RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

30.06.2008

Иван Сидельников

МИФОДИЗАЙН И ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОЙ РОССИИ. Часть 2

Документальное кино как инструмент решения общенациональных стратегических проблем

Окончание. Начало см. здесь (http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9947)

«ЛЕГЕНДА» БУДУЩЕГО

Так получилось, что на пороге очередной «модернизации России» в ее основу вновь закладываются показатели «экономического роста». Но те ли это показатели, на которые нужно ориентироваться? Не занимаемся ли мы тем, что догоняем «Титаник» – красивый, мощный, блестящий корабль – модель «прогрессивного» мира, в то время как расстояние до рокового айсберга стремительно сокращается? Какая цена будет уплачена за иллюзию «европейского уровня жизни»? Самое время задаться вопросом: как самим организовать переходный процесс от сегодняшнего небезопасного, критического состояния этого мира в завтрашний день? Что нам дадут «новые технологии»? Что мы будем модернизировать в своей стране, в наших конкретных условиях?

Покосившиеся заборы, бездорожье и нищету? Барачные кварталы, уродующие и без того не очень красивые города? Заводы с выбитыми окнами, производящие никому не нужные товары?

Сегодня нет готовых ответов, как жить, куда развиваться. А острые темы для обсуждения, безусловно, есть.

Еще 3-4 года назад в позитивное развитие России искренне верили единицы. Над ними смеялись, считая наивными простаками или эпатажными клоунами вроде Жириновского. Но прошло немного времени, и настроение изменилось: появилась потребность жить в стране, в которой хотелось бы жить. Люди с удивлением замечают, что неожиданно и незаметно Россия выбирается из той ямы, в которой оказалась после распада СССР, и как-то вдруг спрос на информацию о стратегии развития страны стремительно вырос. Потому что не могут жить 140 миллионов человек в ожидании вечной беды. Но пока живут. В том числе и потому, что ни общество, ни его активная, обеспеченная и озабоченная проблемами часть, так и не стали заказчиком необходимых изменений.

Напомню, государство – это такая же часть общества, как и другие его «институты»: корпорации, фонды или олигархические группировки. Причем государство традиционно считается наименее прогрессивной его частью. Если кто-то прозвонит в колокол, и будет звонить достаточно долго, и сделает что-то, что сможет предъявить в качестве убедительного, интересного продукта, и эта тема станет модной или неизбежной, то и государство поворчит, возможно, поколотит «звонящего», очнувшись ото сна, но со временем все же отреагирует и подхватит общий задор и увлечение.

Несмотря на отсутствие реальных средств, функцию «проводника» идей и мыслей, роль информационного посредника, который перерабатывает информационный поток в концентрированную последовательность образов и смыслов, взял на себя жанр документально-просветительского кино.

Важно увидеть в научной идее образ нужного рынку продукта, создать промышленный образец и продать его за адекватные деньги.

Что такое модернизация страны? Как ее провести в жизнь? Как сформировать макроэкономический прогноз не только в сфере экономики, но, главное, на рынке труда, в сфере занятости населения? Оказывается, всем интересно. Потому что ответы на эти вопросы – реальное будущее каждого из нас. И от того, каким его увидеть и показать, зависит и психологическое состояние человека, его настрой и ожидания, личный прогноз, материальный достаток, здоровье и благополучие – и мы от статистики цифр уходим в статистику эмоций и образа жизни. А наступившее в России (после «советского» воздержания) общество тотального спроса и потребления, заставляет переводить сложные процессы в приемлемые символы, принятые в начале XXI века. Отсюда и новые понятия, и все более «креативная» оболочка кино.

Разнообразие форм, смешение стилей, рекламный и отчасти пропагандистский подтекст – теперь уже спутники документального жанра, поскольку общепринятыми, устоявшимися нормами сегодня являются практически любые формы совершенного действия: сделал, значит, «право имеешь». И многие темы, оказавшиеся на обочине внимания традиционных СМИ, внезапно появляются в центре заинтересованного внимания документалистов. Информационные технологии, взорвавшие мировое развитие в последние 20-25 лет, сегодня применяются повсеместно. Изобразительными средствами документального кинематографа сегодня вбрасывают в массы набирающие популярность идеи. Нарушают правила, ломают стереотипы, стирают штампы. «Легендируют», делают привлекательным, модным образ желаемого будущего. Обосновывают необходимость движения вперед. Формируют общественное мнение, отвечающее национальным интересам разных стран.

Вообще, в этой информационной среде принято: заказчик не ставит задачи, а обозначает проблему. В коммерческом сегменте «падают продажи», или «сокращается доля рынка», или «магазин в хорошем месте, а покупатели проходят мимо», «хочется больше постоянных клиентов»… В масштабе государства и общества проблемы звучали бы так: «экономика неконкурентоспособна», «закрываются предприятия, растет смертность, рождаемость падает», «богаты ресурсами, но вечно бедные», «хотели бы развиваться, но не умеем», «депрессия, нет будущего». У нового кинематографа не так.

Заказчики и, например, рекламщики, совместно формулируют цели нового мифодизайна, способного изменить ситуацию на коммерческом рынке, а уже затем информационщик придумывает одежду для коммерческого брэнда. Ибо брэнд, будучи явлением идеологическим и ценностным, одежду может сменить на другую, по погоде. Как, впрочем, и государство – по ситуации. И мы тому свидетели.

 

СРЕДСТВО «НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Сегодня в нашей России уже обозначенных проблем хоть отбавляй.

Например, есть повод создать брэнд «героев нашего времени». «Одежду брэнда», его упаковку на ближайшие годы может создать серия «Другие русские». Кто это? Граждане страны, сумевшие осуществить позитивные проекты в последние 10-15 лет. Те люди, что стали авторами прорывов в науке, технологиях и культуре; экономическом и административном управлении. Те самородки, которые в депрессивных городах и поселках огромной России преодолели себя и обстоятельства – и добились успеха.

Экономическое будущее России будто бы связано лишь с продажей природных ресурсов и охраной сырьепроводов на Запад и Восток? Но серия «В папку президенту» раскроет веер технологий российского происхождения, позволяющих нивелировать недостатки страны в условиях общемировой конкуренции и строить будущее в рамках безопасного развития. Энергетика, Арктика, туризм, строительство, инженерные системы, магазины готового бизнеса, социальный консалтинг, экранопланы, ЭКИПы, струнный транспорт академика Юницкого… Важно увидеть в научной идее образ нужного рынку продукта, создать промышленный образец и продать его за адекватные деньги. Сделать технологическую разработку основой современной российской «науки побеждать», развить «экономику знаний», выйти с готовым промышленным, сервисным или гуманитарным товаром на международные рынки? Хороший брэнд для новой России. А сколько научных разработок, в которых не разглядели будущее зашоренные стереотипами чиновники и клерки, в разное время «ушло» за рубеж, вернувшись в Россию законченным коммерческим продуктом: цветное телевидение, лазеры, микроволновые печи, сотовая связь? Перечень можно множить.

Другой пример. Россия – огромная по размерам территории страна. Этот факт рассматривается то как источник ее возможного могущества, то как причина ее проблем и ограничений на развитие. Границы между субъектами Федерации можно увидеть из космоса – на этих границах затухает всякая хозяйственная жизнь, дороги внезапно кончаются либо неожиданно меняют свое направление. В документальном сериале «География новой России» увлекательными и деловыми одновременно могут стать базовые знания о районах проживания, соседних странах и регионах, недостатках и преимуществах географического положения, административном делении, пространственном планировании, расселении и размещении национальной инфраструктуры, коммуникаций и производств, аграрного сектора. Можно исследовать традиционные беды России через призму оригинальных решений, находить яркие архитектурные, исторические и экономические национальные символы – и продвигать региональную российскую мифологию в обмен на интерес туристов и инвесторов, открывающих белое пятно Северной Евразии. Что еще?

Сегодня у России есть все основания считаться одним из главных двигателей экономики соседних стран. Может ли Россия научиться «национальному эгоизму» и заняться решением собственных проблем? Что для этого нужно? Богатая ресурсами Россия сравнительно бедна в силу «сырьевого донорства»: торговля сырьем чрезвычайно проста: «Бери больше – кидай дальше», однако вся прибавленная стоимость достается потребителю сырья, который «делает деньги» на его глубокой переработке. Как изменить «халявное сознание» и научиться продавать «продукт труда», а не то, что представляет собой дар Бога и природы? А созданная у нас эффективная система ликвидации чрезвычайных ситуаций – это проблемная отрасль народного хозяйства или прообраз Всемирной службы спасения?

Направлений для развития множество: Россия и «международное освоение» территорий и ресурсов – уцелеть и продолжить свой независимый рост; Россия и крупнейшие торговые площадки глобального мира НАФТА, Евросоюз, АСЕАН, МЕРКОСУР; Россия в «Большой восьмерке»… Кто мы посреди них? Как устроен мир вокруг нас? Серия под рабочим названием «Знать, куда глядеть» поднимает эти вопросы и отвечает на них – ведь наши «мировые» соседи – прагматики и эгоисты, и учить нас, как правильно подавать себя, никто не будет. Надо пробовать самим, создавать свои легенды и образы. На рынках Запада и Востока брэндинг и мифодизайн в почете, имеет спрос уже много десятилетий, а Юг, к сожалению, ограниченно платежеспособен.

Понятный и образный язык документального жанра волею судьбы вновь становится полезным инструментом «народного просвещения».

Сегодня в стране углубляется кадровый кризис. Способные и творчески активные граждане эмигрируют с внутреннего рынка на Запад и Восток, иногда находят себя в России. С другой стороны, наши вузы выпускают десятки тысяч специалистов, не востребованных рынком труда, а потому – почти безработных. Государство тратит приличные средства на систему образования – вхолостую. Одновременно тысячи предприятий и фирм испытывают настоящий «кадровый голод» на квалифицированных специалистов. Рекрутеры-вербовщики перемещаются по всей стране и часто вынуждены импортировать рабочую силу из зарубежья. Система набора, подготовки и закрепления кадров, существовавшая в СССР – разрушена. А взамен не только не создано, но даже не предложено никакой другой. При первых же попытках обеспечить развитие страны органы государственной власти сталкиваются с проблемой исчезнувшей системы профессиональной ориентации молодежи, переподготовки кадров, освобождающихся и выбывающих в связи с модернизацией производств, сокращением армии и закрывающимися предприятиями. А довольно простое и недорогое решение: кинодокументальная серия под общим названием «Я выбираю профессию» могла бы стать фундаментом организации занятости и обучения по специальностям, действительно необходимых стране, ее производствам и сервисам. Какой простор для создания новых легенд по списку профессий XXI века…

Наконец, общество, которое хочет знать и адекватно реагировать на то, кто и как управляет системой государственной власти, вполне может позволить себе регулярную документальную аналитику «Россия в цифрах», которая будет отражать реальное состояние страны, ее экономики и общества. Аналитику, где индикаторами (в динамике, по регионам, в сравнении с зарубежными странами), были бы не только традиционные параметры, вроде инфляции или темпов роста ВВП, а и такие, как количество новых предприятий, стоимость электроэнергии для населения и процентные ставки по кредитам, количество вновь созданных рабочих мест, а также целый ряд социальных параметров. Тогда с большей долей уверенности можно было бы иметь представление о том, что делается и чего не делается в стране…

 

ГЛОБАЛЬНОМУ БРЭНДУ РОССИИ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ РОДИТЬСЯ

Олимпийский принцип «Главное – не победа, главное – участие» для мифодизайна не годится. Выиграл тот, чей образ, разумная агрессия и оригинальный стиль оказались более действенными и эффективными. Победил тот, чей брэнд сильнее. Поэтому люди знают большие брэнды, такие, как «made in USA», «made in China», «Nokia» или «Apple». Они пользуются ими вольно или невольно, они преданы им.

Но при всем этом, сохраняя верность своим избранникам, люди хотят чего-то нового. Сегодня люди в России «хотят Россию». Хотят узнать страну. Свои легенды уже появляются у регионов (например, «Великий Устюг – родина Деда Мороза»), у крупных компаний (международная экспансия МТС, «ЛУКойла» и «Евросети») и целых отраслей (достойная идея миллиардного тиража зажигалок в форме логотипа «Газпрома» как средства завоевания русским энергетическим брэндом миллионов курильщиков и домохозяек по всему миру). Пространство страны, ее истоки, ее история и предания, ее достижения и достоинства, а может быть, и провалы, и недостатки, и текущие проблемы, должны найти свой образный ряд, свое решение в сильных символах, слагающих противоречивую, но яркую мифологию новой России, страны, в которой бы хотелось жить хорошо и всегда.

Понятный и образный язык документального жанра волею судьбы вновь становится полезным инструментом «народного просвещения» – от ивановских ткачих, офисных менеджеров до министров и президентов. Глобальному брэнду России еще предстоит родиться. Эту идею, надеюсь, шумно подхватят московские политтусовщики и, если у них получится, создадут под эти цели отдельную «информационную госкорпорацию». Ну а мы, безвестные свидетели и побед, и поражений, и повседневной жизни своей Родины, посовещаемся и откроем научно-исследовательский институт преодоления вечных российских бед.

А первыми документальными зарисовками мы обозначим размах нового русского брэндинга, чтобы вдохнуть в сердца соотечественников ощущение величия, энергии и пространства страны. И кто после этого скажет, что связь времен прервалась?

Ведь и поэт Николай Рубцов («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны / Неведомый сын удивительных вольных племен / Как прежде скакали на голос удачи капризный / Я буду скакать по следам миновавших времен»), и поэт Николай Заболоцкий («В воротах Азии, в объятиях метелим/ Где сосны в шубах и в тулупах ели / Несметные богатства затая / Лежит в сугробах родина моя»), как оказалось, более чем современные люди, классики мифодизайна, сложившие в нескольких поэтических строках мощные образы пространства России, страны с прошлой тысячелетней историей и, верю, с будущей тысячелетней.

А дальше – как Бог даст.


Количество показов: 4960
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100