RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

30.11.2008

«УТРЕНЯ» КШИШТОФА ПЕНДЕРЕЦКОГО

Знаменитый польский композитор высоко ценит православную духовную музыку

Знаменитый польский композитор Кшиштоф Пендерецкий на днях отметил свое 75-летие. Эта выдающаяся личность – давний друг нашей страны, нашей культуры, лауреат сотни премий, обладатель трех десятков титулов почетных докторов, в том числе в 2003 году – Петербургского университета. В 2006 году в городе на Неве Кшиштоф Пендерецкий объявлен «Балтийской звездой», ему была вручена Международная премия под таким названием, которой в признанном городе-«звезде» всей Балтики награждаются достойнейшие люди – «За развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона». А на рубеже тысячелетий Пендерецкий удостоился в Каннах премии как самый великий из живущих композиторов.

Маэстро издавна имел репутацию авангардиста, однако со временем, можно сказать, стал фундаменталистом – и с точки зрения творимых им больших, монументальных музыкальных форм, а то и просто глыб, и с точки зрения мирового признания, выраженного в престижнейших наградах и титулах.

Большое место занимает в его творчестве музыка духовная, причем особенная роль принадлежит музыке, связанной с православной традицией.

Кшиштоф Пендерецкий более сорока лет назад впервые посетил Ленинград, его кумиром был Дмитрий Шостакович, с тех пор он влюбился в город на Неве, считает его не только культурной, но и духовной столицей России, часто приезжает сюда с концертами. Потому он, например, пожелал, чтобы здесь в удивительном по красоте и гармонии Смольном соборе состоялась российская премьера его выдающегося произведения «Утреня», основанного на текстах православных литургий Страстной Недели. Исполнение имело огромный успех. Это произведение написано было еще в 1970 году, много где в мире звучало, но дошло до России лишь через десятилетия.

Композитор серьезно изучал древнерусскую музыку, церковнославянский язык, исследовал отношение текста к музыкальной фразе. Само звучание старославянского языка в «Утрени» тесно связано с музыкой. «Утреня» относится к самым ярким примерам уникального монументального вокального стиля композитора, интервью с которым мы предлагаем читателям RPMonitor.

 

РУССКИЙ ХРАМ КАК «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

 Пан Пендерецкий, почему «Утреня», которая – очевидно – просилась в русский концертный зал, тем более в такой, как грандиозный Смольный собор, прежде не исполнялась?

– По политическим причинам. Я написал ее еще в 1970 году, но духовную музыку в России тогда нельзя было исполнять, тем более, православную.

Это, к тому же, и очень сложное произведение. Только сейчас в России появляются хоры, которые могут петь такую музыку. Но вот теперь это в России становится возможным. Я давно мечтал, чтоб именно русские спели «Утреню». Для меня важно в этом произведении, что русская речь, наконец, зазвучала чисто по-русски. Даже польский хор, хоть это и славяне, просто не сможет так спеть по-русски. И я особенно рад, что это произошло в Санкт-Петербурге, где я вообще очень люблю выступать, да еще и в таком храме-шедевре Растрелли.

– Что увлекает Вас в русской духовной музыке?

– Во-первых, в русской христианской традиции большую роль, чем в западной, играет сама музыка. Как я давно обнаружил, служба у русских в православном храме – это некое действо, что представляет из себя в своем роде музыкальный театр. Без музыки, без пения службу в русском храме даже невозможно представить. В Польше, например, ксендз не поет, служба идет как бы в разговорном жанре. И мне кажется, для композитора русский храм является источником вдохновения большим, чем западный. Я давно увлекся русской духовной музыкой. У меня уже несколько произведений, основанных на русской духовной музыке и со старославянскими текстами.

– Что, по-Вашему, сообщает человеку русская духовная музыка?

– Коль вся православная литургия построена на музыке, то в таком случае это совершенно иная концепция литургии, где рождается свой посыл, свое особое воздействие. И тут невозможно даже что-то выразить словами, невозможно что-то вычленить в какой-то смысл как в некое сообщение. В этом удивительном русском музыкальном театре принимают участие все, и в итоге все предстает совершенно по-другому, чем на Западе, здесь все находящиеся в храме участвуют в действе и в переживании. Так вот и является тот самый уникальный феномен русской общности, соборности.

– А лично у Вас какие возникают ощущения, когда Вы слушаете эту музыку?

– Композитору вообще трудно словами передавать свои чувства, он их скорее может выразить в музыке… Могу лишь сказать, что я чувствую язык русской духовной музыки, понимаю то, из чего он складывается. Мне это нравится, близко, это – мой язык.

– То есть Вы ее скорее воспринимаете рационально, как конструкцию, анализируете, из каких элементов эта прекрасная конструкция складывается?

– Да, да… То есть, сначала, чувствами воспринимаю, а потом рационально. От чувства – к рацио.

 

ОТ МУЗЫКИ – К ВЕРЕ

– Коль Вы так выделяете русскую духовную музыку, можно ли в таком случае говорить и об особой духовности русского народа?

– Думаю, да… В русской духовной музыке вообще больше спонтанного, чувственного, а в западной духовной музыке больше сдержанности, рассудка, рационализма. В костеле нет эмоций. Там человек более в себе, музыка более сосредоточена внутри человека, а здесь она выплескивается, становится средством общения.

– Интересно, но вот даже и режиссер Кшиштоф Занусси, который ходил в советниках «главного католика» – Иоанна Павла II, говорил, что обретения христианством в мире нового дыхания он ожидает не столько от католического костела, сколько от возрождающейся сегодня православной церкви.

– Я бы так не стал говорить. В польском костеле тоже есть большая духовная глубина. Просто она более сдержанно проявляется.

– Но, как известно, духовная музыка существует и у, так сказать, южных народов, мы знаем и американскую негритянскую духовную музыку – спиричуэлз.

– В этих случаях речь о таком уровне духовности, о котором мы говорим, вряд ли может идти. Скорее такая музыка говорит не о духовности, а о характере этих народов, об их темпераменте, ну и спонтанности. На Западе сложилось так: есть великий Бог и есть маленький человек, а вот у них Бог как бы доступнее, ближе, и все в отношении к Богу спонтанно выплескивается наружу. Американские баптистские храмы – это скорее можно назвать «экстравагантным христианством» (смеется).

 

ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РУССКОЙ МУЗЫКИ

– О Санкт-Петербурге любят говорить, что это город архитектурных ансамблей, со своим выраженным стилем, духом, что он монументален. Возможно, Петербург близок в чем-то Вашей музыкальной системе?

– Это прекрасный город – все знают. Меня же особенно радует очень богатая музыкальная жизнь в Петербурге, он живет музыкой, музыка его питает, здесь очень хорошая публика. В отношении к музыке – это, можно сказать, главный город в России. Сам же город, его образ, я воспринимаю как воплощение порядка и гармонии. Его построили за очень короткое время, и сразу подходили к его созданию, исходя из концепции целостности, ансамбля. Я много повидал на свете, но нет других таких городов в мире. И к счастью, период социализма его облик не испортил. Старый Петербург – будто творение одного архитектора-композитора. И замечательно, что это все сохраняется.

– Какой композитор для Вас олицетворяет Петербург?

– Римский-Корсаков, Шостакович, Чайковский, Глинка… Да пожалуй все, кто жил здесь, создавал музыкальную культуру этого города. Все великие русские композиторы жили именно здесь.

– Что Вас радует более всего в жизни, что огорчает?

– Радует более всего мой сад, который я давно выращиваю, мои деревья. Они постоянно меняются: цветут, растут, развиваются. Так, смею сказать, источником вдохновения для меня при написании 7-й симфонии стали мои деревья, сад. Я чувствую деревья, словно живые существа. Думаю, это единственное произведение в мире, которое написано в честь деревьев.

Не нравится же, расстраивает меня больше всего политика, особенно польская.

Беседовал Павел Яблонский


Количество показов: 4293
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100