RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

23.01.2009

Александр Рудаков

КТО СТАНЕТ НОВЫМ ГЛАВОЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ?

Выбор Патриарха будет определяться не привычками и стереотипами, а духовной логикой русской истории

В различных периодах российской истории всегда можно найти удивительные параллели, имеющие важный духовный смысл. Особенно много таких параллелей в истории Русской Церкви. К примеру, есть много общего между образами святых патриархов Гермогена и Тихона, проявивших необычайное мужество и стойкость перед лицом гонителей Православия.

В этом смысле деятельность почившего Патриарха Алексия II можно уподобить служению св. митрополита Петра, первого из московских святителей. В духовном смысле много общего между игом Орды и властью богоборцев в СССР, причем последние по части разрушения религиозных основ жизни народа, очевидно, намного превзошли первых. В начале 1990-х годов, когда Церковь освободилась из семидесятилетнего «вавилонского плена», ситуация во многом напоминала тот момент, когда Русь начала оправляться от последствий ордынского нашествия.

Тогда, в конце XIII – начале XIV века, наши предки взяли себя в руки, пришли в себя и начали копить силы для будущего наступления. Этот процесс начался при святом благоверном князе Данииле Московском, младшем сыне великого государственного деятеля и воина, святого благоверного князя Александра Невского. Московское княжество стало центром концентрации духовных, людских и финансовых ресурсов, необходимых для будущего возрождения. Иван Калита был, по мирским меркам, гениальным политиком, однако едва ли бы ему сделать Москву центром собирания русских земель, если бы не помощь святителя Петра.

Еще по опыту своего служения в волынских и галицких землях св. митрополит Петр знал, что раздробленность Руси и переход различных ее частей в зависимость от различных внешних сил (Орды, Литвы, Польши) умножит соблазн раскола, желания князей образовать собственные, подконтрольные только им церковные юрисдикции.

Подобно святителю Петру, Патриарх Алексий II также приложил огромные усилия, чтобы защитить единство Русской Церкви и ее каноническую территорию. С другой стороны, при Патриархе Алексии II, так же, как и при святителе Петре, Русская Церковь набиралась новых сил, укреплялась, вставала на ноги.

Как будут использованы накопленные ресурсы теперь? Будет ли пущен в дело полученный талант, принесет ли он, по евангельской притче, добрый прибыток? Или же, напротив, ему суждено быть зарытым в землю?

Из истории мы знаем, что плодами трудов св. митрополита Петра достойно распорядился св. митрополит Алексий. Став в 1355 году первоиерархом Русской Церкви, он почувствовал, что семя, брошенное святителем Петром, принесет вскоре добрый плод. Будучи не только человеком высокой духовной жизни, но еще и блестящим оратором, дипломатом, мыслителем, он повел Русь в наступление. Святитель Алексий, очевидно, был (не будем бояться этого слова!) великим государственным деятелем.

Именно святителю Алексию удалось восстановить у жителей разрозненных княжеств чувство общерусской идентичности, подготовить наших предков к решающей схватке на Куликовом поле. Святитель Алексий проявил себя и как выдающийся наставник, как бы сейчас сказали, молодого поколения. Самым лучшим и, если угодно, политически успешным из его учеников стал святой благоверный князь Димитрий Донской, в 1380 году подведший черту под эпохой рабства и унижения.

Сумеет ли Русская Церковь сегодня так же хорошо распорядиться «талантами», накопленными во время служения Патриарха Алексия, как это было сделано шесть с половиной веков тому назад с наследием, оставшимся от святителя Петра? Ответ на этот вопрос зависит о того, смогут ли иерархи Русской Церкви выдвинуть из своей среды человека с такими же выдающимися способностями к общественному служению, как у св. митрополита Алексия.

Конечно, для тех, кто привык искать в Церкви не спасения и подвига, а душевного комфорта и психологической разрядки, такой Первоиерарх может стать, в некотором смысле, неудобной фигурой. Они спрашивают – зачем уделять внимание мирским делам? Зачем выступать на телевидении, читать лекции в университетах, проповедовать в молодежных аудиториях? Зачем вести диалог с государственными деятелями, с политиками?

На первый взгляд, такие люди заботятся о том, чтобы в Церкви все было размеренно и чинно. Однако на более глубинном уровне за такой позицией стоит самый обычный эгоизм. Если угодно, такая позиция сродни фарисейской. Те, кто стоят на ней, не желают, чтобы среди прихожан появились новые, незнакомые и часто молодые люди со своими вопросами, трудностями, духовными поисками. Ведь это – «лишний шум», который может разрушить комфортную «клубную» атмосферу!

Не уподобляются ли они тем, кто, подобно персонажу евангельской притчи, «убоявшись пошел, и скрыл талант свой в земле»? Пожалуй, мнение таких людей действительно определяет страх. Но это не страх встать на ложные пути, а боязнь ответственности и перемен.

Перемен, впрочем, опасаются сегодня не только фарисействующие эгоисты, но и вполне достойные христиане, которые, однако, редко задумываются над тем, что происходит вокруг. Как и все церковные люди, они крепко любили почившего Патриарха Алексия II, и сейчас хотят, чтобы новый Предстоятель Русской Церкви напоминал его и внешним видом, и голосом, и интонацией, и манерами.

По-человечески это, конечно, понятно. Однако, как известно, человек предполагает, а Бог располагает. И потому выбор нового Патриарха будет происходить не на основе устоявшихся привычек и стереотипов, а в соответствии с той таинственной духовной логикой, что веками определяла нашу историю.

Новым Патриархом Московским и Всея Руси должен стать не тот, кто по внешним признакам похож на Алексия II, а тот, кто сможет продолжить его служение по всем важнейшим направлениям. И в деле сохранения единства Церкви, и в деле продолжения диалога с государством, и в деле нравственного воспитания молодежи.

Особо стоит подчеркнуть важность последней задачи, которая, к сожалению, еще не осознана многими во всей полноте. Не секрет, что наша молодежь находится сегодня в тяжелейшей духовной ситуации, подвержена множеству искушений и соблазнов и не доверяет никаким авторитетам. Она нуждается в таком воспитателе, который обладает личным обаянием, харизмой, способностью вести за собой и убеждать.

26 января, в понедельник, начнет свою работу Поместный Собор Русской Церкви. Пройдет совсем немного времени, и мы узнаем, кто будет избран новым Патриархом Московским и Всея Руси. Без всяких сомнений, Предстоятелем Русской Церкви станет архиерей, обладающий способностями, опытом и знаниями, необходимыми именно в нынешнее сложное время. Эпоха накопления сил, концентрации ресурсов должна завершиться наступлением, духовной битвой за судьбы тех, кому уже через 15-20 лет придется взять на себя ответственность за будущее России.


Количество показов: 2605
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100