RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

13.01.2009

Максим Калашников

НОВЫЙ СЕВМОРПУТЬ ПОД ТОЛЩЕЙ ЛЬДА

Русский атомный подводный танкер как возможный ответ на обострение борьбы за арктические углеводородные ресурсы

ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ НЕМИНУЕМО

Экранопланы и подводные атомные танкеры – вот оптимальный русский ответ на северный вызов. Так считают в «Арктической торгово-транспортной компании», руководимой Рубеном Нагапетяном, и в знаменитом конструкторском бюро «Малахит».

Разработка углеводородных богатств арктического шельфа неминуемо начнется. Уже сегодня дно Полярного бассейна становится яблоком раздора для Запада и РФ.

Но у нынешней Российской Федерации нет технологий для добычи нефти и газа на дне океана, каковые есть у американцев и норвежцев. Одни буровые норвежской корпорации «Квернер» чего стоят! А новейшие американские технологии позволяют добывать нефть со дна морей и сквозь четырехкилометровую толщу воды. Ничем подобным русские сейчас похвалиться не в состоянии.

Откровенно слаб и военный Северный флот. Если еще в 1998 году в сбор-поход выходило 60 вымпелов, то в 2008 г. – лишь 15. Про советские времена даже не заикаемся: контраст огромен. Штаб авиации СФ сокращают до отдела (даже не управления!) при штабе СФ. Флотилии подлодок упраздняют, сводя лодки в 2-3 дивизии. Распускают единственную в РФ эскадру надводных кораблей.

А теперь ответим на простой вопрос: если у страны нет технологий для разработки природных богатств арктического шельфа и одновременно деградирует флот, призванный защищать акваторию полярных морей – то удержит ли она свой сектор Арктики? Вопрос, как вы понимаете, чисто риторический.

Значит, необходимо срочно развивать то, что поможет РФ удержать свои владения и успешно вписаться в будущую индустрию по добыче углеводородов. Таким ходом может стать развитие комплексной транспортной системы «атомные танкеры + экранопланы».

 

АТОМНЫЙ, ПОДВОДНЫЙ, ЛЕДОКОЛЬНЫЙ

Возможным ответом на вызов времени может стать проект атомного подводного ледокольного танкера, предложенный «Арктической торгово-транспортной компанией» и знаменитым «лодочным» КБ «Малахит» (Ленинград/Санкт-Петербург).

Помните, как в 1995-м атомная подводная лодка доставила на Ямал чай, табак и продовольствие? Ту экспедицию профинансировала компания Рубена Нагапетяна. Тогда на базах Кольского полуострова стояло 145 старых субмарин. А в советской футурологии семидесятых годов вовсю говорили о подводных танкерах и грузовозах с ядерными силовыми установками. Тех, что могут круглый год на большой скорости плавать подо льдами Арктики, дешево и оперативно доставляя грузы в северные города и промышленные комплексы.

Тогда наш Нагапетян и пришел к адмиралам с предложением: зачем резать на металл еще хорошие лодки? Зачем просто держать их у пирсов, выбрасывая на каждую уйму денег? Давайте превратим старые атомарины в подводные грузовозы. Пусть сами на себя зарабатывают, помогают осваивать Север. Да и экипажи заодно смогут тренироваться в реальных походах. Сначала идею предпринимателя встретили недоверчиво. Мол, чего-то темнит хитрый армянин! Но потом...

- Мне дал разрешение один большой адмирал, – рассказывает Р.Нагапетян. – После того, как увидел, как в Норвегии режут и разделывают на металл советскую лодку. Давай, говорит, подпишу разрешение. Лучше пусть чай и картошку лодки возят, чем вот так погибают...

Увы, мечта предпринимателя не исполнилась: лодки все-таки порезали и разделали. (Хотя, отметим, по заказу Нагапетяна конструкторское бюро «Малахит» разработало проект подводного атомного танкера, и предприниматель уверен: когда-нибудь ему удастся мобилизовать 180 млн долларов и положить начало совершенно новому флоту).

Увлечение конверсией атомарин неожиданно вывело нашего героя ... на экранопланы. Ведь гавани на Севере – мелководны. Тяжелой лодке туда не зайти. Значит, нужна техника, на которую можно перевалить привезенные подводным кораблем грузы – и доставить их на дикие, негостеприимные берега. Экранопланы представлялись здесь наилучшим решением. Так Р. Нагапетян познакомился с продолжателями дела Ростислава Алексеева – экранопланостроителями Нижнего Новгорода.

Родился план создания арктической комплексной транспортной системы: подводные суда с ядерными двигателями круглый год, быстро и без всяких ледоколов разводят грузы по русской Арктике, всплывают в нужных точках, взламывая ледяной панцирь – а между ними и берегом челноками снуют стремительные экранопланы-платформы, перебрасывая грузы с лодки на берег, и с берега – на атомарины. Проблема северного завоза решается кардинально, транспортные издержки падают на десятки процентов. Россия не теряет Север, а успешно его удерживает и развивает...

Специально созданный (а не переделанный из военной субмарины), подводный ледокольный атомный танкер способен забирать нефть прямо с подводных промыслов, доставляя ее в США, Канаду и Западную Европу по самым кратчайшим маршрутам – через полярный бассейн, под льдами. Подводный танкер не станет заходить в порты, для которых существует запрет захода атомных судов, а будет разгружаться через приемные терминалы на разрешенном расстоянии от порта и берега.

Использование точечных погрузочно-разгрузочных терминалов для загрузки танкера в море и выгрузки товарной продукции в пункте назначения без захода в порт создают возможности торговли углеводородами практически с большинством стран мира.

Подводный танкер (разработка КБ «Малахит» и «АТТК»)

Технические характеристики танкера

Основные преимущества подводного танкера

1. Регулярное круглогодичное плавание в Арктике без вынужденных простоев;

2. Отказ от использования ледоколов;

3. Высокая, по сравнению с надводными судами, скорость движения по трассе, не зависящая от ледовых и погодных условий;

4. Уменьшение количества участвующих в грузоперевозках судов, сокращение расходов на их строительство и содержание;

5. Отказ от строительства в удаленных районах хранилищ, необходимых в условиях нерегулярного вывоза углеводородов;

6. Возможность выбора наиболее коротких маршрутов без привязки к ледовой обстановке;

7. Более надежная защита груза подо льдом и под водой, в том числе от терроризма;

8. Меньшие риски аварий и экологических катастроф.

 

ЕСЛИ СОЕДИНИТЬ ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Разгрузка танкеров может вестись как с помощью специальных экранопланов-рейдовых танкеров, так и с помощью вынесенных далеко в море терминалов, соединенных с береговыми хранилищами подводными трубопроводами.

АРТ-20 – экраноплан-разгрузчик топлива

ЭП АРТ-20 (амфибийный разгрузчик топлива) – морской транспортный экраноплан типа А по классификации ММО, предназначенный для перевозки до 10 тонн груза на расстояние до 120 км со скоростью до 100 км/час (доставка жидкого топлива с борта танкера до берегового терминала). Может использоваться для перевозки другого груза.


ВТОРАЯ ЧАСТЬ ВЫГОДЫ

Развитие комплексной системы «атомные подводные танкеры + экранопланы» несет еще одну возможность – задействование на полную мощь СМП – Северного морского пути.

Дело в том, что потенциально СМП действительно позволяет быстро перевозить грузы из Юго-Восточной Азии в Европу за считанные дни. Например, контейнеры из японской Иокогамы в норвежский Киркенес идут по СМП всего 9 суток. Но вот проблема: трасса СМП должна быть оборудована цепью лоцманских и спасательных станций. Особенно на восточном, самом тяжелом участке трассы. Нужны оперативные, скоростные средства для доставки лоцманов и для эвакуации команд судов, терпящих бедствие. И здесь пригодились бы перспективные экранопланы типа МПЭ, что разрабатываются «АТТК» совместно со специалистами-экранопланостроителями из бывшего советского КБ имени Ростислава Алексеева.

Основные характеристики экранопланов серии МПЭ

Экранопланы серии МПЭ (МПЭ-2, МПЭ-3, МПЭ-10 – так называемые «младшие модели») можно использовать в роли многоцелевых экранопланов для решения специфических задач и участия в специальных операциях по:

- охране водных границ,

- борьбе с контрабандой, браконьерством и незаконной миграцией,

- мониторингу экологической обстановки,

- охране водной среды,

- поиску и экстренному спасению людей, оказанию помощи терпящим бедствие на воде,

- срочной доставке грузов,

- для обучения пилотов и экипажей больших экранопланов.

Так что экранопланы могут стать техникой спасательных станций вдоль трассы Северного морского пути, служить лоцманскими катерами. Впрочем, только ли в Арктике они будут полезны? Пассажирские экранопланы, например, могут связать Калиниградскую область с остальной РФ в обход всяческих границ.

- Представьте себе, как наши «Акваглайды» связывают Петербург и Калиниград! – рассказывал нам Нагапетян. – Вам не нужно тащиться на поезде через Литву, терпя унижения в виде таможенного досмотра и пломбирования вагонов. Не придется ползти по морю на медлительном пароме. Четыре часа над водой – и ты попадаешь прямо в Калиниград. Или прибываешь из него в северную столицу. Так же можно решить проблему транспортно-грузовых перевозок между материком и Курилами…

Именно экранопланы могут стать важнейшим средством для удержания нашего контроля над Арктикой. В военном варианте большие машины серии МПЭ, снабженные противокорабельными ракетами, малокалиберными пушками, противолодочным оружием и сведнные в одну систему со спутниками и самолетами разведки – это стражи северных просторов, дешевые противовес американским авианосным соединениям. Они – отличные патрульные машины.

Но будет ли реализован проект перспективной транспортной системы «атомный подводный танкер + экранопланы» в Российской Федерации? Хоття затраты на него не отличаются фантастическими размерами (один танкер – это 180 млн долларов, а запуск серии экранопланов в производство выйдет не дороже 1,5 млрд), потянуть такой проект можно лишь с помощью государства.

Покажет ли оно себя с венчурной, прорывной стороны? Времени на раздумья нет – борьба за ресурсы Арктики обостряется…


Количество показов: 8470
Рейтинг:  3.56
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100