11.09.2009
София Докука
СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА – РОССИЯ?
Руководству нашей страны пора задуматься, как противостоять угрозе twitter-революции
Недавно в ряде стран Латинской Америки прошла серия акций протеста против политики президента Венесуэлы Уго Чавеса. Участники демонстраций выступают против разрыва отношений Каракаса и Боготы, последовавшего за решением Колумбии предоставить доступ США к своим военным базам. Эти события были бы похожи на многочисленные аналогичные мероприятия, если бы не одно «но»: акции протеста были организованы при помощи социальных сетей – главным образом Facebook и Twitter.
Таким образом, опасения наблюдателей о том, что twitter-революции могут стать стандартной технологией, получили еще одно подтверждение.
Социальные сети представляют собой уникальный пример сервиса, завоевавшего многомиллионную аудиторию в кратчайшие сроки. Например, на Facebook за пять лет зарегистрировались двести миллионов человек. Их число растет буквально с каждой секундой. Пользователей привлекают возможности регистрации под реальным именем, размещения информации о себе, поиска друзей и знакомых, а также сообществ и клубов по интересам для обмена мнениями и различными файлами.
Хотя в Интернете и до социальных сетей возникали подобные сервисы, интерес к ним был гораздо меньший. Для сравнения их темпов развития с Facebook можно вспомнить, что за все десять лет существования Живого Журнала им воспользовались только двадцать миллионов пользователей.
Особое распространение и рост с небывалой скоростью демонстрирует сервис Twitter, представляющий собой платформу для микроблоггинга, где жанром является короткое сообщение, которое, что сыграло важную роль, можно отправить на ресурс даже с мобильного телефона как SMS-сообщение. Twitter привлекает огромное внимание – за последний год его аудитория выросла в пятнадцать раз, и к настоящему времени число зарегистрированных аккаунтов составляет более пятидесяти миллионов. С ростом числа пользователей растут и функции сервиса. Сегодня Twitter используется для передачи не только личных, но еще и общественных сообщений: для многих уже не возникает вопроса о том, где искать актуальные новости – для этого есть сервис TwitterNews.
Став мощными ресурсами, пользование которыми для многих людей превратилось в ежедневный ритуал, социальные сети стали использоваться в качестве инструмента политической борьбы.
Самыми яркими примерами применения «нового информационного оружия» являются события в Иране и весенняя «twitter-революция» в Молдавии.
Согласно версии одного из главных активистов молдавского протестного движения Натальи Морарь, данная акция была организована с помощью социальных сетей и блогов всего за два часа. Удалось мобилизовать порядка 15000 человек, которые вышли на центральные улицы Кишинева с лозунгами «Я не коммунист!» и выступили с требованиями провести новые выборы в государственный парламент. Однако акция протеста переросла в уличные беспорядки. Ущерб от погромов составил около 30 млн долларов.
Кишиневский урок был усвоен Пекином. Известный своим консервативным отношением к Интернету Китай в канун 20-летия восстания на Площади Тяньаньмэньзаблокировал многие социальные сети во избежание возможных митингов, к которым могли бы привести призывы заинтересованных лиц. Отметим, что власти страны ограничили доступ только к англоязычным ресурсам, таким как Facebook и MySpace, разрешив использование самой популярной сети в Китае QQ, общение в которой происходит на китайском языке.
Однако модель революции блогов была слишком хороша, чтобы использовать ее лишь однажды, и уже через два месяца схема twitter-восстания опробована снова – в этот раз во время иранских президентских выборов.
В начале предвыборной кампании власти Ирана пытались блокировать социальные сети, однако такого рода инициативы не нашли понимания у населения, и доступ к ресурсам был разрешен.
После оглашения результатов голосования призывы к массовым акциям протеста в стране стали распространяться именно посредством Facebook и Twitter.
По сообщениям западных информационных агентств, и мобильная связь, и Интернет в Тегеране практически не функционировали. На практике, лидер иранской оппозиции Мир Хоссейн Мусави активно общался со своими сторонниками в Facebook и призывал их выходить на улицы столицы для участия в акциях протеста.
Было бы наивно полагать, что эти сервисы использовались организаторами беспорядков «втемную». Микроблоггинг Twitter практически незамедлительно отреагировал на иранские события и даже создал необычный сервис: «Вырази поддержку демократии в Иране – добавь зеленую ленту на свой аватар». Помимо обилия зеленых лент на сайте можно было наблюдать сотни пользователей, поместивших вместо своей фотографии картинку «Где мой голос?». Вопрос выглядел несколько странным, учитывая, что за Мусави по официальным данным проголосовало 32% избирателей, то есть около десяти миллионов человек.
В ходе иранской информационной войны взаимные упреки сыпались со всех сторон: иранские СМИ обвиняли Великобританию и США в организации летних беспорядков в Тегеране, а британское посольство было названо «штаб-квартирой путчистов». Запад, в свою очередь, упрекал Иран в нарушении прав человека и осуждал власти страны за проведение судебных процессов над задержанными оппозиционерами.
Однако спустя два месяца мировое сообщество получило доказательства правоты иранской стороны практически из «первых рук». Хиллари Клинтон признала, что Соединенные Штаты поддерживали Мусави и влияли на внутриполитическую ситуацию. «За кулисами мы делаем многое, – рассказала в августе госсекретарь США. – И продолжаем поддерживать оппозицию».
Очевидно, что подобные технологии могут быть в какой-то момент использованы и у нас в стране. Однако как бороться с угрозой twitter-революции?
Проблема состоит в том, что перед правительствами современных государств, стремящихся сохранить свой суверенитет, встала непростая задача лавирования между Сциллой интернет-цензуры и Харибдой неконтролируемых призывов к насильственной смене власти. Возможной попыткой выхода из этой ситуации является присутствие представителей власти не только в традиционных СМИ, но и в Интернете.
По всей видимости, одним из первых это понял Президент России, что и побудило Дмитрия Медведева открыть свой видеоблог, который затем был продублирован и в Живом Журнале. По его словам, это было сделано для того, чтобы «расширить возможности для дискуссии в блоге и комментировать комментарии».
Впрочем, пока twitter-демонстраций и революций в России не было. И вряд ли причиной этого является только блог Президента. Просто «твиттерян» в России еще не так много. Однако за год их число увеличилось более чем на порядок – с трех до сорока тысяч.
Если такие демонстрации начнутся, момент их появления мало будет коррелировать с экономической или политической ситуацией в стране. Для предсказания этого времени нужно учитывать два других фактора: позицию Госдепартамента США и динамику увеличения пользователей сети Twitter.
Впрочем, можно пойти и другим путем. И применить китайский опыт.
Количество показов: 8775