RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

09.02.2008

Ярослав Бутаков

УРАВНЕНИЕ С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Покинув одну среднеазиатскую страну, американские военные могут обосноваться в двух других

На прошедшем в Москве саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ, участниками которого являются Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан) было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Их основой станут российские воинские части (получающие, таким образом, иной статус, легитимирующий их использование за пределами РФ). И финансироваться они будут, главным образом, конечно же, из бюджета нашего государства.

Между тем, Узбекистан заявил особое мнение по вопросу создания КСОР. Он выступил против того, чтобы они включали формирования для борьбы с терроризмом, транснациональной преступностью и по линии МЧС. Узбекистан согласен участвовать лишь в военной составляющей КСОР.

Нынешняя позиция Узбекистана не может не настораживать российское руководство. В конце прошлого года эта республика вышла из Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Когда Узбекистан вступал туда в 2006 году, вскоре после организации ЕврАзЭС, президент Ислам Каримов заявил, что это – логичный шаг, обусловленный участием Узбекистана в ОДКБ (Узбекистан был одним из учредителей ОДКБ в 1992 году; сам договор подписывался в Ташкенте; в конце 90-х годов Узбекистан вышел из ОДКБ и вновь возвратился в 2005-м). Если это так, то после приостановки Узбекистаном своего членства в ЕврАзЭС следующим логичным шагом Каримова станет очередной выход из ОДКБ. А там недалеко и до возвращения в ГУАМ (антироссийский блок Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии), где Узбекистан уже состоял в 2002–2005 годах.

Видимо, данное обстоятельство побудило Москву согласиться дать Киргизии кредит в размере 1,7 млрд долларов на строительство Камбаратинских ГЭС. Против этой стройки резко выступает Узбекистан, видя в ней посягательство на свои водные ресурсы. Склоняется Москва и к возобновлению договора об инвестициях в достройку Рогунской ГЭС в Таджикистане, что также вызывает жесткое неприятие Ташкента.

Конечно, эти шаги не способствуют потеплению отношений с Узбекистаном. Но что остается делать, если официальный Ташкент сам не хочет укрепления партнерства с РФ? Каримов вновь определенно склоняется к преимущественному сотрудничеству с Западом, чему способствовала отмена почти всех санкций, объявленных ЕС и США против Узбекистана после событий в Андижане в мае 2005 года. От заигрываний с русскоязычным населением республики, предпринятых Каримовым в тот момент, когда он нуждался в российской поддержке, президент Узбекистана вновь перешел к националистическому курсу во внутренней политике. Переименовываются улицы узбекских городов, носящие имена выдающихся деятелей русской истории, культуры и науки (равно как и казахской и других неузбекских национальностей). Расширяется Музей жертв политических репрессий, фактически являющийся музеем «русской оккупации»; там проводятся «пятиминутки ненависти» к «завоевателям». Незадолго до визита Дмитрия Медведева в Узбекистан и неофициальной беседы двух президентов в Самарканде в этом городе был снесен памятник Юрию Гагарину.

Этот крен Ташкента, очевидно, непреодолим путем уступок. Значит, России следует вести собственную последовательную линию в отношении других республик Средней Азии, не оглядываясь на мнение Ташкента, а может быть, даже выстраивая своего рода пророссийский блок в Средней Азии, направленный против потенциальных сателлитов США в регионе.

Существенным успехом внешней политики России стало заявление президента Киргизии Курманбека Бакиева о намерении разорвать договор об аренде ВВС США базы Манас. Правда, досталось оно России недешево. Кроме уже упомянутых 1,7 млрд долларов беспроцентного кредита, предоставляемого сроком на 20 лет, Россия до 30 апреля выделит Киргизии льготный кредит в 300 млн долларов, погашение которого Киргизия будет осуществлять в 2016–2049 годах. Существовавший до сего времени киргизский долг России в размере 193,6 млн долларов частично погашен акциями киргизского оборонного предприятия «Дастан» на сумму 19,4 млн долларов (48% всего пакета) и зданием российского торгпредства в Бишкеке. Таким образом, бóльшая часть долга списана. Очевидно, что только щедрые финансовые посулы России (которые теперь зафиксированы в подписанных документах, уже ратифицированных киргизским парламентом) побудили Бакиева выступить с заявлением о закрытии американской базы.

Однако и этот успех еще не закреплен практическими делами. Одного заявления Бакиева мало, вопрос о расторжении договора с США должен решать киргизский парламент. А он, наверняка не без негласного указания главы государства, перенес рассмотрение этого вопроса с пятницы 6 февраля на следующую неделю. По мнению многих экспертов, Бакиев выжидает. Пригрозив американцам, он надеется, что они предложат ему новые, более выгодные условия. Таким образом, киргизский президент, уже получив гарантированные выгоды от России, намерен сохранить выгоду и от присутствия в республике американских военных.

В том, что это так, убеждает спокойная позиция Пентагона, представители которого заявляют, что рассчитывают и дальше использовать базу в Киргизии для проведения «антитеррористических» операций. Однако признают, что по вопросу сохранения базы Манас Вашингтону теперь придется договариваться не с Бишкеком, а с Москвой. Собственно, по этой причине генсек НАТО уже и обратился к РФ с просьбой сохранить в Киргизии американскую базу.

Первый раунд таких переговоров, по-видимому, состоится уже на начавшейся в пятницу ежегодной (45-й по счету) конференции по безопасности в Мюнхене, где участвуют вторые-третьи лица великих держав. Вопрос о базе в Киргизии будет увязан с другими аспектами российско-американских отношений, в первую очередь – размещением объектов ПРО США в Польше и Чехии. По мнению заведующего отделом Средней Азии Института стран СНГ Андрея Грозина, Москва вполне может согласиться на сохранение американской базы в Манасе, если Вашингтон, в свою очередь, откажется от планов размещения ПРО в Восточной Европе. Отсюда понятна и выжидательная тактика Бакиева.

Добавим от себя к этому прогнозу, что до сих пор все обещания США, данные России, начиная от обещания воздержаться от расширения блока НАТО на восток от границ Германии, имеют странное обыкновение исполняться с точностью до наоборот. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что если такой «бартер» между Москвой и Вашингтоном состоится, то рано или поздно объекты американской ПРО все равно появятся вблизи нашей западной границы, а военное присутствие США в Средней Азии сохранится на прежнем уровне.

И более того – оно, возможно, даже возрастет. Уже озвучены планы Пентагона о многократном увеличении численности контингента на базе Манас (сейчас там находится чуть больше тысячи военнослужащих США и других стран НАТО). Далее, под предлогом возможного оставления базы Манас США нащупывают контакты с главами других среднеазиатских республик на предмет размещения своих войск. Известно, что предложения такого рода сделаны Узбекистану и Таджикистану.

Каримов, по некоторым сведениям, склонен идти навстречу американцам. Военная база США Ханабад в Узбекистане существовала до 2005 года, когда Каримов, в связи с реакцией США на события в Андижане, разорвал соглашение об аренде и потребовал вывода американских войск. Теперь же, на фоне потепления отношений между Западом и узбекским лидером, не исключено, что американские военные снова вернутся в Узбекистан.

В Таджикистане с 2001 года – начала «антитеррористической» операции в Афганистане – действуют военные объекты, на которых находятся военнослужащие Германии, Франции и некоторых других европейских стран Северо-Атлантического альянса: аэродром вблизи Душанбе и военно-тренировочные лагеря. Теперь, после переговоров американского посла в Душанбе Т.Э. Джейкобсон с президентом республики Эмомали Рахмоном, объявлено, что США тоже создадут в Таджикистане военно-тренировочный лагерь, в котором американские военные будут обучать своих таджикских коллег. На границе с Афганистаном США выстроят на свои деньги второй широкополосный мост, по которому будет осуществляться снабжение американских войск в Афганистане (первый был выстроен два года назад тоже на средства США). Таджикистан берет на себя обязательства по транзиту в Афганистан американских грузов невоенного характера.

Кстати, министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно заявил, что Россия тоже могла бы участвовать в транзите невоенных грузов США в Афганистан. Но чисто географически США могут не нуждаться для этого в России. Путь через Грузию, Азербайджан, Каспий, Туркмению, Узбекистан и Таджикистан значительно короче. А главное, что страны, лежащие на этом пути, в большинстве своем являются состоявшимися или потенциальными сателлитами США. Значит, они могут согласиться и на транзит военных грузов. Туркмения и Узбекистан уже очень близки к тому, чтобы снова войти в орбиту американской политики; осталось уговорить Таджикистан.

Однако такая нынешняя тактика правителей Узбекистана, Таджикистана, да и Киргизии как-то слабо вяжется со взаимными обязательствами по ОДКБ. Исходя из логики последних 20 лет, согласно которой из всех возможных сценариев всегда реализуется худший для России, мы вправе предположить, что, при сохранении базы США в Киргизии, американские военные вскоре появятся также в Узбекистане и Таджикистане (возможно также и в Туркмении – в тылу Ирана), а численность американских войск в регионе увеличится в разы, если не на порядок.

Таким образом, при более внимательном рассмотрении оказывается, что даже щедрые финансовые вливания не могут гарантировать лояльности государств региона России. И это понятно, поскольку более богатые США всегда смогут «перекупить» правящие круги этих стран.

Очевидно, прочные межгосударственные объединения строятся не на меркантильном интересе, а на общей системе ценностей. Именно неспособность российских элит предложить такую универсальную систему ценностей, привлекательную для стран Ближнего Зарубежья, которые столетиями были связаны с Россией общей исторической судьбой, является главной причиной хронического кризиса и холостой работы интеграционных образований на постсоветском пространстве.


Количество показов: 3309
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100