RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

30.10.2009

Настасья Трофимова

В ПАМЯТЬ О БУДУЩЕМ

Взгляд из Санкт-Петербургского университета

«Ну и поколение нынче пошло: учиться не умеет, общаться не умеет, только сидит “Вконтакте” или пиво пьет». Все сплошь развратники и невежи, поклоняющиеся долларовой бумажке и супермаркету. Так просто сваливать на молодежь все смертные грехи, не правда ли?

Взять хотя бы студентов.

Раньше молодые люди стремились в Космос. Или хотели стать первоклассными учеными. Или стать первоклассными учеными, чтобы уехать за бугор. Или, или, или. Теперь главное желание среднестатистического студента – наконец-то выспаться на лекциях и потусить в хорошей компании на выходных.


ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ НАШИ СТУДЕНТЫ?

С этого года для поступления в университет все без исключения одиннадцатиклассники должны были сдать ЕГЭ – Единый государственный экзамен, тест, играющий роль вступительного экзамена по соответствующему предмету в большинстве вузов страны. Структура его такова: первая степень сложности – задания типа «А», где приводится вопрос и несколько вариантов ответов. Это – та самая часть, которая, как говорят, «отучает думать». Следующая часть «В», состоит из вопросов/задач, ответ на которые состоит из одного слова/цифры/знака. А задания типа «С» предполагают развернутый ответ (сочинение, доказательство и т.п.)

Согласитесь, на первый взгляд не так уж просто, и если убрать задания «А» получится почти обычный письменный экзамен. Но дело не столько в форме, сколько в содержании. Тестовые экзамены заставляют по-иному смотреть на задания. Предложенные вопросы в большинстве своем однозначны и не предполагают вариативности решения, а значит, творческого к себе подхода. Например, типичный вопрос ЕГЭ по литературе: «Укажите, из какой главы произведения взят данный отрывок». Но неужели для понимания «Капитанской дочки» Пушкина так важно только помнить название главы, в которой Петр Гринев повстречал Пугачева?

Но предположим, ваши ЕГЭ сданы. Теперь время тащить бумажки с результатами в выбранный вуз на выбранную специальность. Оговорка: вузы и специальности. Благо, с 2010 года уже ввели ограничения по подаче документов для слишком предприимчивых студентов. Ведь приемная кампания 2009 года была похожа на броуновское движение: маленькие человечки хаотично бродили от вуза к вузу, переводя центнеры бумаги и тысячи нервных клеток на подачу документов куда только можно.

Но – finita la comedia – вы поступили. Теперь вы учитесь, скажем, по специальности «Реклама» на факультете журналистики СПбГУ. Не потому, что вам этого хочется. Не потому, что подходит. Откуда вы можете знать, какая профессия именно ваша, не надоест через пару лет: несколько профориентационных тестов, которые проводил школьный психолог, ничего не дали. Практики, конечно, не имеется – откуда она может быть у вчерашнего школьника? А способность к гуманитарным предметам у вас вроде всегда была, и «мордашка милая». Тем более СПбГУ – это вам не хухры-мухры, мама-папа будут довольны, даже если учеба платная. Подумаешь, 100000 за семестр! Зато можно над бюджетниками посмеяться: у них стипендия ровно на два нолика меньше.

Итак, учимся. В вашем потоке есть пара человек, которым повезло – они знают, чего хотят от себя и от жизни, потому учатся без напряга и с удовольствием. Но вы – не из таких. Помните, вас ведь занесло сюда случайно. А теперь уже поздно что-то менять: все говорят о каких-то «корочках», без которых нормальная жизнь в нашем цивилизованном обществе просто немыслима, да и мама-папа столько надежд вложили…

Вот и окунаетесь вы в околостуденческую жизнь: клубы, КВН, посиделки в общагах с сокурсниками, коньяком и песнями по ночам… в общем, строите жизнь по примеру ТНТ-шного сериала «Универ».

Напоследок, пожалуй, стоит рассказать, что собой представляет непосредственно учебный процесс. Пара-тройка преподавателей, на парах у которых на самом деле «интересно и полезно всем». Примерно половина – лекции-середнячки, на которые вроде надо ходить, но где хронический недосып после вечеринок почему-то всегда пересиливает желание учиться. Еще несколько предметов, к специальности имеющих очень косвенное отношение, введенных в программу, наверное, в целях расширения так называемого «кругозора». Ну и последнее место в списке принадлежит предметам, которые ведут два типа преподавателей: Слишком Старый и Слишком Молодой. Первый уже, а второй еще не может заставить себя уважать, так же как не может читать захватывающие или, на худой конец, связные лекции.


БЕЗ ГЕРОЯ В ГОЛОВЕ

А по «ящику» яркие картинки, о красивой жизни где-нибудь «на Манхэттене и с Деми Мур» или о каком-нибудь оксфордском ботане, который ступил на путь истинный, начав танцевать брейк-данс. Но это все – чужое. У вас же стремление к залитым алкоголем вечеринкам пройдет курсу к третьему-четвертому. Потом появятся новые, вполне себе приличные цели: выйти за кого-нибудь замуж, купить Audi, взять кредит на квартиру, устроиться на высокооплачиваемую работу, чтобы этот кредит отдавать… Чудесно, не правда ли?

Нарисованная мной картинка, возможно, показалась вам неправдоподобной. Сейчас вы можете думать, что на самом деле все не так плохо. А я смотрю на своих сокурсников, на соседей по общежитию… и видя, как в 18 лет до умопомрачения напиваются сообразительные ребята; несмотря на огромное желание учиться, засыпая на первой парте, прямо перед лектором, и понимая, что читать дома книги часто полезнее, чем посещать учебное заведение с громким названием Университет – я не могу разделять ваш оптимизм.

Напрашивается извечный вопрос: кто же виноват? Кто разрешил пиву быть достаточно неалкогольным напитком, чтобы его рекламировали вместе с майонезами и соками? Кто придумал, снял и запустил в прокат тысячи отупляющих фильмов и сериалов, пропагандирующих три главные ценности Современного Человека: секс, потребление, популярность? Кто не стал примером любящих родителей, смелости, великодушия, терпения? И кого винить в том, что ваши дети или внуки станут не такими, какими вам хотелось бы их видеть: стремящимися в светлое будущее, любящими жизнь и заботящимися о вас?


«ВЫХОДА НЕТ» ИЛИ «ВЫХОД РЯДОМ»?

Есть такие люди, которые поздно ложатся и рано встают. Они умеют очень быстро читать и печатать слепым десятипальцевым методом, они тренируют свою память и внимание, много читают, всесторонне развиваются и стараются так же интенсивно развивать своих детей. Иногда я пытаюсь обсуждать со сверстниками преимущества такого образа жизни. Многие не понимают. Просто не видят смысла ценить свое время, ведь не знают, куда при случае девать свободные часы.

«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов – то нет цели!» – заявлял герой гениального советского фильма «Кин-дза-дза!». Взгляните на молодых людей за окном: желтые, бирюзовые, синие и фиолетовые одежды – как раз цветовая дифференциация уже имеется.

Но цели все равно нет. Как, впрочем, и будущего?


Количество показов: 4202
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100