RUS ENG
 

ГЛАВНАЯ
ГОСУДАРСТВО
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
ЭКОНОМИКА
ОБОРОНА
ИННОВАЦИИ
СОЦИУМ
КУЛЬТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ПРОЕКТ «ПОБЕЖДАЙ»
ИЗ АРХИВОВ РП

Русский обозреватель


Новые хроники

21.01.2010

Олег Горбунов

БИЗНЕСМЕН В ОКОПНЫХ УСЛОВИЯХ

Поможет ли новое назначение решить проблемы Северного Кавказа?

19 января Президент Дмитрий Медведев выделил из Южного федерального округа Северо-Кавказский и назначил руководить им бывшего губернатора Красноярского края (в прошлом – банкира и топ-менеджера «Норильского никеля») Александра Хлопонина. В новый округ вошли в основном «национальные» республики: Дагестан, Чечня, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, а также «уравновесивший» их Ставропольский край. Столицей округа стал «компромиссный» (то есть не являющийся столицей «негорного» Ставрополья) Пятигорск. При этом Хлопонин стал вице-премьером Правительства России. Эти новости вызвали массу вопросов и породили не меньше догадок. Кремль, как видно, не просто серьезно задумывается над проблемами Северного Кавказа, который полыхает без остановки, но и пытается экспериментировать с его управлением.

Итак, что может означать новое кадровое решение Президента?

Во-первых, Кремль продемонстрировал уникальность Северного Кавказа в ряду прочих федеральных округов, сделав его практически особым округом под управлением вице-премьера Правительства России, чего не было за всю новейшую (если не всю вообще) историю пребывания России на Кавказе. Это вызвано острыми, нерешающимися социальными (безработица) и террористическими (сильное религиозно-экстремистское подполье) проблемами. Бороться с исламистами, назначая военных, как показал опыт президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова – метод неполный: обстановка в Ингушетии остается накаленной.

Кроме непосредственной борьбы с террором, необходимо давать населению работу, а также активно взаимодействовать с местным духовенством, что выбьет почву из-под ног террористов. Для развития занятости необходимо решить проблему инфраструктурной неразвитости республик (как следствие – отсутствие инвестиций), создания рабочих мест и отстраивания разрушенных зданий. Для этого Хлопонин, как хорошо показавший себя в глазах Кремля управленец, подходит весьма кстати. Однако остается открытым вопрос – кто будет у него «на подхвате» для решения военных вопросов.

Вероятно, ставка делается также на то, чтобы отладить финансовые потоки, идущие на Северный Кавказ из Центра и так там и оседающие без должной отдачи (за некоторым исключением). В этой связи назначение Хлопонина похоже на назначение Анатолия Сердюкова главой Министерства обороны. Правда, должной отдачи последнее не принесло.

Во-вторых, Кремль поставил руководить федеральным округом человека не только невоенного, но и непитерца (хоть и полковника в запасе). Это можно истолковать как в контексте усиления самого Медведева, так и с точки зрения перетасовки региональных кадров, который активно проводит тандем Путина–Медведева. Недавно фактически смещенный Эдуард Россель, как и Александр Хлопонин – сильные и успешные руководители. Такие кадры опасно надолго отставлять на одном месте.

В-третьих, Хлопонин – человек Центра, а это означает, что Кремль, давая некий имиджевый «плюс» Северному Кавказу, не хочет упускать из рук общее управление им: местные руководители давно пытаются поставить на место полпреда Президента своего человека.

Какую отдачу может принести назначение Хлопонина? Сомнений больше, чем уверенности.

Судя по накалу противостояния, региону требуется масштабное кадровое обновление, которое приведет туда целую плеяду экономистов и силовиков. Первых – для восстановления республик, вторых – для борьбы с партизанами. Однако такой «простой» подход неизменно привел бы росту местного сепаратизма, так как жители республик очень ревностно относятся к приходу всякого рода «варягов». Но и оставлять регион только на республиканские власти и их ставленников тоже нельзя – уровень коррупции на Кавказе известен всем. И нынешняя плеяда руководителей национальных республик вовсе не является лучшей. Посему, на первый взгляд, требуется медленное обновление (что не вызовет резкого роста недовольства Центром). Однако такой подход – лишь отсрочка для нового коллапса, призрак которого маячит на горизонте. Это мозаичные и дискретные решения, свидетельствующие о бессистемном (в целом) подходе к проблемам Кавказа. Он обходит стороной ключевой вопрос – что делать с засидевшимися управленцами республиканского уровня?

«Аккуратный» подход Кремля к назначениям показывает, что Центр опасается местной региональной фронды и повторения 1990-х. Особенно это актуально на фоне проблем с дотациями в эти регионы, когда Резервный фонд – основное средство покрытия дефицита бюджета – будет истощен. Может, пора отважиться на большие изменения в кадровой политике, пока не поздно? Например, расширить права (или ввести такой институт, если его нет до сих пор) центральных финансовых аудиторов, чтобы бороться с местным казнокрадством.

Хлопонин – не специалист. И сколько бы ни утверждали, что специалисты должны находиться в подчиненном состоянии, а общее руководство может осуществлять талантливый организатор, во главе российского Северного Кавказа должен стоять именно специалист. Межэтнические конфликты, безработица, рост религиозного радикализма, незатухающая борьба с подольем – для того, чтобы во всем этом разобраться, требуется провести за «штудиями» не один месяц, если не год.

Для такой роли более подходит класс военных, прошедших Первую или (и) Вторую Чеченские кампании и знающих местный менталитет и обычаи (наподобие погибшего генерала Анатолия Трошева). Новичок может наломать массу дров, что уже было в начале 1990-х годов.


Количество показов: 5623
(Нет голосов)
 © GLOBOSCOPE.RU 2006 - 2024
 E-MAIL: GLOBOSCOPE@GMAIL.COM
Русская доктрина   Институт динамического консерватизма   Русский Обозреватель   Rambler's Top100