RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

04.11.2008

Маринэ Восканян

ДИАЛОГ О ХРИСТИАНСТВЕ И СОЦИАЛИЗМЕ

Дни России в странах Латинской Америки дадут новый импульс к сближению двух цивилизационных центров

ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МНОГОПОЛЯРНОСТИ

Нынешний экономический кризис стал не только кризисом мировой финансовой системы. Вместе с биржевыми котировками рушится и модель однополярного мира, растворяется как мираж иллюзия «конца истории». В этих новых условиях Россия и страны Латинской Америки, как два мировых цивилизационных центра, могут оказать друг другу не только политическую и экономическую поддержку, но и найти точки соприкосновения в области поиска новых ценностей и новой – пост-кризисной – идеологии. Проводящиеся сейчас впервые Дни России в Латинской Америке во многом направлены именно на это.

Организаторами программы Дней России в странах Латинской Америки, проходящих с 17 октября по 17 ноября нынешнего года, стали Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при министерстве иностранных дел РФ (Росзарубежцентр), Русская православная церковь, ряд российских министерств, Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленная палата РФ. Географически проект охватывает семь латиноамериканских стран: Кубу (Гавана), Коста-Рику (Сан-Хосе), Венесуэлу (Каракас), Бразилию (Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу), Аргентину (Буэнос-Айрес, Мар-дель-Плата), Чили (Сантьяго) и Парагвай (Асунсьон). Несмотря на наличие деловых мероприятий значительную часть Дней России занимает культурная и религиозно-просветительская программа. Это выставки «Православная Русь» и «Современная Россия», фестиваль российских фильмов, книжная экспозиция, выступление хора московского Сретенского монастыря. Церковную делегацию из Москвы возглавляет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

По словам секретаря по межправославным связям Московского патриархата протоиерея Николая Балашова, первоначально проект, инициатива которого принадлежит Русской православной церкви и «учреждениям российского государства, осуществляющим связи с соотечественниками за границей», носил название «Дни русской духовной культуры в странах Латинской Америки». Но в процессе работы идея была расширена – с тем, чтобы познакомить как наших соотечественников, так и других жителей латиноамериканских стран с современной жизнью России.

Стартовали Дни России в странах Латинской Америки на Кубе, в Гаване, где открыт новый православный храм. В храме была заложена земля с того места, где покоятся останки советских солдат, служивших на Кубе. Кубинские лидеры получили церковные награды – «во внимание к помощи в строительстве Казанского храма в городе Гаване» Рауль Кастро был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского первой степени, а Фидель Кастро – орденом РПЦ «Слава и честь» – «во внимание к вкладу в укрепление межрелигиозного сотрудничества и в связи с освящением храма и Казанской иконы Божией Матери в городе Гаване».

 

ПУТИ К ОДНОЙ ЦЕЛИ

Идея построить в столице Кубы русский православный храм в качестве памятника кубино-русской дружбы принадлежит Фиделю Кастро. В то время как в России, несмотря на призывы к консолидации, общество по-прежнему во многом склонно к противопоставлению наследия «красных» и «белых» – левых, социалистических идей и идей религиозно-патриотического возрождения (о чем наглядно свидетельствует, например, ход проекта «Имя России» и ведущиеся в его рамках дискуссии на телевидении и в Интернете), Латинская Америка являет собой прекрасный пример их интеграции. Глубоко символичным является сам факт того, что Фидель Кастро – один из главных героев-революционеров прошедшего века – заявляет сегодня об общности социалистических и христианских ценностей в деле построения справедливого мироустройства. Кубинский лидер встретился с митрополитом Кириллом, и так высказался об итогах этой встречи в своем обращении к кубинцам: «Митрополита Кирилла и Уго Чавеса вдохновляют одни и те же нравственные принципы, проистекающие из проповедей Христа согласно Евангелиям». Также он отметил, что строительство православного храма в Гаване «является неопровержимым доказательством уважения нашей революции к одному из основных принципов прав человека», и что, в свою очередь, «владыка не враг социализма и не осуждает гореть на вечном огне тех, кто, как мы, исходит из марксизма-ленинизма, чтобы бороться за справедливый мир». (См. здесь) Фидель Кастро полагает, что ни у России, ни у Кубы «нет причин, чтобы делать хотя бы малейшие уступки американскому империализму».

Своими мыслями о единстве христианских и левых идей поделился на днях с российскими журналистами еще и легендарный соратник Че Гевары Хари Вильегас, также посетивший мероприятия Дней России на Кубе. В интервью РИА Новости он сказал, что «гуманистическая концепция Че Гевары была близка в своей человечности к христианству, имела такие же цели, как и религия, – совершенствование человека и мира». «Для Че самым главным была человеческая сущность. Это можно увидеть в гуманистической плоскости с точки зрения христианской религии», – добавил собеседник агентства. Он подчеркнул, что в современном мире по-прежнему преобладает несправедливое распределение богатства: «Основная идея Че – это борьба за человека, за человеческую сущность – чтобы общество становилось более справедливым, чтобы распределение богатств в обществе было более справедливым. За эту идею боролся Че и, когда заканчивались все мирные способы, он был готов отдать жизнь за борьбу на этом пути».

Если кубинские революционеры лишь отмечают общность левых и христианских идей, то в странах Латинской Америки, где население разделяет идеи теологии освобождения, их единство является основным идеологическим тезисом. Лидер Венесуэлы Уго Чавес постоянно подчеркивает, что является христианином и черпает в вере вдохновение для своей деятельности, считая идеи христианства основой справедливой социальной политики.

Идеи теологии освобождения о единстве христианской веры и борьбы против социальной несправедливости, начавшие распространяться в Латинской Америке с конца 60-х годов и получившие теоретическую разработку в одноименной книге перуанского богослова и социалиста Густаво Гутьерреса в 1971 году, еще недавно казались отголоском революционной романтики тех десятилетий. В мире «окончательно победившего капитализма» их роль сводилась к утешению для миллионов латиноамериканских бедняков, живших на задворках «старшего брата» – США. Но все изменилось. Во-первых, регион показал в последние годы серьезный экономический рост, что увеличило его вес на международной арене, а во-вторых, сильно «полевел». Созданная несколько лет назад по инициативе лидеров Венесуэлы и Кубы Боливарианская альтернатива для Америк (ALBA) стала, по сути, официально оформленной «дружбой против США», а Уго Чавес не считает нужным скрывать своего отношения к нынешней администрации Белого Дома, открыто заявляя о том, что «Джордж Буш уходит на задворки истории, оставляя страну в кризисном состоянии». Латинская Америка ощущает себя равноправной частью вновь возникающего многополярного мира, не только экономической, но и цивилизационной – и в этой ситуации идеи теологии освобождения могут получить новое звучание.

 

ФИДЕЛЬ КАСТРО: «МИР УЖЕ НЕ БУДЕТ ТАКИМ, КАК ПРЕЖДЕ»

Нынешний кризис идеологически только помогает латиноамериканским социалистам – хотя его негативные экономические последствия, несомненно, будут ощутимы во всех регионах мира, и Латинская Америка вовсе не исключение. Если неолибералы полагали, что распад СССР является последним и неопровержимым доказательством ошибочности и порочности социалистической системы – мол, ваша же модель сама себя и сгубила, то теперь с таким же чувством удовлетворения взирают на кризис (и в первую очередь, американский кризис) латиноамериканские левые. Вопросы возникают и у многих других – тех, кого «учили правильному капитализму». Так, бразильский министр финансов Гидо Мантега недавно раскритиковал МВФ за то, что тот представлял развитые капиталистические страны в качестве модели, которой надо следовать остальным государствам, и сказал, что в будущей реформе финансовой системы не должны первенствовать нормы этих стран. «Мир взирает с недоверием на нынешний кризис, обнаруживающий слабости и серьезные ошибки в политике стран, которые считались моделями, стран, на которые ссылались как на пример хорошего правления», – сказал Мантега на заседании Международного валютного и финансового комитета – главного руководящего органа МВФ. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва на недавней встрече «большой тройки» развивающихся стран (Индия, Бразилия, ЮАР) назвал «богатые страны» виновниками нынешних экономических потрясений. По его определению, «спекулянты превратили мир в огромное казино».

Мало того что ошибки, допущенные в финансовой сфере этими странами, привели к кризису. Методы их исправления выбраны самые что ни на есть «социалистические» – это выкуп государством разорившихся компаний и вливания огромных денежных сумм в финансовые системы, чтобы удержать их на плаву. «Правительство Соединенных Штатов заявляет, чтобы избежать общей паники, что оно гарантирует сберегательные вклады, если они не превышают 250 тысяч долларов, и будет управлять банками и суммами, какие Ленин с его счетами не мог бы и вообразить, как подсчитать», – написал Фидель Кастро, а Уго Чавес едко заявил, что «товарищ Буш идет к социализму», напомнив, что его самого за подобные действия в экономике называют в США «тираном». «Если правительство Венесуэлы, к примеру, принимает закон для защиты потребителей, они говорят: “Смотрите, Чавес – тиран!” Или они говорят: “Чавес регулирует цены, он нарушает законы рынка”. Но они не критикуют Буша за национализацию крупнейших банков в мире. Товарищ Буш, здравствуйте!» – заявил Чавес.

Однако латиноамериканские лидеры далеки от того, чтобы наивно полагать эти действия подлинным отказом неолибералов от своих принципов. Напротив, они ожидают, что их противники будут до конца бороться за свою модель мирового порядка и экономики и остановит их только полный ее крах. В статье «Призрак Белого дома» Фидель Кастро написал: «Был потерян счет миллионам бумажных купюр, которые Система федерального резерва вспрыснула в мировые финансы, чтобы банки продолжали работать и вкладчики не потеряли своих денег. Однако абсурд не может длиться вечно. Система агонизирует. Мир уже не будет таким, как прежде». И в новом мире явно окажутся востребованными альтернативные экономические и цивилизационные модели.

 

ОТКАЗ ОТ ЗАКОНА ДЖУНГЛЕЙ

Противники либерального капитализма всегда критиковали эту модель за то, что она изначально ориентирована на неравенство. Встречный аргумент состоит в том, что люди изначально обладают разными способностями, а потому обоснованно одни оказываются успешнее и богаче. Последние десятилетия, казалось, убеждали, что альтернатив либеральным рыночным принципам экономики нет. Социализм в лице СССР вроде бы потерпел фиаско, и западные страны принялись усиленно экспортировать свою, теперь уже «единственно верную», схему хозяйствования всему миру. Однако в итоге оказалось, что непогрешимые рыночные принципы породили лишь разгул финансовых спекуляций в таких масштабах, что теперь преодолевать их последствия придется всему мировому сообществу. Как справедливо замечают представители развивающихся стран, те, кто стал виновниками этой ситуации, явно потеряли право считать себя «учителями жизни». В экономической и политической сфере следствием этого станет ослабление роли США и попытки других стран выработать механизмы защиты своих экономик от финансовых спекуляций. Но кризис, приводящий к серьезному экономическому спаду, а значит реально ухудшающий жизнь миллионов людей, если не всех, то многих, заставит довести до конца эту логическую цепочку. В результате становится актуальным вопрос о сущности (а не технических моделях) капиталистической модели экономики.

«Внутри каждой страны идет конкуренция между самыми сильными и самыми слабыми, между теми, кто обладает большей физической силой, лучше питается, кто научился читать и писать, кто посещал школы, кто накопил больше опыта, обладает большими связями, большими средствами, и теми, кто лишен этих преимуществ в обществе. Между странами идет конкуренция между теми, у кого лучший климат, больше пригодной для обработки земли, больше воды, больше природных ресурсов на земле, где им выпало жить, когда больше нет территорий, чтобы их завоевывать, теми, кто обладает технологиями, большим развитием и манипулирует бесконечными медийными средствами, и теми, кто, напротив, не пользуется ни одной из этих прерогатив. Существуют иногда неизмеримые различия между теми, кто считается богатыми и бедными странами. Это закон джунглей», – написал недавно Фидель Кастро. В ее нынешнем, либеральном варианте мировая экономика оказалась теми самыми джунглями, где на одного победителя приходятся тысячи, если не миллионы проигравших. И если в развитых странах такой «проигрыш» означает пособие по безработице, невозможность купить новый автомобиль или позволить себе дорогую ипотеку, то в странах «третьего мира» это бедность, голод и разгул преступности.

В Латинской Америке проблема массовой бедности была актуальна всегда, поэтому нет ничего удивительного, что идеи теологии освобождения возникли именно там – о том, что система, исходящая из эгоизма и сверхпотребления одних и обрекающая на нищету других, не может считаться справедливой и соответствующей христианским принципам. Тогда, в 70-е годы, официальный Ватикан поспешил откреститься от латиноамериканских католиков-вольнодумцев. Однако сегодня католические иерархи уже сами все чаще говорят об усугублении социальной несправедливости, чрезмерном обогащении одних и обнищании других (о работе Тарчизио Бертоне «Этика общего блага в социальной доктрине Церкви» см. статью RPMonitor «ПОВЕСТКА ДНЯ ЭПОХИ ПОСТСЕКУЛЯРИЗМА») Разумеется, тон этой озабоченности далек от радикализма латиноамериканских священников-революционеров, таких как Камилло Торрес, защищавших 40 лет назад идеи теологии освобождения с оружием в руках в рядах повстанцев. Но слова о справедливом мироустройстве становятся слышны все чаще.

 

ВРЕМЯ ОБЪЕДИНЯТЬ УСИЛИЯ

В условиях новой многополярности такие цивилизационно разные регионы как Россия и Латинская Америка могут обнаружить много общих целей. Об этом говорили во время своей недавней встречи в рамках Дней России в Латинской Америке Уго Чавес и митрополит Кирилл. «Россия и Латинская Америка – это два реальных полюса в современном мировом устройстве. И потому мы должны быть вместе, поддерживать и помогать друг другу, защищать многополярное устройство человеческой цивилизации. А потому должны дружить не только на уровне ума, но и на уровне сердца», – сказал митрополит Кирилл, выступая в Национальной ассамблее Венесуэлы в рамках Дней России в странах Латинской Америки. Выступая с посланием к народу Венесуэлы в Национальной ассамблее он призвал ее граждан объединить усилия с Россией в отстаивании многополярного устройства мира. Также иерарх Православной Церкви говорил о необходимости и в современную эпоху сохранить две абсолютные ценности – свободу и нравственную ответственность – и найти баланс между ними. «Убежден, что такое стремление существует и в Латинской Америке», – сказал он. Поэтому, считает митрополит, настало время объединять усилия.

Действительно, это во многом созвучно латиноамериканским концепциям построения социализма на основе христианского понимания свободы и справедливости. По словам Уго Чавеса, поездка представительной делегации РПЦ по странам Латинской Америки в рамках Дней России на этом континенте напоминает, что «есть вещи, которые важнее нефти, важнее самолетов «Сухой». «Ваш приезд поднимет на еще более высокий уровень сердечные отношения наших стран. А за века не было еще момента, когда именно такие отношения были бы настолько востребованы», – подчеркнул Чавес.

Чему может научиться современная Россия у Латинской Америки? Думается, умению объединять представителей разных политических и религиозных ориентаций, а не заниматься поиском различий. Здесь уместно вспомнить слова уже упоминавшегося священника отца Камило Торреса, сказанные им в 1965 году: «Мой долг как священника – сделать все, чтобы люди встретились с Богом, а для этого самый эффективный путь – сделать так, чтобы люди служили народу по совести. Я не стремлюсь агитировать своих братьев-коммунистов, пытаясь побудить их принять христианское учение и практиковать церковный культ. Но я требую, чтобы все люди действовали по совести». Справедливый мир невозможно построить без умения объединять усилия ради общих целей – как на политическом поле, так и в области поиска новых ценностей.


Количество показов: 2371
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100