RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

17.03.2009

Елена Малер-Матьязова

БОЛГАРСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. Часть 2

Евроструктуры угрожают духовному суверенитету и идентичности Болгарии

Окончание. Начало см. здесь: http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=13255

РАСКОЛЬНИКИ ЛИШАЮТСЯ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВА

После десятилетия торжества поддерживаемых правительством церковных раскольников, с 2001 года ситуация наконец-то изменилась в пользу канонической Болгарской православной церкви. Это было связано с победой на парламентских выборах 2001 года новой политической силы – Национального движения «Симеон Второй», избранием нового премьер-министра Симеона Сакскобургготского (сына последнего болгарского царя Бориса) и президента Георгия Пырванова, на этот раз кандидата от социалистической партии. И новый президент, и премьер сразу же заявили о своей поддержке канонической Болгарской Церкви и приняли свои присяги в присутствии Патриарха Максима.

Вопросом первой важности для Священного Синода было получение БПЦ государственной регистрации. Поэтому, на прошедшем в 2001 году V Церковно-народном Соборе Патриарх Максим заявил о возможности преодоления раскола через принятие нового закона «О вероисповеданиях» и проведение перерегистрации всех религиозных объединений; и выразил надежду на принципиальное улучшение церковно-государственных отношений в связи с позициями новоизбранной власти. И в 2002 году БПЦ наконец-то получила государственную регистрацию: Дирекция вероисповеданий, во главе которой встал декан Богословского факультета Софийского университета Иван Желев, восстановила государственную регистрацию Патриарха Максима как главы Болгарской Церкви. А в следующем 2003 году вступил в силу принятый парламентом новый Закон о вероисповеданиях, который признавал недопустимым существование более чем одного юридического лица с одним и тем же наименованием. А главное: по этому закону только каноническая Болгарская Церковь имела право пользоваться находящимися на территории Болгарии православными храмами, в том числе теми, которые были захвачены раскольниками. После чего болгарской прокуратурой деятельность раскольников была признана не соответствующей новому закону и Иннокентию было предложено отказаться от незаконно захваченного имущества Болгарской Церкви и зарегистрироваться с новым названием.

В 2004 году, на основе нового религиозного законодательства и в соответствии с решением суда, болгарская полиция одновременно закрыла и опечатала около 250 захваченных раскольниками православных храмов по всей стране. А после распространенного Священным Синодом БПЦ в июле 2004 года обращения ко всем отделившимся духовникам и мирянам с призывом раскаяться и возвратиться в лоно канонической церкви, большинство представителей «альтернативного синода» вернулись в каноническую Болгарскую Церковь: так, из 50-60 священников с покаянием БПЦ вернулись около 45. Таким образом, к 2005 году «альтернативный синод», а значит, и церковный раскол де-факто перестал существовать.

Но, к сожалению, не де-юре, поскольку номинально существующий, без храмов и паствы, десяток «альтернативных» иереев продолжили свою борьбу с канонической Болгарской Церковью, но на этот раз в юридическом измерении, с привлечением международных правовых институтов.

 

ЗА ПОДДЕРЖКУ КАНОНИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ БОЛГАРИИ УГРОЖАЮТ САНКЦИЯМИ

«Альтернативный синод», с 2001 года лишившийся какой бы то ни было государственной, юридической и правовой поддержки, а в 2004 году, благодаря новому религиозному законодательству, потерявший захваченные прежде храмы и большую часть священников и прихожан, вернувшихся в каноническую церковь, решил обратиться за помощью в борьбе с канонической церковью к западным международным институтам.

Так, в 2004 году, после того как у раскольников были отобраны захваченные ими храмы БПЦ, глава «альтернативного синода» митрополит Иннокентий предпринял попытки оспорить решения болгарских властей в Европейском суде по правам человека; правда, тогда они не принесли результата. Затем, когда в 2006 году со стороны болгарских властей против «альтернативного митрополита» было выдвинуто обвинение в незаконном самоназвании как главы Священного синода и митрополита Софийского, за что ему грозил штраф в 90 тысяч долларов, международные «правозащитные» круги снова заявили о себе. Так, адвокат, защищающий митрополита Иннокентия, назвал этот процесс «глупым», «абсурдным» и предупредил, что сам факт подобного осуждения может уменьшить шансы Болгарии на вступление в Европейский союз. А представитель Болгарского хельсинского комитета Янко Грозев назвал это обвинение «сомнительным» в свете международных стандартов прав человека, поскольку, согласно международному праву, при споре между религиозными фракциями правительство обязано оставаться нейтральным.

В таком же духе начали появляться заявления и от других европейских адвокатов и наблюдателей, которые подчеркивали, что поддерживая БПЦ, Болгария нарушает международные обязательства по правам человека, в связи с чем действия Болгарских властей уже подвергаются критике в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Удивительно, что о запрете на поддержку со стороны Болгарского правительства речь зашла именно в ситуации оказания этой поддержки канонической Церкви. А когда предыдущее болгарское правительство оказывало однозначную и активнейшую поддержку раскольникам, западные наблюдатели делали вид, что ничего не происходит.

И вот теперь – последний акт юридического фарса. ЕСПЧ выступил с обвинением болгарского государства в нарушении 9 статьи Конституции Болгарии, где говорится о свободе мысли, совести и вероисповедания. Причем, ЕСПЧ предписал Болгарии не только вернуть «альтернативному синоду» все храмы, но и выплатить «митрополиту» Иннокентию денежную компенсацию в размере 8 тысяч евро. Для улаживания конфликта Европейский Суд назначил трехмесячный срок, после чего пригрозил применением против Болгарии международных санкций…

 

БОЛГАРИЯ НЕ ПОДЧИНИТСЯ ДИКТАТУ ЕСПЧ

Сразу же после появления этого «идеологического предписания» Святейший Синод Болгарской Православной Церкви выступил с заявлением, выражающим категорическое несогласие «с решением, не считающимся с внутренней жизнью и каноническим устройством и единством Церкви», «с несправедливыми, односторонними, пристрастными мотивами решения, оставившего без внимания канонические и юридические аргументы БПЦ», и подчеркивающим невозможность со стороны «ни этого суда, ни какого-либо иного государственного или международного органа решать вопросы канонической жизни какого-либо вероисповедания». Президент Болгарии Георгий Пырванов выразил полную поддержку Болгарской Патриархии и в своем заявлении отметил, что, по его мнению, решение ЕСПЧ по иску «альтернативного синода» против Болгарии «не является обязательным» и отказался выполнять решение Европейского суда о возвращении раскольникам православным храмов.

В этой тяжелой ситуации церковного раскола и конфликтов с «альтернативным синодом» и выступающими на его стороне международными институтами Русская Православная Церковь постоянно оказывала поддержку Священному Синоду БПЦ и Патриарху Максиму. Святейший Патриарх Алексий Второй на протяжении нескольких лет, и в Москве, и в Софии, проводил встречи с представителями Болгарского правительства и выражал надежду на их поддержку канонической Болгарской Церкви. А в 2003 году Предстоятель Русской Церкви наградил президента Болгарии Георгия Пырванова премией Международного фонда единства православных народов за принятие им нового закона о вероисповедании.

В 2009 году, после выхода заявления Европейского Суда, прошли уже две встречи очень высокого уровня, на которых обсуждалась и заявленная позиция ЕСПЧ, и пути разрешения болгарского церковного раскола. Это, во-первых, прошедшая 6 февраля в Москве встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и президента Болгарии Георгия Пырванова. А во-вторых, состоявшееся 11-12 марта в Софии рабочее межправославное совещание, на котором присутствовали представители 12-ти Поместных Православных церквей, в том числе и делегация Московского Патриархата.

 

ЕВРОШАНТАЖ БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ

Помимо выражения всецелой и однозначной поддержки Священного Синода БПЦ и соответствующих действий Болгарских властей, представители Московского Патриархата подчеркивают необходимость критичного переосмысления мировоззренческих основ декларируемых институтами ЕС принципов международного «сотрудничества». Потому что разворачивающаяся против Болгарской Церкви и государства критика со стороны секулярных «международных институтов», совершенно не считающаяся с базовыми принципами канонического устройства Православной Церкви, может стать опасным прецедентом для дальнейшей международной правовой практики по отношению к любой Поместной Православной Церкви.

Очень показателен комментарий представителя ОВЦС отца Николая Балашова, данный в связи с московской встречей Патриарха Кирилла с президентом Болгарии, в котором он указал на наличие специфической «мировоззренческой платформы, на основании которой Страсбургский суд вынес свое решение», на основе чего «одна из возможных моделей цивилизации и правового устройства была избрана в качестве универсальной для всех». На прошедшем же 11-12 марта межправославном совещании в Софии, глава московской делегации епископ Илларион (Алфеев) прямо выразил озабоченность в связи с тем, что обсуждаемое решение Европейского Суда формулирует новую норму разрешения каких угодно не устраивающих европейских «правоведов» вопросов церковно-государственных отношений, что, конечно, совершенно неприемлемо для Поместных Православных Церквей.

Ведь получается, что, оказав такую поддержку болгарским раскольникам, ЕСПЧ откровенно выступил и против исторической Болгарской Церкви, естественным образом являющейся единственной каноничной православной структурой на территории Болгарии, и против Вселенского Православия, высказавшего свою однозначную позицию на Всеправославном Совещании 1997 года, обозначив «альтернативный синод» – «болгарским расколом» и призвав к его скорейшей ликвидации…

Как хорошо видно из критических заявлений представителей различных европейских организаций, Евросоюз пытается проводить политику самого настоящего шантажа, согласно которой либо Болгария выполняет все мировоззренческие требования ЕС и получает право считаться частью «европейской цивилизации», либо Болгария позволяет себе настаивать на собственных «атавизмах» – например, на признании БПЦ единственной легитимной Церковью, и тогда она будет вынуждена столкнуться с различными используемыми ЕС «страшилками», вроде признания с ее стороны нарушений «международных обязательств по правам человека», началом «международных санкций», а возможно, и ее «делегитимизации» в качестве «приличного» и «демократичного» европейского государства…

Ситуация этого шантажа со стороны ЕС усугубляется тем положением, в которое себя поставила сама Болгария, в 2004 году вступив в блок НАТО, а 2007 году став членом Европейского Союза. После чего от одного из его международных институтов и получила указание, какую следует проводить религиозную политику, какую церковь можно, а какую нельзя считать легитимной… Стоит ли иметь отношение к «цивилизационному проекту», ради которого придется отказаться помимо всего прочего, от права на собственную религиозную политику и, что еще серьезней, идентичность?

Об этом в своем выступлении на прошедшем 11-12 марта Всеправославном Совещании в Софии очень точно сказал глава московской делегации епископ Илларион (Алфеев), заявив, что государства, делегировав часть своих полномочий различным международным организациям, попадают в ситуацию зависимости от принимаемых за их пределами решений, касающихся их собственной внутренней политики. Таким образом происходит насаждение некой якобы «универсальной» евромодели церковно-государственных отношений, само собой разумеется, не учитывающей никаких религиозных и национальных своеобразий… И на этот серьезный вызов, создающий «почву для озабоченности каждой Православной Церкви», необходим, по мнению епископа Иллариона, общеправославный ответ, содержащий «четкое и ясное представление миру особенностей модели религиозно-государственных отношений, свойственных странам православной традиции».

И действительно, такая консолидированная общеправославная позиция более чем необходима в контексте этой новой агрессивной секулярной евро-идеологии, где каноничной Православной Церкви приходится отстаивать элементарное право на легитимность на территории собственного государства...


Количество показов: 3913
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100