RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

29.04.2009

Григорий Тинский

НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ

РПЦ и польская католическая церковь помогают правительствам своих стран в «трудных делах»

На днях в Академии Государственной службы при Президенте России состоялась конференция на тему «Взаимодействие государства и Церкви в преодолении вызовов глобализации: опыт Польши и России». Конференцию организовала польско-российская неправительственная группа, которую в Польше называют комиссией по «трудным делам». С российской стороны группу, созданную в 2007 году, возглавляет ректор МГИМО, член коллегии МИДа профессор Александр Торкунов, с польской – бывший министр иностранных дел Польши профессор Адам Ротфельд. Впервые официальную поддержку такого рода мероприятию оказала Русская Православная Церковь. Сопредседатели группы были приняты председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Волоколамским Илларионом, а в работе конференции принял участие заместитель председателя ОВЦС священник Георгий Рябых.

Комиссия «по трудным делам» была создана в 2007 году решением польского премьер-министра Дональда Туска и президента Владимира Путина после того, как на протяжении длительного времени российско-польские отношения были «заморожены» по многим причинам, и призвана способствовать «наведению мостов» не только на правительственном уровне, но и на уровне экспертных сообществ, общественных организаций, СМИ и, в конечном итоге, между гражданами наших стран.

Выбор кандидатуры Адама Ротфельда на должность сопредседателя группы с польской стороны должен свидетельствовать о серьезности намерений наших польских партнеров.

Адам Даниэль Ротфельд родился 4 марта 1938 года в селе Пшемышляны около Львова в еврейской семье. Его родители были убиты немцами во время войны. Мальчика спасли монахи из греко-католического ордена студитов. В монастыре мальчика окрестили и дали ему фамилию Червиньски (настоящую фамилию удалось вернуть только через несколько лет после войны). В 1946 году после роспуска монастыря и делегализации греко-католической церкви в СССР Адам попал сначала в советский детский дом, а затем, уже в 1951 году, был репатриирован в Польшу, где его поместили в детский дом в Кракове. Социалистическая Польша дала возможность сироте получить элитное по тем временам образование: в 1960 году он получил диплом Высшей Школы Дипломатической Службы, в 1962 году – диплом факультета журналистики Варшавского университета. В 1969 году Адам Ротфельд стал доктором юридических наук, в 1990-м – доктором гуманитарных наук. С 1961 по 1989 год Ротфельд работал в Польском Институте Международных отношений. После «бархатной революции», не вступив ни в одну из многочисленных польских партий, Адам Ротфельд работал в международных организациях, был специальным представителем председателя ОБСЕ по урегулированию Приднестровского конфликта, а в 2005 году в течение 10 месяцев исполнял обязанности министра иностранных дел Польши.

Уникальная биография, беспартийность и политическая неангажированность Адама Ротфельда внутри страны в сочетании с опытом работы в различных европейских структурах, а также факт участия в правительстве посткоммуниста Лешка Миллера делает его сопредседательство в российско-польской комиссии особенно значимым и, несомненно, вызывающим доверие.

Одной из задач группы Ротфельда–Торкунова является подготовка до конца года совместной оценки взаимоотношений наших стран в ХХ веке. Пожалуй, самой острой темой здесь остается история Катыньского расстрела польских офицеров частями НКВД. Многочисленные иски родственников жертв о реабилитации погибших по-прежнему отклоняются российскими судами. Известный польский публицист Вацлав Радзивинович, принимавший участие в конференции, задал вопрос об отношении к этим событиям священнику Георгию Рябых. В опубликованной «Газетой Выборчей» 25 апреля статье он цитирует ответ отца Георгия на этот непростой вопрос:

«Жертвы заслуживают памяти, а значит, реабилитации. Так же, как и тысячи россиян, расстрелянных на подмосковном полигоне Бутово. Многих из них, убитых выстрелами в затылок и похороненных в братских могилах, Церковь признала мучениками веры. Нужно помнить и чтить жертвы Катыни и жертвы Бутово. Нам бы хотелось только, чтобы вы в Польше помнили о том, что у нас сотни Катыней по всей России».

Дойдет ли до польской аудитории этот посыл? Поймут ли поляки, что трагедию Катыни невозможно понять до конца, не осознав ужасающий масштаб другой трагедии, которую пережила Россия? Пока же выступившие на конференции участники с обеих сторон пришли к выводу о близости подходов Русской Православной Церкви и польского католического костела к ответам на вызовы глобализации, актуальных для обеих стран.


Количество показов: 4272
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100