RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

26.05.2009

Сергей Правосудов

КТО ОПЛАТИТ ГАЗ ДЛЯ КИЕВА?

Евросоюзу предложено перейти от слов о «поддержке Украины» к конкретным денежным делам

Состоявшийся в конце мая в Хабаровске саммит России и ЕС продемонстрировал существенный сдвиг в позиции Еврокомиссии по вопросам энергодиалога. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил: «Я приветствую идею господина Медведева об актуализации Энергетической хартии, с тем, чтобы наилучшим образом использовать те идеи, которые были высказаны господином Медведевым относительно новых правил в области энергетики. Мы считаем, что ряд этих идей весьма полезен, и их необходимо обсудить в рамках процесса обзора Энергетической хартии». Любопытно, что месяц назад еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс говорил нечто прямо противоположное: Энергетическая хартия, мол, подписана и вступила в силу, менять в ней ничего не нужно.

Что заставило Еврокомиссию вдруг повести себя столь конструктивно? Напомним, что в начале мая в Праге состоялся энергетический саммит «Южный коридор – новый шелковый путь». Многие ожидали, что здесь будет объявлено о подключении Туркменистана, Узбекистана и Казахстана к проекту Nabucco. Однако этого не произошло, что дало основания говорить о провале саммита. О своих планах направить газ в этот еще не построенный газопровод заявил Азербайджан (при этом, одновременно идут переговоры с «Газпромом» о продаже тех же объемов газа). Но запасов этой страны не хватит для наполнения трубы мощностью 30 млрд куб. м газа в год. Таким образом, Nabucco пока остается виртуальным проектом, так как источников для наполнения его ресурсами не найдено. Это усложняет позицию Евросоюза, который в условиях снижения собственной добычи стремится найти альтернативных России поставщиков голубого топлива.

Кстати, проект Nabucco, если он будет реализован, может принести Евросоюзу не только выгоды, но и проблемы. Дело в том, что планируемый газопровод должен пойти по территории Турции. А эта страна уже сегодня пытается обменять свою поддержку данного проекта на вхождение в ЕС. Власти большинства европейских стран не желают видеть Турцию в своих рядах, поэтому число проблемных транзитных государств, по территории которых газ идет в Европу, может увеличиться.

Едва ли можно назвать прочными и позиции ЕС в энергетическом диалоге с Украиной. Стоит напомнить, что Украина подписала с ЕС договор о предоставлении кредита на модернизацию своей ГТС в размере 3 млрд долларов. Этой суммы явно недостаточно для достижения заявленной цели, а экономические проблемы не позволяют Украине заниматься модернизацией ГТС самостоятельно.

В настоящее время Украина испытывает серьезные проблемы с покупкой газа для закачки его в ПХГ. Дело в том, что этот газ потребуется только зимой, следовательно, деньги за него «Нафтогаз Украины» получит тогда же. Но закачать его нужно летом. Денег у «Нафтогаза» для оплаты газа нет. Юлия Тимошенко пыталась договориться с Россией о кредите на его закупку (около 5 млрд долларов). Однако Владимир Путин заявил, что в условиях политической нестабильности на Украине, Россия не может предоставить такую сумму. Глава российского правительства предложил европейцам помочь Украине деньгами – тогда и наша страна внесет свою долю.

Но встает вопрос, чем будет обеспечен этот кредит. Скорее всего, Украине придется пойти на то, чтобы передать свою газотранспортную систему в управление международному консорциуму компаний. Хотя, наверняка, этому процессу будут противодействовать США, которые заинтересованы в сохранении нестабильной ситуации на Украине, чтобы диктовать свои условия и России и Европе.

Об авторе: Сергей Правосудов – директор Института национальной энергетики, кандидат исторических наук


Количество показов: 3133
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100