RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

18.10.2008

Юрий Баранчик (Белоруссия)

КОНЕЦ БЛОКАДЫ

Нормализовав отношения с Западом, Минск может спокойно продолжать сближение с Россией

БЕЛАРУСЬ–ЗАПАД: СПЕЦИФИКА ПРОТИВОРЕЧИЙ

Главный итог парламентских выборов в Беларуси можно охарактеризовать кратко: несмотря на отказ ОБСЕ признать итоги выборов в парламент, многолетняя «холодная война» между Западом и Беларусью окончена.

Основными характеристиками «холодной войны» между СССР и США были два фактора: ядерное сдерживание как военно-стратегический фактор и «железный занавес» как идеологический. Если применить эту конструкцию к белорусско-западным (преимущественно белорусско-американским) отношениям, то с учетом принципиально иного масштаба этого противостояния функцию «ядерного сдерживания» в отношениях между двумя странами играла и играет Россия.

В области идеологии между Беларусью и Западом существовал столь же жесткий конфликт, базировавшийся на отказе белорусского руководства встать под американские геополитические знамена. Соответственно, после многократных и неудачных попыток вестернизировать Беларусь Запад выстроил для руководства страны новый в буквальном смысле этого слова «железный занавес» в виде сворачивания официальных контактов между руководством Беларуси и стран ЕС и США, а также запрета ряду белорусских чиновников во главе с президентом страны на въезд в страны ЕС и США.

Остроту публичного противостояния между Беларусью и Западом за последние четырнадцать лет обнажают такие факты, как объявление Америкой Беларуси страной-изгоем, неоднократная высылка из Беларуси американских дипломатов, наконец, дипломатический скандал зимы-весны этого года, когда Беларусь отозвала из США своего посла и потребовала ответного отзыва американского посла в Беларуси.

При этом следует помнить, что после 1996 года Запад не признает легитимным ни президента страны, ни парламент. Вот и нынешние выборы в белорусский парламент Западом снова не были признаны. Однако, в отличие от прошлых лет, за этим непризнанием не идет речь об ужесточении политики в отношении Беларуси и руководства страны. Наоборот, стороны говорят о намерении осуществлять курс на сближение позиций и дальше, то есть речь идет о готовности сторон закончить «холодную войну» и начать выстраивать отношения с чистого листа с учетом существующих реалий.

Чем можно объяснить такое кардинальное изменение в отношениях по линии Беларусь–Запад и, прежде всего, западной стратегии в отношении Беларуси. Объяснение здесь видится достаточно простое: во главу угла Запад перестал ставить идеологические цели (демократия, права человека, роль и статус оппозиции в белорусском обществе), а поставил сугубо геополитические – играть на отрыв Беларуси от России, что стало особенно принципиальным после унизительного поражения США в Грузии. А так как перспектив прихода к власти нынешней достаточно слабой и беззубой белорусской оппозиции в обозримом будущем не предвидится, то, исходя из реалий белорусской политики, ставка была сделана на налаживание отношений с руководством страны.

Позиция белорусского руководства в вопросе сближения с Западом также понятна. Ее основной причиной видится боязнь потери управляемости страной в случае построения Союзного государства с Россией. Белорусское руководство достаточно долго затягивало этот процесс, но после того как в ответ Москва стала сворачивать экономические дотации Беларуси в виде цены на нефть и газ, страна столкнулась с серьезным ухудшением социально-экономических показателей и снижением уровня жизни людей.

Это поставило перед властью Беларуси вполне серьезный и острый вопрос – как в новых условиях сохранить политическую самостоятельность и высокие темпы экономического роста с учетом того, что цены на энергоносители рано (например, 2011 год) или поздно (одновременно с Россией, сейчас это 2012–2015 гг.) выйдут на мировой уровень.

Решение этого вопроса для руководства страны предполагает сохранение России и Запада (США) в качестве противовесов друг другу. А чтобы их сохранить в качестве противовесов, сейчас в отношениях Беларуси с этим странами должна наблюдаться полная асимметрия: ухудшение отношений с США должно вести к улучшению отношений с Россией и наоборот, тогда Беларусь все время оказывается в центре геополитических качелей.

Именно этим можно объяснить наблюдавшееся последнее время внешнее похолодание в белорусско-российских отношениях: Беларусь должна была решить ряд своих внешнеполитических задач, суть которых состоит в нормализации отношений с Западом (эти задачи, кстати, отвечают и российским интересам в отношении Беларуси, иначе бы мы были свидетелями вполне определенных заявлений российского МИД). Беларусь должна выйти из положения политической «черной дыры» в центре Европы. Это выгодно и Беларуси, и России, и Европе.

Как мы уже писали ранее, Беларусь должна была поднять уровень своих отношений с США и ЕС хотя бы до уровня российско-западных отношений. Теперь, когда эта задача, в принципе, начала решаться, белорусское руководство может себе позволить пойти на дальнейшее сближение с Россией, то есть на заключение соглашения о совместной системе ПВО и признание Южной Осетии и Абхазии.

Можно сказать, что «газовый» фактор белорусско-российских отношений в новых условиях потерял свое исключительное значение, потому что выход на новый уровень цен для Беларуси в 2009 году не является уже столь острой проблемой в двусторонних отношениях. Раз довлеет прагматика, значит цена будет зафиксирована на том уровне, который соответствует уровню политического доверия между руководством двух стран, при этом ни у одной из стран не останется повода для обид, что уже хорошо. Это будет свидетельствовать о большей прозрачности белорусско-российских отношений, и в этом плане об отделении неких идеологизированных «мух» от вполне реальных военно-политических и социально-экономических «котлет». Следовательно, этот процесс можно только приветствовать. После улучшения отношений с Россией наступит новая фаза в белорусской внешней политике по оптимизации отношений с США и ЕС и т.д.

Теперь, после рассмотрения общего контекста, в который включен вопрос проведения белорусских парламентских выборов, имеет смысл перейти к непосредственному рассмотрению деталей игры вокруг признания (непризнания) белорусских выборов со стороны Запада.

 

ВЫБОРЫ НЕ ПРИЗНАНЫ, НО ДВЕРЬ ОТКРЫТА

30 сентября миссия ОБСЕ в Беларуси озвучила свою оценку итогов выборов в нижнюю палату белорусского парламента: они не были признаны соответствующими нормам ОБСЕ. Однако данная негативная оценка не повлияла на готовность США и ЕС продолжить диалог с белорусским руководством, так как в ходе выборов Западом было зафиксировано стремление официального Минска к улучшению двусторонних отношений. Для нынешнего этапа нормализации белорусско-западных отношений этого оказалось достаточно.

То есть, несмотря на не допуск оппозиции со стороны власти в парламент, Запад не стал, как это он делал неоднократно и безрезультатно ранее, загонять официальный Минск за «железный занавес» и включать режим санкций, а, сохранив формальную верность своим принципам в виде непризнания итогов белорусских выборов, тем не менее, решил продолжить сотрудничество с руководством страны и постепенно наращивать свое присутствие в политической жизни республики, втягивая таким образом Беларусь в свое политическое и экономическое пространство.

Конечно, этот процесс характеризуется двусторонностью. Однако налицо изменение качества этого процесса: если раньше основным партнером Запада по диалогу была белорусская оппозиция, то теперь его основным партнером становится власть. Что, естественно, самым серьезным образом и в самое ближайшее время скажется на переформатировании внутреннего политического пространства республики.

Таким образом, несмотря на оценку итогов выборов со стороны ОБСЕ, последующая стратегия Запада в отношении Беларуси, скорее всего, будет включать в себя следующие элементы: во-первых, отмену санкций в отношении невыездных представителей белорусской власти; во-вторых, смягчение позиций в отношении 12-ти требований ЕС: их частичный пересмотр, а главное – отказ от их жесткой формулировки, смягчение риторики; в-третьих, отказ от проведения единой политики ЕС в отношении Беларуси (т.к. это требует полного консенсуса внутри ЕС, а его нет), следовательно, перевод отношений по линии Беларусь–ЕС в рамки двусторонних отношений Беларуси с европейскими странами. В этих отношениях с Беларусью, конечно, первостепенную роль будут играть такие страны, как Германия, Англия, Польша, Литва, Латвия.

По горячим следам стоит отметить и следующие три вещи. Во-первых, несмотря на отказ ОБСЕ признать выборы, белорусское руководство не пошло, как говорило за несколько дней до выборов, на разрыв отношений с Западом. Следовательно, это была риторика для внутреннего употребления. Во-вторых, отказ ОБСЕ признать выборы развязывает руки официальному Минску в плане признания Южной Осетии и Абхазии.

Таким образом, в-третьих, к переговорам с российским премьер-министром, намеченным на 6 октября, белорусский лидер сумел не только Запад сохранить на чаше переговорных весов, но и создать предпосылки для позитивного продвижения в тех вопросах, в которых Россия имеет прямую заинтересованность, что только подтверждает высказанное мной выше предположение о совершенно новом качестве белорусской внешней политики.

Отказ со стороны ОБСЕ в признании выборов, так же как и отсутствие в парламенте оппозиции, и одновременная готовность (и удовлетворенность) США и ЕС вместе с белорусским руководством и дальше продолжать диалог, многих в оппозиции и экспертном сообществе повергли в состояние ступора (то, что стороны довольны тем, как завершился первый этап сближения, видно хотя бы потому, что отсутствуют жесткие заявления как со стороны Беларуси, так и со стороны Запада).

Однако данная постановка вопроса кажется противоречивой только на первый взгляд. Ошибочная посылка заключается в том, что признание или непризнание выборов пытаются трактовать как окончательный результат, который должен быть достигнут на данном этапе. Ошибочность такой постановки вопроса следует из того, что выборы, как для официального Минска, так и для США и ЕС стали только одним из этапов длительного и аккуратного процесса сближения, одним из элементов более широкого круга обсуждаемых вопросов.

В этой связи необходимо отметить, что сближение сторон происходит очень аккуратно и, главное, без потери лица. Посмотрим, что произошло. Запад получил долгожданный доступ наблюдателей на выборы, изменение белорусской риторики, ряд публичных шагов навстречу своим пожеланиям и требованиям (например, освобождение политзаключенных). Вместе с тем, не признав итоги выборов, Запад проявил принципиальность в глазах своего общественного мнения, но также пошел навстречу белорусскому руководству и оставил дверь открытой для дальнейших переговоров.

О позиции, занятой Западом в отношении белорусских выборов, лучше всего свидетельствуют следующие высказывания.

Временный поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур: «Выборы были важной возможностью. Мы надеялись, что они пройдут лучше. Но выборы не являются единственной возможностью. У Евросоюза, например, список из 12 условий. Мы будем рассматривать другие возможности, на которых мы сможем строить наши отношения и на основании этого идти дальше» (выделено мной. – Ю.Б.).

«Не идет разговор об отмене санкций. Имеется в виду частичная их приостановка в отношении тех представителей режима, которые непосредственно не обвинялись в преследованиях или преступлениях в отношении представителей оппозиции, – заявил один из дипломатов Евросоюза. – Вероятно, что приостановка санкций касалась бы и Александра Лукашенко. Однако в любой момент Евросоюз мог бы пересмотреть свое решение и вернуть санкции. Все недовольны выборами. Однако мы считаем, что определенные подвижки в избирательном процессе были», – сообщил дипломат (выделено мной. – Ю.Б.).

Газета Frankfurter Rundschau: «Евросоюз не станет подвергать жесткой критике столь очевидные недостатки и сделает акцент на микроскопическом демократическом прогрессе. Причина подобной осторожности в том, что в ближайшие годы предстоит сделать выбор относительно дальнейшего пути развития страны, расположенной между Россией и Евросоюзом. С того момента как Кремль продемонстрировал на Кавказе агрессивную сторону своей внешней политики, вновь вступили в действие законы “холодной войны”. Сейчас каждая из сторон пытается усилить свое влияние на Белоруссию».: «».

То есть, несмотря на отсутствие оппозиции в парламенте, Запад в целом доволен первыми результатами своей новой политики в отношении Беларуси. Это говорит о том, что Запад использовал оппозицию как пешку для достижения своих геополитических целей.

Посмотрим теперь, во что играла и что от этого процесса получила белорусская власть. На уровне риторики для внутреннего потребления власть сохранила лицо, так как «перед Западом на колени не стали». Вместе с тем, главные цели избирательной кампании – сохранение контроля над парламентом и отсутствие в парламенте оппозиции – достигнуты, несмотря на то, что парламент так и остался, по мнению Запада, нелегитимным.

В своей последней накануне выборов статье «Парламентские выборы в Беларуси. Почему Запад сменил гнев на милость» я уже касался этой темы – проблемы легитимности исполнительной и законодательной ветвей белоруской власти и опасности для президента получить легитимный с точки зрения Запада парламент.

Напомню, что в качестве выхода из сложившейся ситуации было предложено следующее решение: руководство республики должно предложить своим заокеанским партнерам совсем другую схему легитимизации белорусской власти: сначала легитимизация итогов выборов президента республики в 2011 году и только затем, в 2012 году, на следующих парламентских выборах легитимизация (при легитимном президенте) парламента.

В этой связи можно отметить, что президент не пошел на поводу у окопавшейся вокруг него прозападной группировки и не позволил США и ЕС получить односторонние преимущества в только что начавшемся диалоге, свидетельством чего и было бы признание парламента со стороны миссии ОБСЕ. Очевидно, что в этом случае тональность Запада в адрес официального Минска стала бы совершенно иной, чем она есть сегодня.

В качестве предположения можно даже допустить, что официальному Минску выгодно непризнание Палаты представителей со стороны ОБСЕ, ведь законодательная и исполнительная ветви власти продолжают находиться для Запада в одинаковом статусе. Однако раз вся полнота власти сосредоточена в руках президента, то и дальнейший диалог Запада с Беларусью возможен только по этой линии.

То есть сторонам удалось и поставленные перед собой цели реализовать, и лицо сохранить, и продемонстрировать готовность к дальнейшему обсуждению проблемных вопросов. Происходящее говорит о том, что стороны с пониманием относятся к интересам и проблемам друг друга и не форсируют процесс сближения.

 

БЕЛАРУСЬ БОЛЬШЕ НЕ «СТРАНА-ИЗГОЙ»

Беларусь уже выиграла. Монолитность власти и управленческой вертикали сохранена, вместе с тем возможности для трансформации власти открыла. Запад сохранен на переговорных весах с Россией. Осталось сохранить Россию на переговорных весах с Западом, а это возможно только в рамках стратегии улучшения нынешних белорусско-российских отношений. Если же в них по итогам встречи 6 октября наступит ухудшение, сразу же усилятся переговорные позиции Запада в отношении Беларуси.

Избавляясь от статуса страны-изгоя, Беларусь активно входит в европейское политическое пространство. Это говорит о том, что происходит сближение интересов руководства республики с основными мировыми элитами. Оно вышло на качественно новый уровень контактов с элитами Запада, которые и обеспечивают ее продвижение на западном направлении внешней политики.

Официальный Минск получил лоббистов своих интересов на мировой арене и сейчас будет гораздо уверенней и, что немаловажно, безопасней себя чувствовать во внутриполитическом пространстве. Это со временем приведет к либерализации внутренней экономической и политической жизни, так как теперь Запад не угрожает напрямую интересам белорусской власти. Конечно, он начнет более активно проникать в политическую и экономическую жизнь республики, но теперь этот процесс будет уже контролироваться властью, что в корне отличается от предыдущего периода, когда Запад пытался продавить белорусское руководство в одностороннем порядке.

Таим образом, на мой взгляд, очевидно, что длительный период «холодной войны» между Беларусью и Западом закончился. Для белорусского руководства, как и для страны в целом, открылись новые перспективы. Если это движение по нормализации отношений с Западом будет дополнено дальнейшей белорусско-российской интеграцией, то это будет тот путь, который выведет позиционирование Беларуси на международной арене на принципиально новый уровень.

То есть, если кто-то еще не заметил, речь идет о принципиально ином и новом подходе в белорусской внешней политике, который в ней стал доминировать буквально на наших глазах: Беларусь хочет попробовать и начинает извлекать политическую и вполне реальную финансово-экономическую прибыль не из роста на территории страны конфликтного потенциала между Востоком (Россией) и Западом (США и ЕС), что отличает внешнюю политику всех остальных восточно-европейских стран (так называемая «лимитрофная политика»), а из повышения привлекательности Беларуси как площадки любого роста – политического, экономического, финансового, что особенно интересно в условиях продолжающегося на Западе системного финансово-экономического кризиса. Беларусь пытается стать одним из высокотехнологичных и политически стабильных звеньев Европы и с этих позиций застолбить себе место в диалоге Востока и Запада.

Материал опубликован на информационно-аналитическом портале «Империя», белорусском партнере RPMonitor


Количество показов: 4266
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100