RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

03.06.2009

Сергей Исрапилов

ПОРА ПРИХОДИТЬ В СЕБЯ

Чтобы пройти испытание кризисом, российское общество должно отказаться от потребительских иллюзий

ВСЕ МЕНЬШЕ РЕАЛЬНЫХ БЛАГ, ВСЕ БОЛЬШЕ ИЛЛЮЗИЙ

Современную Россию вполне можно считать страной, где уже сложилось «общество потребления». Но, в отличие от богатых стран «золотого миллиарда», у нас главный потребляемый товар – это образы и иллюзии. Ради того, чтобы покупать эти иллюзии, мы порой экономим даже на продуктах питания или качественных товарах повседневного спроса.

Блистающие рекламными огнями мегаполисы, потоки престижных иномарок, безумное веселье ресторанов – да, трудно было не поддаться соблазну и не увидеть в изобилии последних лет приметы земного потребительского рая.

В «сытые» 2000-е годы доходы россиян в долларовом эквиваленте выросли в несколько раз. Мы покупали много всего – нужного и не очень. Было хорошо, но это – «в среднем по палате». Кто-то скупал яхты, футбольные клубы, акции зарубежных компаний и бриллианты, а большинство просто выкарабкивалось из беспросветной нищеты 1990-х годов.

В реальности в последние шестнадцать лет произошло существенное сокращение потребления важнейших благ. Официальная статистика подтверждает, что ухудшение потребления имело место по большинству товарных групп. Ниже, в таблице мы приводим данные Росстата. По сравнению с концом 1980-х (помните, это когда были очереди и дефицит!), наши соотечественники больше ограничивают себя в питании; стали меньше ездить на поездах и реже покупать авиабилеты.

Динамика физических объемов потребления

 


СЖАТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПИРОГА

Но статистика не в состоянии передать всю глубину происшедших в нашей жизни перемен. Ведь сегодня далеко не у всех есть возможность получить бесплатно квалифицированную медицинскую помощь. После завершения реформы высшего образования значительная часть молодежи не будет иметь возможности поступить в вуз. Все сильнее стареет инфраструктура ЖКХ и даже сами дома, построенные 40-50 лет назад, вот-вот исчерпают свой жизненный лимит. И, наконец, все более очевидной становится неудача пенсионной реформы, что грозит весьма неприятными последствиями миллионам граждан стремительно стареющей страны.

Даже длительный период экономического роста (2000–2008 годов) не смог компенсировать провалы 90-х. На потребительском рынке в 2000-е годы рост, как правило, шел в сфере «новой экономики» – то есть в сфере модных игрушек, навязанных потребителю массированной рекламой.

А потребление важнейших товаров и продуктов питания стремительно падало. Таким образом, если вообще имеет смысл говорить о смене «потребительских эпох» в России, то последние шестнадцать лет – время сокращения потребления жизненно необходимых товаров.

 

РАВНОДУШИЕ – ИЗНАНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА

Практически повсеместно мы видим ухудшение «входящего трафика» социальных благ. Социальный пирог сжался до пирожка с картошкой. Но Россия все еще ослеплена блеском роскоши и потребительства.

В 2000-е годы статистики гордились вздувшимися цифрами, а граждане в долг скупали иномарки и плазменные панели. О решении реальных проблем никто и думать не желал. Однако даже сейчас, на фоне кризиса, настроения потребительского общества оказались поразительно живучи. Наша элита неохотно расстается с иллюзией успехов. А население просто ждет, когда «распогодится», поднимут зарплату или простят долги по кредитам.

Беда России не в том, что беды одной части россиян не заботят их более удачливых сограждан. Проблема в том, что между беднейшими слоями России и богатой, благополучной ее частью пропасть столь глубока, что население благополучных мегаполисов вообще не представляет истинных масштабов бед своих сограждан.

В 90-е я служил в депрессивном сибирском городке Юрга. Телевидение обсуждало подробности войны на родном мне Кавказе, а я своими глазами видел трупы замерзших бомжей на юргинских улицах. Но стало ли в «сытые» 2000-е российское общество хоть чуточку терпимее к бедствующим согражданам? Недавно телевидение скрытой камерой снимало реакцию россиян на просьбы переодетых «бомжей». Большинство прохожих брезгливо морщились или проявляли агрессию. А ведь в трудной ситуации всего двое суток без пищи – и современный человек превращается в тупое животное, покорно дожидающееся собственной участи.

 

ПОТРЕБЛЕНИЕ ВО ВРЕД ЗДОРОВЬЮ

Статистика наглядно показывает опасное для общества снижение уровня потребления. Беда в том, что те, кто, не занят тяжелым трудом и имеет досуг читать статистику, сыты и относительно довольны жизнью. И, за редкими исключениями, в их сознании редко просыпается беспокойство за других.

Кроме того, долгое время реальное уменьшение потребления вуалировалось общим сокращением населения РФ и рынком кредитования, позволявшим жить в счет будущих доходов.

Еще более важным фактором, маскировавшим сжатие потребления товаров и услуг, стало растущее потребление образов. Вкушение иллюзий – вот истинный характер нашего современного потребительства. Как показывают данные продаж, россияне все охотнее платят за самообман.

Так, с 2000 года в стране почти в 4 раза выросло количество покупаемых телевизоров. Это – один из немногих рынков потребительских товаров, демонстрирующий столь хорошую динамику. И – наглядный пример роста потребления иллюзий нашим обществом.

Не с погоней ли за иллюзией связан и рост продаж алкоголя – более чем в 3 раза за пятнадцать «постиндустриальных» лет?..

Или – еще один пример. Как преподаватель, я часто вижу студентов, общающихся по сверхдорогим смартфонам и айфонам, но обедающих всухомятку – пирожками и газировкой. Можно сказать, что в наших школах и вузах это – повсеместное явление. Трудно сказать, какую пользу извлекают молодые люди от общения по этим дорогим «гаджетам». Но очевидно, что эта польза меньше вреда, который они приносят своему здоровью.

 

ЧЕМ ПОБЕДИТЬ АПАТИЮ?

Наше общество все больше напоминает зависший компьютер. Мы еще потребляем какую-то энергию, но уже неспособны преобразовать ее в позитивный и адекватный импульс, хотя бы даже в перезагрузку. Основная часть населения не отрывает глаз от пола, дороги или земли, работает, надеясь, что те, кто «наверху», примут правильные решения. Но и наверху, в «элитах», большинство озабочено лишь проблемами собственного выживания.

Более того, чем выше, тем страшнее поднять глаза и увидеть общую картину. Даже интеллигенция порой сознательно превращается в «офисный планктон», хотя может видеть и понимать больше других. Пару лет назад в обиход даже вошло модное словечко: «ТУПО». Тупо работай, тупо зарабатывай, тупо отдыхай…

Мне кажется, эту ситуацию уже нельзя решить традиционными политическими инструментами. Нет такой реформы, что могла бы победить апатию, деградацию или вырождение. Бессмысленно говорить политикам: сделайте то-то – и все станет хорошо. Тут ведь глобальная проблема: рядом, буквально под боком тонет Европа, поодаль кренится Америка. Да и если бы это была проблема лишь России, разве было бы легче?

Нет, в этой ситуации не может быть готовых решений. Но, наверное, кое-что еще можно сделать… Прежде всего – надо отказаться от иллюзий.

Напрасно кто-то надеется отсидеться в «тихой гавани» и все еще таскает общие продукты в припрятанный для себя плотик. Это безумная надежда, ибо больше не будет тихих гаваней. Если огонь внезапной бедности полыхнет по самым тихим местам, то там же взорвется и криминальный котел.

Что же делать? Прежде всего, надо перестать все делать ТУПО. Надо оглянуться и принять правду, какой бы неприятной она ни была. Надо протянуть руку тому, кто ближе, помочь тем, кому хуже. И перестать радоваться проблемам других, ибо на нашем корабле «чужих» проблем больше нет.


Количество показов: 3029
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100