RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

29.10.2008

Владимир Букарский

МАЗЕПА ВЕРНУЛСЯ В БЕНДЕРЫ

Радикальные украинские националисты начали культурную оккупацию Приднестровья

ПАМЯТНИК ИВАНУ МАЗЕПЕ РАСКОЛОЛ ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Спикер Верховного Совета ПМР Евгений Шевчук, выступая на международной конференции в Лондоне, заявил, что по территории Молдовы и Приднестровья проходит «зона межцивилизационного разлома». Однако события последних дней позволяют утверждать, что зона межцивилизационного разлома проходит по крошечной территории самого Приднестровья.

Утром 14 октября, в день православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в приднестровском городе Бендеры, отметившем свое 600-летие, была заложена мраморная доска в основание памятника человеку, которого Православная Церковь предала анафеме и чье имя в отечественной истории стало синонимом предательства. Речь идет о гетмане Иване Мазепе – память о ком, по инициативе украинских общественных организаций, решило увековечить руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

Мемориальная плита Мазепе была открыта на территории Бендерской крепости. Сюда, в Бендеры, Мазепа бежал сразу же после Полтавской битвы вместе со своим новым патроном, шведским королем Карлом XII. Мазепа жил вместе Карлом в Бендерском предместье Варница (ныне село под юрисдикцией Молдовы) и умер здесь 22 сентября 1709 года. По распоряжению племянника тело Мазепы было перевезено в Галац (ныне город на территории Румынии).

В мероприятии приняли участие представители украинского посольства в Молдавии, депутаты Верховного совета ПМР и руководство Бендерского горсовета, учащиеся городской украинской гимназии №3 имени Котляревского, которая всего два года назад устроила в своих стенах пышный и радушный прием тогдашнему министру иностранных дел Украины Борису Тарасюку, отметившемуся на своем посту откровенными русофобскими выходками и умудрившемуся неоднократно оскорбить Приднестровье и ее руководство, в том числе во время приема той самой памятной встречи с украинской общественностью в гимназии.

Многие участники акции были одеты в украинские национальные костюмы, в руках несли желто-голубые флаги Украины и красно-зеленые стяги Приднестровья. На плиту, заложенную в основание памятника Мазепе, легли алые гвоздики. По замыслу организаторов, памятник Мазепе должен появиться в Бендерах в 2009 году, когда исполняется 300 лет со дня смерти гетмана (попутно заметим, и 300 лет Полтавской битве). По информации ИА REGNUM, ссылающегося на источник, близкий к соглашению, установка памятника Мазепе – результат договора между послом Украины в Молдове Сергеем Пирожковым и вице-президентом ПМР Александром Королевым.

«Мы должны помнить и уважать всех великих людей, которые некогда находились на территории нынешнего Приднестровья и оставили здесь свой след. В ПМР таких известных исторических личностей не разделяют по национальности, либо принадлежности к какому-то государству или политическому строю. Это касается и гетмана Ивана Мазепы. Кому-то он нравится, а кто-то его презирает, но, тем не менее, данный исторический персонаж в свое время сыграл одну из определяющих ролей в истории будущего Приднестровья», – заявил один из наиболее активных участников акции, глава общественной украинской «культурно-просветительской» организации «Просвiта», депутат Верховного совета ПМР Владимир Боднар.

«Приднестровье всегда заявляло о том, что Россия – наш друг, но мы также никогда не говорили о том, что Украина – наш враг. Ничего крамольного в установлении памятника Мазепе нет. Многие исторические факты, события, ценности сейчас пересматриваются как на Украине, так и в России. Если Россия идет по пути реабилитации своих политических противников, в том числе царской семьи, ей нужно спокойно отнестись к решению городских властей Бендер. Закладывая памятник Мазепе, Бендеры больше отдают дань истории, чем личности. И потом, он все-таки был героем для тех истинных патриотов, которые ратовали за свободу Украины», – считает депутат Верховного Совета ПМР Любомир Рыбяк.

Еще один вдохновитель данной акции, председатель Бендерского горсовета и лидер Союза украинцев Приднестровья Леонид Ткачук, отметил: «К вопросу стоит подходить несколько с другой стороны, ведь о самом городе Бендеры многим известно только потому, что данные известные личности посещали его в различные временные периоды. Это касается и Ивана Мазепы, который провел в Бендерах последний год своей жизни, умер и был похоронен непосредственно на территории города».

По информации Леонида Ткачука, указ об установке памятника гетману Мазепе в Бендерах подписал лично президент ПМР Игорь Смирнов: «Не стоит говорить о политической окраске вопроса, об этом никто и не думал. Саму Бендерскую крепость нам построили турки, но ведь это же не означает, что мы теперь будем ее сносить, из-за того, что они воевали с Россией. Подобные рассуждения звучат довольно глупо, так как данная крепость в первую очередь является историческим памятником. Более того, убежден, что не стоит судить столь категорично, так как и в самой России сейчас реабилитируют многих неоднозначных исторических личностей, которые еще 10 лет назад считались врагами нации».

В то же время мэр города Бендеры Вячеслав Когут решительно отмежевался от данного мероприятия. По его словам в интервью ИА REGNUM, Бендерская горадминистрация не принимала никакого участия в закладке памятника Мазепе. Не подтвердил Когут и информацию о том, что указ об установке памятника гетману Мазепе подписан президентом ПМР Игорем Смирновым: «Если Ткачук об этом говорит, то это исключительно его проблемы, а лично мне об этом ничего не известно». Следует отметить, что главы районных администраций в Приднестровье, как и мэры городов Тирасполь и Бендеры, назначаются президентом ПМР. Мэру «города русской славы» становится стыдно признать, что данную инициативу мог одобрить его патрон, и он отказывается от комментариев.

Однако гораздо больше было резко негативных отзывов. «Памятник предателю – тоже предательство, – заявил директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. – Не секрет, что ровно год назад президент Украины Виктор Ющенко подписал указ 995/2007 “О праздновании 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины И. Мазепы и заключением украинско-шведского союза”, а попросту говоря о годовщине одного из самых ярких и вероломных предательств в истории Российской Империи. Кроме различных мероприятий по увековечиванию памяти предателя, этим указом постановляется решить вопрос об установлении памятника “герою” Мазепе в Киеве и Полтаве».

«В том, что памятники предателям становятся “хорошим тоном” в некоторых постсоветских странах с претензией на европейскую толерантность, наверное, уже ничего удивительного нет. Но то, что подобное кощунственное действо происходит в Приднестровье, более того – в Бендерской крепости, всего через пару дней после шумного празднования 600-летия Бендер, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Весь пафос и помпа от открытия мемориала, дорогих массовых реконструкций, трепетных патриотических речей приднестровского руководства в присутствии духовенства и представителей Российского Императорского Дома полностью девальвированы и уничтожены закладкой памятника Мазепе», – считает Алексей Мартынов.

«Установка в Приднестровье памятника гетману Мазепе не что иное, как предательство России, предательство народа, живущего в ПМР, измена самой идее независимости республики, – заявил в интервью ИА REGNUM член коллегии адвокатов Санкт-Петербурга, специалист в области международного права, правозащитник Александр Новиков. – Все мы прекрасно помним результаты всенародного референдума, проведенного в ПМР в 2006 году. Тогда подавляющее число граждан высказалось за признание республики и определило Приднестровье как исключительно пророссийский регион. После этого высшие чины республики, в том числе и президент Игорь Смирнов, неустанно и при любой возможности разглагольствовали о том, что Приднестровье свой выбор уже сделало. Но не прошло и трех лет, как на территории древнейшего города ПМР закладывают памятник предателю российской короны».

По его мнению, отныне напрочь перечеркнуто все, что сделано и достигнуто за 18 лет существования республики: «При этом не надо прикрываться словами о том, что Иван Мазепа – это просто знаковая историческая личность, которая некогда пребывала на территории Бендер. Все это не более чем пустые отговорки. Думаю, что в дальнейшей судьбе Приднестровья закладка плиты под основание будущего памятника гетману Мазепе будет служить своеобразной точкой отсчета к тому моменту, когда государственности ПМР вынесут смертный приговор. Первый шаг уже сделан».

«Удивляет и то, что все это происходит в тот период, когда очень близко разрешение молдавско-приднестровского конфликта. А ведь в этом вопросе Приднестровье основные надежды возлагает именно на Россию. В настоящее время, когда США и ЕС открыто дали понять, что в переговорном процессе статус наблюдателей их больше не устраивает, у Молдавии с каждым днем появляется все больше уверенности. Запад без стеснения показывает, что однозначно принял сторону одного из участников конфликта, и, разумеется, это не Приднестровье. Но теперь, после демонстрации столь явного пренебрежения ПМР в адрес России, не исключено, что интересы Левобережья уже не будут учитываться так, как это было ранее», – отметил правозащитник.

В свою очередь, по мнению заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ имени М.В. Ломоносова Богдана Безпалько, установка памятника Ивану Мазепе в Бендерах свидетельствует о том, что руководство Приднестровья готово идти на конкретные шаги по сближению с Западом. «Данный факт свидетельствует об увеличении роли Украины в Приднестровье и украинской общины внутри республики. Россия открыто поддержала Абхазию и Южную Осетию и признала их независимость, но в вопросах, касающихся Приднестровья, она продолжает придерживаться весьма осторожных оценок, неоднократно заявляя, особенно в последнее время, о своей поддержке территориальной целостности и единства Молдавии. Все это подталкивает политиков Приднестровья на более откровенный разговор с Украиной и с Западом, такие же тенденции наблюдаются и в современной Белоруссии. Собственно говоря, тот факт, что в Бендерах, где скончался беглый гетман Мазепа, ему ставят памятник, свидетельствует о том, что правительство Приднестровья готово идти на какие-то практические шаги в этом отношении», – отметил эксперт.

Последовала и реакция приднестровской общественности. Первым с требованием недопущения установки памятника Мазепе в Бендерах выступило Тираспольское отделение Союза защитников Приднестровья. Однако, как сообщает ИА REGNUM со слов руководителя Тираспольского отделения Союза защитников ПМР Владимира Бучки, официальная республиканская газета «Приднестровье» отказалась печатать их заявление на том основании, что выступления против памятника Мазепе якобы «направлены против президента Игоря Смирнова».

22 октября целый ряд приднестровских общественных организаций выступил с совместным заявлением против установки у стен Бендерской крепости памятника гетману-предателю. В заявлении, в частности, говорится: «Закладка плиты под основание будущему памятнику Мазепе не должна была состояться без широкого обсуждения данного вопроса в обществе. По сути, налицо попытка внести раскол в единство приднестровского народа, в общность интересов России и Украины, и неприкрытое стремление перечеркнуть дорогие нам светлые идеалы славянского братства. Гетман Иван Мазепа в истории известен как предатель и изменник, запятнавший свое имя позором и многими недостойными поступками».

«Православной Церковью Мазепа предан анафеме за клятвопреступление, разрушение монастырей и храмов, гонение верующих и осквернение православных святынь в союзе с еретиками. Почему в Приднестровье пытаются обелить второго Иуду и призывают жителей республики преклоняться перед такой личностью? Считаем это совершенно недопустимым и обращаемся к президенту ПМР Игорю Смирнову и Верховному совету республики с настойчивой просьбой потребовать от городских властей города Бендеры в течение месяца демонтировать уже установленный камень и не допустить строительство памятника гетману Мазепе», – отмечается в заявлении, подписанном руководителями Союза «Память», Союза защитников ПМР, Черноморского Казачьего Войска, Объединенного совета трудовых коллективов, Союза женщин Приднестровья, Женского забастовочного комитета, Боевого братства Приднестровья, Союза офицеров и прапорщиков запаса и в отставке, Союза десантников ПМР.

Последовала реакция и приднестровских депутатов. Депутат Верховного Совета ПМР, лидер партии «Народная воля Приднестровья», генерал Олег Гудымо заявил в интервью российской газете «Время новостей», что решение об установке памятника гетману Ивану Мазепе в Бендерах было принято «келейно, без консультаций с общественностью»: «Это противоречит позиции подавляющего большинства здешних украинцев, составляющих треть приднестровского населения и не поддерживающих украинского президента Виктора Ющенко, пытающегося авторитетом сомнительных исторических персонажей подкрепить сделанный им выбор в пользу развития отношений с Западом».

«Нельзя так безответственно относиться к истории и политике, – заявила депутат Верховного Совета ПМР Клавдия Трескова. – Да, мы уважаем украинский народ, уважаем Украину, но ту Украину, которая верит в свое государство и не переписывает историю, написанную кровью наших родителей вне зависимости от национальности и вероисповедания, заново. Нам так топтать историю нельзя. Мы проповедуем свое стремление быть в единстве с Россией, чествуем Петра, Екатерину, и вдруг таким шагом полностью поддерживаем политику Ющенко. В то время, когда весь Крым «кипит», и НАТО вот-вот готово вступить на украинскую землю, мы заявляем о том, что Мазепа – это была великая персоналия. Можно говорить, что это историческая личность, но превозносить и заявлять, что это национальный герой – нельзя».

Крайне негативно установку памятника гетману Мазепе оценивают и оппозиционные организации. «Это позор – и для Бендер, и для всего Приднестровья. От него мы все вряд ли отмоемся», – возмущается лидер оппозиционной Социал-демократической партии Приднестровья, правозащитник Александр Радченко, сообщает агентство «Интерфакс–Украина». «Наше руководство постоянно подчеркивает, что придерживается пророссийского курса. Памятник же человеку, чья фамилия в русском языке стала нарицательной и означает “изменник”, “предатель” – способен свести на нет все связи с Россией, о развитии которых так печется руководство».

 

НА ОЧЕРЕДИ – СТЕПАН БАНДЕРА?

Тем не менее, одобрительная реакция на закладку памятника Мазепе прозвучала из уст украинских националистов. Владислав Каськив, лидер украинской партии «Пора», получившей известность во время «оранжевой революции», приветствует установку памятника гетману Мазепе в Приднестровье. «Как политик, я поддерживаю эту инициативу с памятником Мазепе. Если такое решение приняли в Приднестровье, то это их право. Если говорить по сути, у меня лично исключительно положительное отношение к Мазепе», – сказал депутат Верховной Рады, которому запрещен въезд на территорию России. «Выбор приднестровцев – исключительно хороший выбор. Мы можем это только это приветствовать», – подчеркнул Каськив.

Еще более радикальным оказалось предложение депутата Верховной Рады от «Нашей Украины» Романа Князевича. «В Приднестровье должен быть установлен не только памятник гетману Мазепе, но и лидеру украинских националистов в годы Великой Отечественной войны Степану Бандере», – цитирует «Новый Регион» слова депутата Верховной Рады от пропрезидентской партии «Наша Украина» Руслана Князевича. «Мы считаем, что такая знаменательная дата, как годовщина рождения Степана Бандеры, которая будет отмечаться 1 января, должна отмечаться на общенациональном государственном уровне. К сожалению, у нас не доходят до этого руки, учитывая ситуацию в Верховной Раде. Но я думаю, что все равно будут подписаны соответствующие нормативно-правовые акты в виде указов президента о праздновании данной даты», – отметил Руслан Князевич. По словам депутата Верховной Рады, добиться установки памятника Бандере будет гораздо легче в Приднестровье, чем на Украине: «Все украинцы, наша украинская кровь, люди, у которых бьется украинское сердце внутри, которые остались в Приднестровье, смогут намного легче, чем у нас в Украине, установить памятник Степану Бандере у себя. Мы будем только приветствовать такой шаг, и если нас пригласят, мы обязательно приедем туда и публично выразим поддержку таких действий», – заявил Князевич. Такого же мнения придерживается и другой украинский националист, лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок.

Однако идею памятника Ивану Мазепе в Приднестровье осудили депутаты Верховной Рады от Партии Регионов и Компартии Украины. «Установка памятника гетману Ивану Мазепе в Приднестровье является недопустимой, эта инициатива явно исходит от кругов, ориентированных на Виктора Ющенко, – цитирует РИА «Новый Регион» слова депутата Верховной Рады от Партии Регионов Василия Хары. – Наш президент Ющенко непонятно чем занимается. Его главное занятие – это поднимать прошлое, героизировать его, причем Ющенко это делает не с самым хорошим прошлым. Он пытается ставить памятники тем «героям», за которых украинцам просто стыдно».

«А то, что Ющенко теперь намерен вынести эту политику за пределы Украины, в том числе в Приднестровье, это вообще не поддается рациональной логике. Я уверен, что большинство украинцев, в первую очередь на Юго-Востоке, отнесутся к этому с неприязнью и даже ненавистью. А Ющенко должен считаться с этим. Если он президент всей страны, а не президент Галичины и трех областей Украины. Я считаю, что попытка установить памятник в Приднестровье – это позор. Самые сомнительные и грязные страницы истории Украины героизируются, из них пытаются сделать образец, но это позор. Уверен, что пройдет время, Ющенко не будет, и все эти памятники будут смыты чистой водичкой с порошочком. И никакого следа не останется», – заключил украинский депутат.

«Установка памятника гетману Ивану Мазепе в Приднестровье может быть одним из способов возобновления “горячей фазы” конфликта вокруг непризнанной республики, – заявил в интервью РИА «Новый Регион» депутат Верховной Рады от Компартии Украины Петр Цыбенко. – То, что Ющенко хочет установить памятник Мазепе в Приднестровье, по сути, в горячей точке, это говорит, что он поддерживает линию обострения там. Приднестровью это вообще ни к чему. Это еще больше внесет дополнительное напряжение».

 

МИФИЧЕСКОЙ «ПРИДНЕСТРОВСКОЙ НАЦИИ» НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Скандал с памятником Мазепе вскрыл гнойник – давний, воспалившийся, но который старались не замечать. Борясь с молдавским национализмом, в Приднестровье власть на протяжении всех 18 лет лояльно относилась к украинскому национализму. Дескать, все равно мы славяне, поэтому лучше присоединиться к Украине, чем к Молдове. Общая идея противостояния молдавским националистам и независимости Приднестровья от Кишинева объединила в едином строю совершенно полярные силы – советских патриотов, русских казаков и украинских националистов.

Приднестровье, являясь органичной частью более широкого пространства – Новороссии, было тесно связано с украинским казачеством. Правда, эти самые казаки, вроде Дмитрия Вишневецкого (Байды), Ивана Подковы, Григория Лободы, Северина Наливайко, не догадывались, что они украинцы – они считали себя русскими. Возможно, даже более русскими, чем «москали», но факт остается фактом. Здесь же в XVII–XVIII веках в большом количестве обосновались великорусские старообрядцы («кацапы»). Старообрядческие храмы в Тирасполе и Бендерах в народе до сих пор называют «кацапскими»: это не столько этническое прозвище, сколько религиозное. А начиная с 90-х годов XVIII века, когда левобережье Днестра было присоединено к России, сюда массово хлынул народ со всех концов необъятной Российской Империи. Так и живут все на этой земле более 200 лет, сохраняя особую любовь к России.

Однако в 1917 году северное Приднестровье, вместе с городом Рыбница относившееся к Подольской губернии, вошло в «Украинскую народную республику», провозглашенную Центральной Радой, а юг Приднестровья, вместе с Тирасполем, вошел сначала в «Одесскую советскую республику», затем находился под властью Вооруженных сил Юга России (армии генерала Деникина), а затем, после взятия Красной Армией, также вошел в состав Украинской ССР. В 1924 году на этих землях в составе УССР была создана Молдавская АССР в качестве стратегического плацдарма для возвращения оккупированной румынами Бессарабии (к чести большевиков, следует отметить, что они никогда не признавали румынской оккупации Бессарабии и постоянно, на всех международных конференциях, поднимали вопрос о возвращении края России). После освобождения Бессарабии в 1940 году в результате объединения ее центральных уездов с шестью районами бывшей МАССР (остальные шесть районов были включены в состав Одесской области) была образована Молдавская союзная республика.

После того как рухнул СССР, в Молдове к власти пришли националисты, а в Приднестровье была воссоздана автономия, вспомнили о некогда украинской принадлежности этой территории, тем более что в двух северных районах ПМР – Рыбницком и Каменском – украинцы составляют большинство населения. Значительный процент населения составляют и этнические поляки, живущие здесь на протяжении нескольких веков. Даже сегодня в ряде сел северного Приднестровья большинство верующих составляют католики.

Согласно устойчивому советскому мифу, распространенному в Приднестровье как нигде более, русские и украинцы – «два братских славянских народа, которые, хоть и разные, но любят друг друга». Во время военных действий 1990–1992 гг. приднестровские ополченцы, казаки и добровольцы со всех уголков России сражались в одних окопах с боевиками УНСО. Характерно, что перед этим представители УНСО устраивали драки с русскими националистами в Киеве, запугивали русских в Крыму, а после Приднестровья воевали в Абхазии на стороне Грузии и в Чечне на стороне Дудаева. Однако после приднестровской войны позиции украинских националистов в Приднестровье были как никогда сильны.

Союз украинцев Приднестровья высказывался за присоединение ПМР к Украине. Эту идею подхватили очень многие приднестровские чиновники самого разного уровня. Подобные настроения обострились после того, как в Молдове на пророссийских лозунгах к власти пришла Компартия во главе с Владимиром Ворониным. Идею ориентации Приднестровья на Украину лелеял министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай, который в 2002 году на съезде движения «Мы – Россия» разразился беспрецедентно антироссийской речью. «Украинская идея» витала в воздухе и во время празднования 80-й годовщины образования Молдавской АССР в 2004 году: на юбилейную конференцию приехало крайне мало представителей из России, зато тон на ней задавали украинские эксперты.

Среди тех, кто стоял у истоков образования ПМР, был радикальный украинский националист Владимир Лукич Боднар. Он был организатором забастовочной кампании 1989 года в Григориопольском районе, председателем григориопольского Объединенного совета трудовых коллективов, депутатом Верховного Совета ПМР нескольких созывов (в т.ч. и нынешнего), заместителем председателя Верховного Совета ПМР, председателем парламентского Комитета по безопасности и обороне, наконец, руководителем приднестровской делегации в Объединенной Контрольной Комиссии. Будучи председателем Союза украинцев ПМР, Боднар на выборах 2004 года откровенно поддержал Виктора Ющенко и был смещен с должности лидера Союза украинцев. Ныне он является руководителем Общества украинского языка «Просвiта».

Однако и сделано было им на своем посту немало. В первую очередь это касается развития украинского образования в Приднестровье и отправки выпускников приднестровских школ в украинские вузы. Владимир Боднар активно налаживает контакты с министерством образования и науки Украины, содействует доставке в Приднестровье современных украинских школьных пособий (в том числе и тех, где нагло извращается история России и Украины). Многие приднестровские выпускники, учащиеся в украинских вузах, возвращаются назад, в Приднестровье, уже с промытыми мозгами, где им внушили, что главные их герои – Мазепа, Петлюра и Бандера, а главный враг – Москва. С аналогичными убеждениями покидают выпускники и стены украинской гимназии №3 имени Ивана Котляревского в Бендерах, директором которой является супруга Владимира Лукича, Валентина Владимировна Боднар. И это не удивительно – учебники, по которым учатся школьники в этой гимназии, поступают из Украины.

Благодаря культивированию украинской идентичности приднестровские украинцы все больше приближаются не к украинцам Одессы или Донбасса, а к украинцам Львова и Винницы. Единственным местом в Юго-Восточной Украине, где заложена мемориальная плита в основание памятника Мазепе, является село Коломак Харьковской области, где в 1687 году он в присутствии русского князя Василия Голицына был избран гетманом Левобережной Украины. В основном Мазепа увековечен на территории Западной Украины – Львов, Ровно, Ивано-Франковск, Тернополь, Луцк. Теперь в один ряд с ними встало и Приднестровье, позиционирующее себя как «форпост России на Днестре».

Главная линия межцивилизационного разлома проходит по территории самого Приднестровья. Здесь, как и на Украине, сталкиваются два цивилизационно-геополитических проекта: Святая Русь и Речь Посполитая. Проекту Приднестровья как форпоста славяно-православной цивилизации противостоит проект Приднестровья, включенного в польско-украинский, радикально-антироссийский проект. Новой «приднестровской нации», о формировании которой столько говорили все приднестровские политики и эксперты, начиная с президента, не получилось.

Виновата в этом сама приднестровская элита. Слишком долго вместо православной идентичности, которая, собственно, и стала причиной долговременного мирного проживания в этом регионе столь разных в этническом отношении народов, власть пропагандировала идею модернизированного советского интернационализма. А в это время здесь и там появлялись деятели, пытавшиеся в этом мутно-интернациональном болоте реализовать собственную идею – от язычников с клином в рерихианство до рафинированных украинских националистов.

Первая попытка имела место еще в начале 90-х, в рамках УАПЦ была создана «Приднестровская епархия» в Дубоссарах – и эта инициатива была с вдохновением встречена властями республики, недовольными тем, что в церквах Молдавской митрополии, оставшейся в составе Русской Православной Церкви, совершались молитвы «за страну нашу Молдову и воинство ея». Слава Богу, это мероприятие провалилось, и в 1995 году была создана Тираспольская епархия в составе Молдавской митрополии, правящим архиереем которой уже в течение 13 лет является архиепископ Юстиниан (Овчинников), в прошлом референт Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата и настоятель Вознесенского кафедрального собора в Твери.

Вторая попытка совершается сегодня на наших глазах. Памятник Мазепе в Приднестровье – это мероприятие, аналогичное созданию у себя на земле структуры УАПЦ. Тот же самый подтекст и те же самые цели. Если не удается выдавить Россию из Приднестровья путем поглощения Молдовой, то наиболее верный путь – поглощение Приднестровья Украиной в той или иной форме. И тогда можно с чистой совестью совершать второй вариант плана: «мирное» поглощение Румынией правобережной Молдовы. При этом очень многие из нынешней приднестровской элиты, сменив окрас и перекроив лозунги, могут совершенно спокойно остаться на своих местах. В конкретные персоналии углубляться не хочу, но они на поверхности, и реакции на закладку памятника Мазепе это еще раз подтвердили.

Однако есть еще и приднестровское общество. Большинство приднестровцев по-прежнему идентифицируют себя с Россией. Им не надо изобретать никаких «приднестровских наций» – они и так русские, хотя бы по факту своей принадлежности к полиэтнической русской культуре. Та общность, которая сформировалась и существует в Приднестровье, – это и есть тот самый русский суперэтнос, о котором в разных терминах писали как отечественные философы (Николай Данилевский, Константин Леонтьев, Николай Трубецкой, Лев Гумилев, Александр Панарин, Олег Платонов, Александр Дугин, Аркадий Малер и многие другие), так и зарубежные мыслители (Арнольд Тойнби, Самуэль Хантингтон). Это еще раз подтвердили результаты референдума 17 сентября 2006 года, когда 97% приднестровцев проголосовали за присоединение к России.

Скандал с памятником Мазепе показывает, что за русскую идентичность в Приднестровье еще предстоит бороться. Борьба только начинается, и она проходит по душам людей, живущих здесь. Слишком много желающих убить эту самую идентичность в самом зародыше. И победа будет зависеть от того, какое внимание не только Москва, но и весь русский мир будет уделять этому маленькому осколку России.


Количество показов: 4029
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100