RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

03.02.2009

Александр Гапоненко (Латвия)

ЛАТВИИ ГРОЗИТ БАНКРОТСТВО. Часть 2

Вывести страну из кризиса смогут только новые политики и партии, созданные по вненациональному принципу

Окончание. Начало см. здесь: http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=12740

ОШИБКИ ТЕКУЩИЕ ИЛИ СИСТЕМНЫЕ?

Ошибки в управлении кризисной экономикой, несомненно, связанны с низкой профессиональной квалификацией правительства И. Годманиса и его нежеланием прислушиваться к мнению экспертов. Чего стоит только заявление премьера о том, что кризис существует лишь в головах населения, или принятие по его инициативе норм уголовной ответственности за разговоры о необходимости девальвировать лат. Последние были, например, применены к невинному университетскому профессору, осмелившемуся изложить в газете с тиражом в 500 экземпляров раздел из учебника экономикс, посвященный ревальвации и девальвации валют, а также к двум известным музыкантам, неудачно пошутившим на концерте в сельском районном клубе.

Однако принимаемые нынешним правительством меры мало чем отличаются от подобного рода действий всех предыдущих латвийских премьеров на протяжении последних двух десятков лет. Просто в неблагоприятных внешних условиях стали более явно проявляться недостатки давно дававшей сбои экономической модели. О какой модели идет речь?

В настоящее время в Латвии продолжает действовать сложившаяся еще в начале 90-х годов экономическая модель, нацеленная, преимущественно, на первичное, то есть неэквивалентное, накопление частного капитала. С ее помощью успешно прошла приватизация общественной собственности, доставшейся Латвийской Республике в наследство от Латвийской ССР, но она не способна обеспечить сбалансированное, долгосрочное экономическое развитие. Поэтому с исчерпанием доступных ресурсов развития данная экономическая модель начала давать системные сбои.

Рассмотрим состояние дел с тремя основными видами ресурсов экономического развития Латвии: трудовыми, научно-техническими и капитальными.

 

НАСЕЛЕНИЕ СОКРАЩАЕТСЯ

Численность населения Латвии стремительно сокращается как за счет высокой смертности и низкой рождаемости, так и за счет миграции. За период с 1989 по 2008 год численность постоянного населения сократилось аж на 14,8% (данные официальной статистики не учитывают еще, приблизительно, 5% населения, временно выехавшего на заработки за границу и навсегда оставшегося там на полулегальном положении). Еще более высокими темпами за рассматриваемый период времени сократилась численность занятых в народном хозяйстве – на 21,5%. При этом надо учесть, что предложение трудовых ресурсов было в 1998 году искусственно увеличено тогдашними властями за счет значительного повышения возраста выхода на пенсию и мужчин, и женщин. Одновременно с удлинением трудового периода в стране установился и сохраняется высокий уровень безработицы – только в отдельные годы он опускался ниже значения в 7%.

Не происходил весь рассматриваемый период и рост качественного уровня трудовых ресурсов страны. Количество лет обучения в средней школе возросло с 10 до 12 лет, зато в высшей школе оно сократилось с 5 до 3 лет. Количество студентов в вузах незначительно выросло, зато качество их подготовки упало в разы. Структура подготовки специалистов не соответствует структуре спроса со стороны народного хозяйства. Те же, кто востребован, массово уезжают работать в другие страны.

 

НАУКИ В ЛАТВИИ БОЛЬШЕ НЕТ

Количество занятых в латвийской науке сократилось с 31 тысячи в 1991 году до 4 тысяч в 2008 году. Средний возраст исследователей составляет около 60 лет. Конкурентоспособные НИИ и КБ ликвидированы, их кадровый потенциал утрачен. В оставшихся институтах открытий и изобретений практически не делается. Наука получает мизерное финансирование из государственного бюджета. В период с 1995 по 2007 год на науку тратилось не более 0,25% от ВВП, тогда как по ЕС этот уровень составлял 3%, а в США 6% от ВВП. Частного финансирования науки также нет, так как все латвийские предприятия по своему размеру классифицируются как микро-предприятия и в принципе не способны финансировать научные исследования (в Латвии из 100 тысяч хозяйствующих субъектов, численность занятых свыше 250 человек имеют только 252 предприятия. Средняя численность занятых на одном предприятии в 2008 году составляла 6,6 человек). Финансовые средства, выделяемые на науку из Европейских фондов, не осваиваются из-за отсутствия творческого научного персонала и непомерной бюрократизации процесса распределения средств.

 

ПРОМЫШЛЕНОСТИ ТОЖЕ НЕТ

В стране изначально были ликвидированы все крупные, ориентированные на производство экспортной продукции советские предприятия – ВЭФ, «Альфа», РАФ и десятки других. Их достаточно конкурентоспособные по тем временам производственные фонды были попросту уничтожены. Одновременно было ликвидировано крупное сельскохозяйственное производство, а его материальные ресурсы розданы по мелким фермерским хозяйствам.

Размер новых капиталовложений в материальное производство все рассматриваемое время был относительно невелик. Если в предкризисном 1989 году на накопление тратилось около 24% ВВП, то в рекордном 2007-м – только 19%, из которых 8% приходилось на иностранные капиталовложения. То есть экономика страны могла генерировать собственные капиталовложения только на уровне 11% от размера ВВП – менее половины от того, что обеспечивала экономическая модель, действовавшая в Советской Латвии.

Реальные инвестиции вкладывались, главным образом, в отрасли с быстрой и высокой капиталоотдачей, но низким потенциалом народнохозяйственного роста – торговлю, складское хозяйство, гостиницы, транспорт и связь, жилье, офисные здания.

Преимущественное развитие в Латвии получила сфера услуг. Если в 1991 году отрасли материального производства обеспечивали производство 68% ВВП страны, то в 2007-м – лишь 25%. Доля же сферы услуг возросла, соответственно, с 32% до 75% от ВВП. А сфера услуг, как известно, обладает крайне ограниченным потенциалом долгосрочного экономического роста.

Таким образом, можно говорить, о том, что последние 20 лет в Латвии действовала экономическая модель, которая не обеспечивала даже простого воспроизводства трудовых и научно-технических ресурсов развития, ориентировалась, в основном, на внешние источники поступления капитала, порождала ущербную народнохозяйственную структуру.

Исчерпание внутренних ресурсов развития при сохранении неэффективной модели их использования не давали возможности обеспечивать стабильное и сбалансированное экономическое развитие. Это наглядно показывает анализ показателей темпа роста производства ВВП.

В 1990 году ВВП Советской Латвии в сопоставимых ценах 2000 года, составлял 6771 млн лат. Выбор экономической модели, ориентирующейся на первоначальное накопление частного капитала, вызвал значительное падение объемов производства, которое не удавалось преодолеть в течении целых 15 лет. Только через год после вступления в ЕС, за счет массированных иностранных капиталовложений, дотаций и кредитов, объем ВВП страны достиг величины 7006 млн лат, превысив на 3% уровень 1990 года. За период с 2005 по 2008 год эти же, внешние, ресурсы обеспечили рост ВВП на целых 24%, и он достиг, в тех же сопоставимых ценах 2000 года, величины 8717 млн лат. Рост этот был обеспечен, более чем наполовину, за счет вклада таких отраслей, как недвижимость, финансовое посредничество, торговля, строительство. При первых затруднениях с кредитованием объем производства ВВП упал, как уже отмечалось, почти на 5%.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ УТРАЧЕН

Столкнувшись с исчерпанием внутренних источников роста, действующая в Латвии экономическая модель первоначального накопления капитала стала активно втягивать внешние финансовые ресурсы. Реальная возможность делать это в значительных масштабах появилась после вступления страны в 2004 году в ЕС. Домохозяйства, банки, предприниматели и государство получили доступ к относительно дешевым внешним источникам кредитования.

На начало 2005 года кредитная задолженность финансовых, нефинансовых институтов и домохозяйств Латвии составляла 3897 лат или 52,4% от ВВП. К концу 2008 года она достигла величины 14 577 млн лат или 110% от ВВП, то есть выросла почти в четыре раза в абсолютных цифрах или более чем в два раза по отношению к ВВП. Это тот уровень, когда возврат кредитов, особенно в условиях кризиса, становится практически невозможным. Просроченная задолженность по кредитам в последний год стала резко возрастать и в разы превысила безопасный уровень в 1-2%. Большая часть просроченных кредитов становилась безвозвратной. Банки стали отнимать у задолжников заложенные дома, квартиры, земли, производственные фонды, но из-за кризиса не могли их никому реализовать. Прибыль банков, впервые за долгие десятилетия, опустилась до нулевой отметки. Проблемы возникли у иностранных, в первую очередь скандинавских, банков, которые до этого упорно накачивали деньгами латвийское народное хозяйство, не обращая внимания на то, что действующая в нем экономическая модель не может обеспечить их возврат.

Параллельно шло стремительное возрастание внешнего долга. Если в начале 2005 года он составлял 25,4% , то к III кварталу 2008 года достиг уже 57,6% от ВВП страны.

Несмотря на это, в конце 2008 года правительство И. Годманиса достигло договоренности о заимствовании у международных валютных организаций еще 7,5 млрд евро, что соответствовало 5,3 млрд латов. Это увеличивало задолженность еще на 40% от ВВП страны. Взят этот заем был под будущие доходы бюджета и предназначался на покрытие бюджетного дефицита и решения других государственных проблем. Это означало, что не только предприниматели и домохозяйства, но и государство в целом попадало в финансовую зависимость от иностранцев.

Отдельно необходимо учесть иностранные капиталовложения в латвийскую экономику, которые достигли на конец III квартала 2008 года 2515 млн лат. В целом, иностранные капиталовложения положительно действовали на положение дел в экономике, но учитывая то, что национальные капиталовложения были крайне невелики, происходил заметный рост внешнеэкономической зависимости страны.

Таким образом, действовавшая в Латвии экономическая модель привела к полной потере Латвией экономического суверенитета. МВФ, Еврокомиссия, скандинавские банки стали диктовать стране не только внешнюю, но и внутреннюю экономическую политику.

 

СГОВОР БЮРОКРАТИИ И ОЛИГАРХИИ

Главным субъектом реализации экономической модели первоначального накопления частного капитала является латвийская бюрократия. Эту свою функцию она выполняет, используя возможности, которые открывает для нее работа в государственном аппарате. Используя отсутствие демократического контроля, она распоряжается публичной властью в своих частных интересах. Сначала она получала основную часть своих доходов от предпринимателей за проведение льготной приватизации общественной собственности, а когда такие возможности были исчерпаны, стала взымать с них, а заодно и со всего остального населения, плату за реализацию рутинных функций управления.

Плата эта взымается в двух основных формах. Во-первых, в виде взяток за предоставление тех или иных благ по ценам ниже рыночных или государственных закупок товаров по ценам выше рыночных. Латвия находится на одном из первых мест в мире по степени коррумпированности политиков и чиновников. Во-вторых, в виде непомерно высокой оплаты труда чиновников, предоставления им повышенных социальных гарантий, а также путем трудоустройства ими на работу в государственный аппарат родственников, знакомых, земляков, которые не выполняют никаких реальных управленческих функций. Так, если в Советской Латвии в 1990 году численность аппарата государственного, общественного управления и кредитных учреждений составляла лишь 3% от общей численности занятых в народном хозяйстве, то в Латвийской Республике численность занятых только в государственном управлении в 2002 году составляла 57,3 тыс. человек, или 6,0% всех занятых, а к 2008 году она увеличилась до 88,3 тыс. человек и составила 7,8% всех занятых.

Наряду с ростом числа занятых в бюрократическом аппарате росли и расходы на его содержание. В 1991 году они составляли только 2,9% расходов бюджета, в 2005 году поднялись до 5,8%, а в 2007 году уже превысили 12,3% всех расходов бюджета.

В период массовой приватизации бизнес безропотно делился с бюрократией доходами, поскольку имел возможность получать от нее взамен дешевую государственную собственность. После завершения приватизации коррупция бюрократии поддерживалась только небольшой группой олигархов, которые извлекали прямые экономические выгоды из тесной связи с государственным аппаратом. Основная часть латвийского мелкого бизнеса вышла из теневой зоны и стала требовать прозрачности в делах управления и удешевления государственного аппарата.

Однако добиться перемен латвийскому мелкому бизнесу не удалось. Декларирование доходов и имущества всего населения принято не было, не было введено налогообложение прироста капитала. Никто серьезно не боролся с коррупцией высокопоставленных чиновников, судей, полиции, работников налоговой инспекции, таможни.

В целом, бюрократия оставалась заинтересованной в сохранении в стране экономической модели, ориентированной на перераспределение, а не на увеличение богатства, поскольку имело в ней свой немалый корыстный интерес.

В условиях острого экономического кризиса возникла потребность в значительном сокращении объемов доходов всех слоев населения. Бюрократия и олигархия попытались переложить всю тяжесть кризиса на предпринимателей, наемных работников, получателей пенсий и пособий. Именно так можно расценить принятые в начале 2009 года меры по финансовой поддержке правительством избранных банков, введению повышенных прямых и косвенных налогов. На это же нацелено распределение полученных правительством от международных финансовых институтов кредитов. Эти средства не планируется использовать на поддержку реального сектора экономики, на борьбу с безработицей, а только на покрытие дефицита государственного бюджета, порожденного неумеренным потреблением бюрократии и реализацией амбициозных экономических проектов, носящих явно выраженный коррупционный оттенок.

Данные планы не находят поддержки у широких слоев населения Латвии и вызывают массовые акции протеста, которые уже принимают форму погромов. Острота этих акций со временем будет нарастать. Социальные противоречия между бюрократией и олигархией, с одной стороны, предпринимателями и наемными работниками, с другой стороны, в условиях кризиса будут усиливаться.

 

ЭТНОКРАТЫ ДОЛЖНЫ ЛИШИТЬСЯ МОНОПОЛИИ НА ВЛАСТЬ

Многочисленные неудачные попытки вывести латвийскую экономику из кризиса и восстановить нарушенный социальный баланс наталкиваются на специфику латвийской политической жизни. Во-первых, в ней абсолютно доминируют партии бюрократии и олигархии, которые не позволяют реализовать интересы мелких предпринимателей и наемных работников. Во-вторых, латвийская политическая система носит откровенно этнократический характер. Господствующее положение в ней занимают представители титульной латышской нации. Из них на 95% сформирован бюрократический класс. Практически половина инородцев лишена прав гражданства и полностью исключена из политического процесса. Политическая монополия позволяет правящей бюрократии эффективно мобилизовывать латышское население и отвлекать его от борьбы за свои социальные интересы. Как только возникает острая социальная ситуация, латышскими политическими париями выдвигается лозунг о «русской угрозе».

В связи с этим переход к новой, ориентированной на развитие производства, а не на перераспределение богатства, экономической модели представляется возможным только посредством радикальной перестройки латвийской политической системы. В политическом поле должны появиться новые политические партии, которые бы представляли интересы мелких предпринимателей и наемных работников. Для того же, чтобы эти партии приобрели политический вес, они должны формироваться на вненациональной основе. Доступ к участию в политическом процессе должны получить все жители Латвии, независимо от их национального происхождения. То есть особую остроту приобретает вопрос наделения гражданством половины русского населения Латвии.

Альтернативой этому пути переустройства политической системы является усиление стихийных форм выражения народных протестов – митингов, демонстраций, перекрытия техникой дорог, погромов, поджогов, грабежей. Именно по этому пути развиваются в настоящее время события в латвийском обществе.

Предлагаемый правящей элитой путь роспуска Сейма и проведения досрочных выборов проблем не решит, поскольку политический пейзаж останется неизменным. В этом случае, даже не произойдет смены персонажей политического процесса.

Объективно в реализации радикальной перестройки латвийской политической системы заинтересованы все кредиторы и инвесторы латвийской экономики, к которым уже перешли рычаги внешнего управления страной. Однако этот сценарий долгосрочен, затратоемок и требует серьезной работы как с латвийской правящей бюрократией, так и с зарождающейся контрэлитой, прежде всего русской. Реализовать его можно только при поддержке правительств большинства европейских стран, руководства Европейского союза.

Поэтому параллельно рассматривается другой, простой и скорый, вариант: вывести активы скандинавских банков за пределы страны, предварительно переложив задолженность населения и предпринимателей на латвийское государство. Этот способ избавления от убытков скандинавские банки смогут реализовать в одиночку, но он приведет к банкротству латвийского государства.

В настоящее время оба сценария развития экономических событий в Латвии имеют равные шансы, и их реализация зависит только от влияния других внешнеполитических акторов – США и России.

Об авторе: Александр Гапоненко – доктор экономический наук, директор Института европейских исследований

* Все фактические данные взяты автором непосредственно из материалов официальной латвийской статистики, либо получены путем пересчетов по общепринятым методикам (www.csb.gov.lv, www.fktk.lv, www.bank.lv, Statistical Yearbooks of Latvia (1989–2008), Monthly Bulletins Of Latvian Statistics (1993–2008). Автор благодарен маг. эк. Е. Зайцевой за помощь в сборе статистики и в проведении расчетов.


Количество показов: 5061
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100