RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

05.06.2008

Виктор Усиевич

ПАРАДОКСЫ РОССИЙСКОЙ ИНФЛЯЦИИ. Часть 3

Погоня за бюджетным профицитом стимулирует постоянный рост цен

Окончание. См. также: Часть 1 и Часть 2

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ АППЕТИТЫ

Еще одной солидной составляющей российской инфляции являются тарифы ЖКХ. Речь идет не о тарифах естественных монополий, утверждаемых правительством, на основе которых Министерство экономического развития расчитывает инфляцию в этой отрасли, а о реальных тарифах, по которым рядовые граждане расчитываются с поставщиками услуг для ЖКХ. Эти тарифы утверждаются Региональными Энергетическими Комиссиями (РЭК), но и они далеко не в полной степени формируют конечную цену коммунальных услуг для потребителя. На самом деле, корень зла в нормативах расходования коммунальных благ, таких как вода, газ и т.д. Все они завышены в разы и позволяют местным коммунальщикам извлекать сверхприбыли, одновременно подстегивая инфляцию. Устанавливать же счетчики большинству населения не по карману, так что бедные продолжают переплачивать, не имея денег, чтобы сэкономить.Вообще, на уровне регионов и муниципалитетов криминализация сферы ЖКХ достигла уровня, угрожающего общественному спокойствию. Вот несколько примеров.

Мэрия одного из поволжских городов в соответствии с законом объявила конкурс на организацию поездки сотрудников мэрии в Германию с целью «обмена опытом экономии муниципальных средств». Всего предполагается отправить за опытом десять человек на десять дней. Стартовая цена одной «турпутевки» – $8 тысяч.

 

КАК ОТКАТЫ ВЛИЯЮТ НА ИНФЛЯЦИЮ

А вот еще замечательный пример: область с населением менее 2 млн человек запросила 500 млн рублей на создание Информационной системы ЖКХ. Из них 200 млн рублей предполагается потратить на разработку технического задания и проведение социологического опроса населения, столько же на исследовательские работы, включая командировочные расходы, и еще 100 млн рублей на разработку пилотного проекта. Однако, аппетиты!

Строго говоря, контроль за бюджетными расходами и жесткое их ограничение являются самой простой и верной дорогой к снижению инфляции. Естественно, здесь не имеется в виду социальная политика правительства. Речь о расхищении бюджетных средств по-крупному, когда коррупционная составляющая бюджетных расходов колеблется в границах от 25% до 50%, а именно такова средняя величина «откатов» при «освоении» бюджетных средств частными компаниями. Судебная практика уже зафиксировала парадоксальные факты «откатов», даваемых госкомпаниями, то есть один госчиновник, управляющий госкорпорацией, дает взятку другому госчиновнику, распоряжающемуся бюджетными средствами, за получение доступа к бюджетному финансированию.

Это уже не административная, а административно-криминальная инфляция!

Вообще-то создаваемых путем администраивного вмешательства в экономику причин инфляции так много, что рамки настоящей статьи просто не позволяют остановиться подробно на всех. Отсылаю читателя к своим статьям «Как нам выйти из сумрака» и «Демократия как экономическая категория», в которых рассматриваются некоторые из них.

 

БЕСПОЛЕЗНАЯ «СВЯЩЕННАЯ КОРОВА»

Есть, правда, одна причина, которая является чрезвычайно значимой для нашей экономики. Это – священная корова правительства – профицитный бюджет. Позволю себе утверждать, что именно этот предмет гордости Министерства финансов является одной из основных причин нашего неблагополучия. Если попытаться сформулировать этот тезис максимально кратко, ситуация выгдядит следующим образом.

Сначала государство путем налогообложения изымает в бюджет больше денег, чем ему нужно для бюджетных расходов, раскручивая маховик инфляции за счет удорожания товаров и услуг, в цену которых включены налоги. Затем, обнаружив, что эти цены не по карману достаточно большому количеству россиян, пытается компенсировать им их затраты, повышая зарплаты бюджетников, пенсии и различные пособия, увеличивая тем самым денежную массу в обращении и еще раз «подкручивая» инфляцию.

Вот что происходит с бюджетом буквально в эти дни. За счет улучшения прогноза роста экономики доходы бюджета будут на 1 трлн руб. больше, сообщило 27 мая 2008 года Министерство финансов. В начале марта правительство повысило доходы на 1,4 трлн руб. до 8 трлн руб. (а расходы – на 330 млрд руб.). С учетом новых поправок доходы составят 9,01 трлн руб., расходы – 7,02 трлн руб.

Из очередного сверхпланового триллиона (экономисты подсчитали, что он будет получен, еще в феврале) израсходованы будут только 120 млрд руб. Таков прирост ненефтегазовых доходов, и его, по мнению Минфина, можно тратить без опасения разогнать инфляцию.

Как сообщает газета «Ведомости», на самом деле расходы будут увеличены на 232 млрд руб. Но 112 млрд руб. запланированных бюджетных трат будут сэкономлены или перенесены на 2009 год, и в итоге расходы увеличатся на 120 млрд руб. В рамках бюджетов министерств и ведомств одни расходы заменены другими (на 60 млрд руб.), еще 52 млрд сэкономлены или перенесены на 2009 год.

Так, перенесены будут некоторые проекты инвестфонда: он не успевает освоить средства. На Пенсионном фонде (ПФР) бюджет сэкономит 26 млрд руб.: растут зарплаты и поступление соцналога, уменьшится бюджетная субсидия ПФР. А благодаря укреплению рубля бюджет сэкономит 8 млрд руб. на обслуживании внешнего долга.

Самая большая статья новых расходов – на подготовку к Олимпиаде в Сочи (50 млрд руб., из них 39 млрд – взнос в «Олимпстрой»). Вторая по значимости – поддержка сельского хозяйства (49,5 млрд руб., из них 31,5 млрд руб. – в капитал Россельхозбанка). На 37 млрд руб. вырастут соцрасходы: 8,4 млрд – на жилье инвалидам войны, 4,4 млрд – транспорт для них, 4,8 млрд – компенсации тем, кто ухаживает за нетрудоспособными, 19 млрд – межбюджетные трансферты (основные – на лекарства и компенсации жителям Чечни). Более 14 млрд руб. пойдет на выплаты по искам граждан к государству.

Ненефтегазовых доходов будет вдвое больше. При среднегодовой цене нефти в $92 за баррель (последний прогноз Минэкономразвития) дополнительные доходы бюджета составят 1,3 трлн руб., из них ненефтегазовые – 230 млрд руб.

А при цене нефти в $100 за баррель бюджет получит больше на 1,8 трлн руб., из них 470 млрд руб. не нефтегазовых. С начала года по 27 мая баррель Urals стоит $100,6. Это усилит желание нарастить расходы, и инфляция в 2009 году может достичь 12%.

В трехлетнем бюджете 2008–2010 гг. планировался пик роста расходов в 2008 году, а затем – снижение, сообщила начальник департамента Минфина Оксана Сергиенко. В предыдущие годы при среднем росте ВВП в 7% реальные расходы бюджета росли на 17%, а теперь динамика этих показателей должна сравняться. Приоритеты – соцсфера и инфраструктура, так что расходы продолжат расти быстрее ВВП.

Так может быть не изымать из экономики «лишние» деньги путем ненужного налогообложения, а отрегулировать налоговый процесс таким образом, чтобы этих денег хватало на бюджетные расходы? Это остановит рост цен, а стало быть, и инфляцию, а также сократит или вообще сведет к минимуму необходимые «вбросы» в экономику из нее же изъятых денег.

 

СТАТИСТИКА НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ

На первом заседании президиума нового правительства Владиир Путин дал поручение министерствам и ведомствам осуществлять мониторинг цен на потребительские товары. Вполне естественно для правительства точно знать, как изменяются цены в регионах России и каков их уровень на каждую конкретную дату. Для осуществления этой важной задачи в аппарате правительства существует специальный орган – Федеральная служба государственной статистики, или сокращенно – Росстат. На сайте этого уважаемого учреждения можно узнать, «что почем» в каждом регионе страны. Осведомленность Росстата поражает. Как говорили классики советской литературы, статистика знает все. Действительно, каких только сведений о ценах там нет: почти все продукты питания, одежда, лекарства, бензин, электроника. Есть даже и вовсе экзотические сведения, например «помывка в бане в общем зале», «рытье могилы ручным способом» и «пользование общественным туалетом». Все это тоже, наверное, необходимо правительству. Беда в другом. При попытке сравнить эти цены с реальными ценниками в супермаркетах в трех разных регионах автор испытал легкий шок. Разница в некоторых случаях составила до 30%, причем, как вы понимаете, в пользу супермаркетов, а не покупателей. Появилось непреодолимое желание ворваться в кабинет директора магазина с распечаткой Росстатовских «простыней» и потребовать немедленно прекратить обман покупателей. Остановило только понимание того, что директор супермаркета зарплату получает (в отличие от сотрудников Федеральной службы государственной статистики) не от государства.

Наверняка, мысли, положенные в основу настоящей статьи, многим покажутся не бесспорными. И это хорошо. У автора нет монополии на истину. Как нет ее и у министров, налоговой службы и Центрального банка РФ. К сожалению, у Федеральной антимонопольной службы нет полномочий на проведение антимонопольных расследований в идеологической сфере. Монополия вообще вредна. Она разрушает не только экономику, но и любую область человеческой деятельности, в которой в силу различных причин устанавливается.

Невозможно создать аналог ФАС для идей. В этой сфере все значительно сложнее. Конкуренция идей, мнений – залог благополучия государства, в том числе и экономического тоже. А вот обеспечить свободную конкуренцию в идеологической сфере может только по-настоящему демократическое устройство общества. Как говорилось в одной из первых коммерческих реклам на российском телевидении: «Другой альтернативы у нас нет».


Количество показов: 1885
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100