний капитализм стал тормозом развития и источником опаснейших проблем глобального размаха. Да и развитие технологий нового века явно подписывает капитализму смертный приговор. Так же, как когда-то паровая машина, электрический телеграф и железные дороги убили феодальное общество.

Тот, кто первым разглядит основные черты и законы грядущего за капитализмом строя, получит невероятное, подавляющее преимущество над всеми остальными. Он-то и сможет сформировать грядущий миропорядок, оседлав тренды и тенденции исторического развития. Поймав попутные «ветра» и «струи течения». Тот, кто это сделает, создаст новый великий «Изм» (выражение философа-практика Олега Матвейчева).

На сегодня с такой задачей явно не справляются государства-нации: они либо пассивно плывут по течению, либо пасуют перед натиском «детищ глобализации», либо живут старыми иллюзиями. Опасные мутанты, государства-корпорации, нового «-изма» не желают: им необходимо как можно дольше продлить существование капиталистических отношений, доведенных до экстремума. Они сами – порождение ультракапиталистических тенденций. Как вариант: в интересах государств-корпораций – создание некоего неорабовладельческого строя с уродливо искривленным научно-техническим развитием (см. интервью с А. Фурсовым часть 1, часть 2, часть 3 и часть 4).

Стало быть, пришло время создавать учение о Будущем строе. Создавать – и сознательно, планомерно двигаться к этому новому строю, творить реалии следующей эпохи, осуществляя уточнение целей и корректировку курса прямо в движении.

Итак, первый пункт «технического задания» на создание государства нового типа – рождение Цели движения, нового «Изма». Ибо он сам по себе – огромное конкурентное преимущество для своих «отцов». Новый «Изм» – это возможность воодушевления собственного народа, его внутренней мобилизации.

 

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШЕГО УРОВНЯ.

Гипотетическая нация-корпорация должна обладать существенным преимуществом в инновационной динамике и экономической эффективности над прочими типами государств. То есть, в ней нужно совместить, на первый взгляд, несовместимое. С одной стороны, конкурентоспособность на экономическом поле, с другой – сильные механизмы социального обеспечения, огромный сектор «экономики народосбережения» и развития человеческого капитала.

Пока совместить подобное никому не удается. Нации-государства «всеобщего социального обеспечения» (welfare states) душат свою экономику непомерными налогами, их пенсионные системы ведут к падению рождаемости, к перераспределению средств национальных экономик от молодых к старикам. Содержание малодетных (а то и вовсе бездетных) пожилых граждан пожирает ресурсы и деньги, необходимые для вложений в будущее, для повышения рождаемости, для научно-технических суперпроектов. «Коммерциализованные» же государства-корпорации – другая крайность. Ставя во главу угла только рентабельность и снижение налоговой нагрузки на бизнес, они разрушают системы социального обеспечения, уничтожая собственные нации.

Гипотетическое государство нового типа (нация-корпорация) преодолевает это противоречие, применяя самые смелые инновации во всех сферах: не только в технике, но и в управлении государством, в экономике, в социальной сфере, в образовании, в местном самоуправлении и вообще в области общественной жизни. Главная задача – за счет инноваций резко сократить издержки, получая жизненные блага и выполняя необходимые функции со сниженными подчас в разы затратами времени, ресурсов, труда и денег. При этом многие инновации могут приносить комбинированный или синергетический эффект.

Например, новые технологии управления и контроля позволяют выстроить новый тип государственного управления, практически – без бюрократии, с рождением нового класса управленцев-«решателей проблем», адептов инноваций. Благодаря этому резко упадут затраты на содержание государственного аппарата, он сократится в несколько раз – зато будет побеждена коррупция, исчезнет «инновационное сопротивление» бюрократии. Новые организационные и высокие гуманитарные технологии позволяют радикально сократить численность полицейского и фискально-налогового аппарата, обеспечивая при этом практически полное раскрытие уголовных и экономических преступлений. Те же технологии, примененные для кадрового отбора, дают возможность сформировать корпус стопроцентно честных судей и следователей.

К сожалению, пока в РФ идет обратный процесс: бюрократия уродливо и бесконтрольно размножается, а коррупция в ее среде – растет. За 2000-2008 гг. численность аппарата только органов исполнительной власти выросла с 445,3 до 655,8 тысяч душ. При этом: низкооплачиваемые полицейские и фискальные чины превращаются в рэкетиров, вымогающих взятки у бизнеса под угрозой фабрикации уголовных дел или налоговых проверок.

С другой стороны, огромный резерв таится в инновационном преобразовании налоговой системы. Скажем, нынешний НДС, давая около 30% доходов казны, по самой природе своей угнетает перерабатывающие и инновационные отрасли промышленности. Ибо чем больше «звеньев» переработки сырья, чем больше узлов, устройств и работы научно-инженерных коллективов в изделии – тем больше «накрутка» налога. Сегодня НДС уже становится мощным тормозом развития страны, причем бизнес-сообщество просит снизить его до 10% вместо нынешних 18%, а власть, цепляясь за столь обильный источник доходов казны, ведет речь о 12%.

Нужно решительно отказаться от НДС, как варварского, уничтожающего развитие налога! Взамен, используя громадные финансовые резервы, РФ должна разработать и запустить иную налоговую систему. Объем статьи ограничен, потому можно сказать об этом лишь вкратце. Суть – в максимально возможном изъятии государством природной ренты в доходы казны и одновременно – в перенесении центра тяжести налогообложения с производства на конечное потребление. Это заставит государство заботиться о высоких доходах граждан. Должны повыситься налоги на роскошь, на земельную непроизводительную недвижимость и т.д. Снижение налогового бремени на производство (в сочетании с уничтоженной коррупцией и повышенной эффективностью работы государства) быстро превратит «нацию-корпорация» в инвестиционно привлекательный объект.

Особое направление – это снижение издержек и государства, и всего общества на обеспечение страны энергией и жизненными благами. Например, уже имеющиеся (но толком не примененные) русские инновации в строительных технологиях позволяют строить в несколько раз быстрее и дешевле, чем с помощью прежней «железобетонной индустрии». Есть технологии, что дают возможность строить «вечные» дороги с износоустойчивым базальтовым покрытием, «вечные» трубы жилищно-коммунальных систем, дешевые установки очитки воды и утилизации отходов. Огромные резервы экономии таятся в энергосбережении и в энергетике. Все это не находит применения именно в силу коррумпированности нынешнего государственного аппарата (он не желает снижать затраты бюджета), но, будучи пущенным в ход на широком фронте – позволит кардинально преобразить жизнь в стране. Уничтожение коррупции с помощью психотехнологических и организационных инноваций – это гарантированное снижение себестоимости строительства объектов национальной инфраструктуры (скажем, автодорог и жилищно-коммунальных систем) на 30-45% за счет уничтожения системы взяток и «откатов». А плюс к этому – уничтожение необходимости экономически активным группам (бизнесу) платить ежегодные взятки государственному аппарату РФ в размере 200-300 млрд. долларов.

Применив такие инновации, гипотетическое государство «нация-корпорация Россия» добьется синергетического эффекта. Прежде всего, резко вырастут темпы экономического роста, многократно повысится востребованность инноваций и передовых технологий внутри страны. Исчезнут инфраструктурно-энергетические ограничения для роста и развития. Резко вырастут объемы строительства по государственным заказам и объемы работ по государственным (и частно-государственным) программам. Высвобожденные средства могут пойти на воплощение проектов транспортных глобальных коридоров через территорию РФ, что даст государству и бизнесу дополнительные доходы.

При этом стратегически важные проекты осуществляются в рамках хорошо продуманных программно-целевых планов – Пятилеток развития по Юрию Крупнову. И в рамках предложенной им национальной программы «1000 новых городов»: строительства с помощью новых технологий самоуправляющихся полисов с жилищами усадебного типа, с новыми системами ЖКХ и энергообеспечения. Эти полисы будут располагаться вдоль транспортных коридоров и вокруг центров деятельности: футуристических производств, университетов нового типа, технополисов, сельских хозяйств «прорывного типа» и т.д.

Все это и позволит сочетать высокую конкурентоспособность нации-корпорации в экономике с высокой рождаемостью, с большими затратами государства на демографию, «народосбережение» и инвестициями в человеческий капитал (медицина, сферы образования, культуры, досуга, художественного и научно-технического творчества, массового спорта и туризма). Все это позволит построить страну, обгоняющую на повороте сильных бизнес-конкурентов – но делающую это не за счет истощения собственного народа, не за счет его старения, вымирания и деградации. То есть, мы добиваемся эффекта, которого не в силах получить ни ультралиберальные государства-корпорации («острова архипелага Глобализации»), ни Китай.

 

КОРПОРАЦИЯ, НО ОСОБОГО РОДА

Нация-корпорация отличается от корпорации-государства (и государства-корпорации) тем, что ее граждане – полноправные «акционеры» своей страны, а не бесправные работники-слуги «директората корпорации». При этом нация-корпорация не тождественна и корпоративному государству 1930-х годов, этому доведенному до абсолюта и крайне милитаризованному welfare state, где граждане поступаются гражданскими свободами, вручая свою судьбу сословию управителей. Напомним, что корпоративные государства отличались крайним этатизмом, тотальным огосударствлением всех сторон жизни общества. Нация-корпорация – это далеко не одни лишь мощные госкомпании на главных направлениях развития, чьи возможности скрещены с возможностями власти и спецслужб. Что от этого толку, если граждане разобщены и бесправны?

В нации-корпорации предусматривается участие граждан в национальном богатстве (уже сегодня можно обсуждать несколько вполне реальных схем такого участия). Граждане нации-корпорации пользуются сильным местным самоуправлением, создавая «неосоветскую власть» на местах, делиберативную демократию и «разумные города» (см. книгу «Будущее человечество» Игоря Бощенко и Максима Калашникова). Самоуправление и система местных советов позволяют народу обеспечивать контроль над управленческим аппаратом, пресекают коррупцию, включают механизмы «коллективного разума» местного населения. Самоуправляемые городские и поселковые общины превращаются в рынок, жадно поглощающий инновации в системах жизнеобеспечения, строительства, энергетики, транспорта, здравоохранения, образования и т.д.

С точки зрения автора этих строк, государство типа «нация-корпорация» будет построено на сочетании сетевых и централизованных способов управления. Оно также сможет совмещать несовместимое. Например, монархическую, исконно присущую русским верховную власть – и самую развитую демократию в местных Советах. При этом монарх сможет опираться не столько на высшую бюрократию и аристократию, сколько именно на самоуправляющиеся общины (их сеть), на народ. В подобном государстве элита составит некий клуб, куда будут приниматься лишь проникнутые патриотизмом, лишенные коррупционных качеств, но при этом умные, компетентные и энергичные люди, не боящиеся брать на себя ответственность за принимаемые решения (что по сути – антибюрократично). Здесь заработает система отбора и воспитания таких личностей из всех слоев общества, мощная «индустрия» кадетских корпусов и суворовских училищ. Подобное государство сможет бороться с сетевыми врагами, ибо совместит в себе ту же сетевую быстроту и неуязвимость со способностью мобилизовать силы и средства на нужных направлениях.

Думаю, что сегодняшние политологи и экономисты сойдут с ума, пытаясь определить породу подобного государства в привычных терминах и категориях. Что это за «нация-корпорация»? Демократический тоталитаризм? Социалистическая монархия? Нет, все не то, привычные определения здесь не подходят!

Экономика подобной модели самым парадоксальным (и при этом эффективным!) образом сочетает в себе либерализм, корпоративизм и социализм, да еще и совершенно новые явления, не вписываясь ни в какие каноны ХХ века. Что, впрочем, неудивительно: нация-корпорация – порождение мира Будущего, для которого дихотомии «правое-левое», «капитализм-коммунизм» безнадежно устарели.

 

БРЕМЯ ВЫБОРА

Создание такого государства, еще невиданного в истории, станет нашей победой всемирно-исторического размаха. Оно превратит нас в творцов Истории, в первопроходцев Будущего – со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическими выгодами. Творение нации-корпорации способно стать делом, мобилизующим и русский интеллектуальный класс, и народные массы. Оно действительно может сплотить раздробленную нынче нацию в один народ, объединенный общей Великой целью. Общее дело – вот что сейчас способно покончить с атомизацией нашего общества, с разделением ее на «субсоциумы» и «племена», подчас смертельно ненавидящие друг друга и говорящие, по сути, на разных, непонятных друг для друга языках. Будет раскрыта колоссальная творческо-социальная энергия русских, нынче уходящая на борьбу с косным бюрократическим государством и на междоусобную свару.

И других путей нет. Если будем, как сейчас, плыть по течению, то РФ имеет все шансы потерпеть полный крах нынешних планов ускоренного инновационного развития (в силу «элитного сопротивления»), превратившись в уродливое государство-корпорацию ярко выраженной сырьевой специализации. После чего его фатальное отставание в развитии, распад и утрата независимости становится лишь вопросом времени.

В принципе, тем же самым грозит окончиться и попытка строительства привычного государства-нации. Здесь очень велика опасность «перебюрократизации» с неизбежной коррупцией и возрастанием «инновационного сопротивления», полная потеря экономической конкурентоспособности из-за перегруженности экономики неэффективными социальными затратами и коррупцией, которые попросту раздавят слабый (сырьевой и низкотехнологичный) народнохозяйственный базис. Кроме того, создать нацию «россиян», как уже сейчас видно, не получится : дело погибнет в острых межнациональных противоречиях, что станут дополнительным фактором краха «нации-государства». Развертывающийся мировой системный кризис найдет свое опасное развитие в РФ, слишком тесно связанной с ядром капиталистической системы планеты. Отсутствие футуристической цели развития означает (вкупе с дальнейшей бюрократизацией) апатию граждан РФ, их отчуждение от государства, и, в итоге, фиаско страны, «новый 1991 год».

Отсюда вывод: надо рисковать, надо творить совершенно новую государственность, надо становиться первопроходцами будущего.


Количество показов: 2330
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100